Понятие и виды правотворчества
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов или непосредственно народа (на референдуме), или по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.
Правотворчество – это составная часть понятия формирования права. Под формированием права понимают сложный, длящийся во времени, многофакторный процесс становления в обществе нормотворческих решений (идей, взглядов, обусловливающих необходимость принятия нормативно-правовых актов). Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен в первую очередь социально-экономическими потребностями общества в конкретный исторический период. Существенно влияет на формирование права уровень правосознания и правовой культуры общества, национальный, этнический, религиозный и иные факторы, а также международное положение страны. Правотворчество – это решающий и завершающий этап формирования права. Законотворчество является видом правотворчества.
Законотворчество определяется Г. Т. Чернобелем как «деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемая в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в конституции». Законотворчество, по мнению Т. А. Золотухиной, является одним «из важнейших признаков практически любого государства независимо от его типа и формы».
История государств показывает, что правотворчество оказывает существенное влияние на общество. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Законы могут разрушить экономику, нанести вред природе, общественной дисциплине и порядку, довести государство до потери экономического и политического суверенитета. Крах СССР тому наглядный пример. В России в начале XXI в. в качественной переработке нуждаются многие законы, процесс их создания. Издание законов несовместимо с поспешностью действий. Однако именно этот недостаток широко распространен в России.
Вторая проблема связана с практикой законотворчества в субъектах РФ. По этому поводу Т. А. Золотухина отмечала, что «… эта практика на сегодняшний день не оправдала заложенную в ней идею создания совершенной правовой системы: она не только выявила проблемы, существующие в федеральном законодательстве, но и породила открытую конфронтацию между законодательной деятельностью различных уровней власти в Российской Федерации, деструктирует единое правовое пространство, способствует развитию центробежных тенденций».
Расхождения в законодательстве затрудняют развитие бизнеса, а поэтому нужно единое правовое поле, чем ориентация на общие стандарты.
Для того чтобы нормативно-правые акты были понятны для правоприменителя и для правопользователя, они должны быть выполнены на высоком уровне юридической техники.
Критерии оценки юридической техники нормативно-правовых актов
1. Четкость норм, понятий. Например малопонятным является термин «релаксационный тренинг» (законодательство о государственной границе, или «апофатический метод»). Если закон регулирует узкую сферу общественных отношений (компьютерное право, атомное право, медицинское право, военное право, дипломатическое и др.), то он должен содержать специальные термины. Нормативно-правовые акты, обращенные к широким слоям населения, нуждается в простоте изложения, не должны иметь непонятных для большинства населения сокращений.
2. Оптимальный объем нормативно-правового акта обеспечивает его обозримость, сводит к минимуму противоречия и повторения.
3. Унификация и единообразие форм, структуры, реквизитов (название; номер; указание органа, принявшего акт).
Структура закона включает преамбулу, основную часть (части, разделы, главы, подразделы, которые рубрицированы); заключительные и переходные положения.
Законодательная техника – это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т.п.). Ю. А. Тихомиров определяет юридическую технику как систему правил, «… предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона». Низкая законодательная техника связана с быстрым рассмотрением Государственной Думой России многих законов, когда за несколько дней их пытаются принять сразу несколько.
Правотворчество предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права. Одновременно правотворчество – это специфическая правоприменительная деятельность, так как осуществляется в определенных правовых рамках.
Виды правотворчества классифицируются:
1) по субъектам:
а) на правоустановительную деятельность государства, когда нормы права создаются компетентными государственными органами;
б) путем санкционирования государством норм негосударственных организаций, обычаев, которые после этого приобретают общеобязательное значение, юридическую силу. Компетентные органы государства в определенных случаях могут поручать негосударственным организациям принятие нормативно-правовых актов (например, профсоюзам);
в) путем непосредственного правотворчества народа – референдума. Участие государства в процедуре непосредственного правотворчества является минимальным. Она заключается в объявлении референдума, «оформлении» его результатов, опубликовании и введении принятого решения в действие;
2) по юридической силе принимаемых правотворческих решений они могут быть законами или подзаконными актами;
3) по содержанию:
а) принятие нормативно-правовых актов;
б) изменение и дополнение нормативно-правовых актов;
в) отмена нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества
Правотворчество в демократических и антидемократических государствах может осуществляться по-разному и по различным причинам. В идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости, научности, демократизма, гласности, гуманизма.
Принцип законности в правотворчестве означает, что каждый нормативный акт должен приниматься в пределах компетенции государственного органа и в строго установленном нормами права процессуальном порядке, а сам принимаемый нормативно-правовой акт по содержанию не должен противоречить ранее принятым, обладающим по сравнению с ним большей юридической силой нормативно-правовым актам.
Принцип справедливости в правотворчестве означает установление равных прав и обязанностей для всех субъектов права независимо от их происхождения, социального положения, отношения к религии, принадлежности к той или иной политической партии и т.д.
Принцип научности правотворчества заключается в учете при разработке текста научных рекомендаций экономических, политических, идеологических, юридических обоснований необходимости принятия данного нормативно-правового акта, учета требований юридической техники, компетенции правотворческого органа, а также непосредственном участии ученых-юристов в правотворческой работе. Надо отметить, что со времен перестройки и до наших дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место факты лоббирования законов.
Принцип демократизма в правотворчестве заключается в участии народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России после принятия Конституции 1993 г. этот принцип так же не действует. Конституцию 1993 г. не обсуждали. Более того, ряд законов в России с 1991 по 2005 гг. вообще противоречит интересам государства и народа. Законы выражают интересы олигархов, правительства, но не интересы подавляющего большинства российского народа.
Принцип гласности в правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати, на телевидении и т.д. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о гуманизме, справедливости, добре и зле.
В последние годы получило распространение обсуждение проектов законов в интернете. Это может повлиять на совершенство лишь юридической техники будущих законов.