Легитимность и эффективность государственной власти
В конце XX в. в России стала популярна тема легитимности политической власти, которой российские ученые увлеклись, подражая европейским и американским политологам. Силу стали считать не главным источником государственной власти. После событий 3–4 октября 1993 г. интерес к проблеме легитимности государственной власти был не только научный, но и практический.
Государственная власть должна быть легитимной как по происхождению (установлению), так и по способам и методам реализации своих функций.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: рациональный (установлен демократически и на основе законов), идеологический (по признанию идеологических ценностей власти), традиционный (в силу обычаев и веры в священность веками существующих порядков), харизматический (на вере в необычный дар властителя).
Легитимация государственной власти – это ее признание или подтверждение законности права на власть, обладание престижем. Теневая власть может быть также легализована, если будет официально разрешена деятельность этих организаций, претендующих на власть.
Любая государственная власть ищет поддержки в обществе. Традиционно большинство населения страны добросовестно и сознательно подчиняется требованиям государственной власти в лице государственных органов и должностных лиц. Однако не всегда поддержка политики государственной власти большинством населения есть благо. Необходимо еще, чтобы деятельность государственной власти получила одобрение международного сообщества, не ущемляла права соседних государств, не противоречила морали.
Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:
1. Признание государственной власти легитимной по происхождению, своему источнику, установлению, передаче. 2. Одобрение подавляющим большинством населения деятельности субъектов государственной власти. З. Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряются подавляющей массой населения. 4. Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества. 5. Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации. 6. Признание и ратификация государством международно-правовых документов по проблемам международной безопасности и защите прав и свобод человека, одобренных большинством стран – членов ООН.
Все перечисленные признаки легитимности государственной власти можно классифицировать на внутренние и внешние. Это очень важная классификация, которая необходима при анализе государственной власти конкретных государств. Безусловно, главной является внутренняя легитимность, а внешняя – вспомогательным критерием. Причем легитимность не может быть абсолютной, так как в любой стране есть недовольные властью. Так, 700–1000 недовольных в столице Киргизии Бишкеке смогли сместить весной 2005 г. президента А. Акаева, который в большей степени имел внешнюю легитимность своей власти, чем внутреннюю. В Белоруссии президент А. Г. Лукашенко пользуется доверием и поддержкой подавляющего большинства населения, что не позволяет зарубежным противникам его режима организовать в этой стране государственный переворот.
Очень важно и то, как сама государственная власть себя оценивает, насколько она уверена в своих силах, правоте действий. Это очень важно. В Библии есть на этот счет умные слова: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (от Луки, 14: 11). Более скромные властители пользуются большей симпатией, так же как и признающие свои ошибки.
На наш взгляд, частые оправдания власти перед собой и населением являются показателем ее неуверенности в своих действиях и в непопулярности ее политики среди населения.
Легитимна ли государственная власть в современной России? На этот вопрос ответить не просто. Если речь идет о власти в субъектах РФ, то она в большей степени нелегитимна. Согласно п. 1 ст. 77 Конституции РФ «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно…». Где сказано, что Президент РФ рекомендует законодательным органам субъектов кандидатуры глав субъектов? В законе, обладающем меньшей юридической силой. Да, процедура назначения более эффективна и дешевле, но тогда надо вносить изменения и поправки в Конституцию РФ. И даже если политическая партия, победившая на выборах в законодательный орган субъекта РФ, будет выдвигать своего лидера на замещение должности главы субъекта РФ, то и в данном случае его не должен утверждать Президент РФ, если следовать норме Конституции РФ.
Что касается легитимности федеральных органов государственной власти, то она имеет конкретно-исторические особенности даже в период с начала 90-х гг. до начала XXI в. Форма правления в России по Конституции РФ 1993 г. приобрела монархические черты. К такому выводу можно прийти, изучив текст Основного Закона страны, по которому глава государства является единовластным правителем, обладает неограниченными полномочиями, процедура его импичмента нереальна. Президент также имеет право издавать указы, юридическая сила которых не менее юридической силы конституции страны и федеральных законов. Статья 10 Конституции РФ, закрепляющая разделение властей, является декларативной, так как в стране нет глав судебной и законодательной властей, а глава исполнительной власти не самостоятелен. Более того, деятельность Правительства РФ дублируется Администрацией Президента РФ. Фактически исполнительная власть в стране находится в руках у Президента РФ и его Администрации. Правительство страны ответственно только перед Президентом РФ, так как только он может отправить его в отставку. По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ может на основании ст. 109, 111 (ч. 4), 117 (ч. 3, 4) распустить Госдуму РФ. Последняя может выразить недоверие Правительству РФ, но не может отправить его в отставку. Гораздо большим влиянием до 2000 г. пользовался Совет Федерации, который состоял из глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ и мог воздействовать на Правительство РФ.
С 1993 г. в России форма правления не соответствует механизму республики. Уходя раньше положенного срока, Б. Н. Ельцин, как и заявлял ранее, передал исполнение президентских полномочий премьеру В. В. Путину, а не избранному в соответствии с Конституцией президенту. В этот же день был подписан Указ В. В. Путина «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», в котором пункт «д» закрепляет неприкосновенность Б. Н. Ельцина, т. е. речь идет о его юридической безответственности, иммунитете от любого судебного преследования, что характерно лишь для монархии. Ответственность за ошибку В. В. Путина впоследствии взяла на себя Государственная Дума РФ, которая 25 января 2001 г. приняла специальный Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Все гарантии, ранее закрепленные в Указе исполняющего обязанности Президента РФ, нашли закрепление на законодательном уровне. Мнение населения страны по этому вопросу никто не спрашивал потому, что оно легко прогнозируемо и явно не в пользу вышеназванных льгот и гарантий в отношении первого Президента РФ. Реформированный в 2000 г. Государственный Совет уже не обладает таким влиянием, как ранее Совет Федерации, так как состоит из лиц, назначенных и лояльных Кремлю. Замена Советской Республики на парламентскую, а затем президентскую в ее нынешнем варианте не способствует укреплению государства и благополучию большинства ее населения. В России в 1995–2005 гг. так и не получило развитие местное самоуправление и другие демократические институты. Российская многопартийность конца XX – начала XXI в. – это обман, так как в основном представляет собой искусственные, зарегистрированные в Москве отростки партии во главе с лицами одной национальности.
СМИ в России зависят от органов власти и крупного капитала. Парламент не только отстранен от формирования правительства, но и мало влияет на политическую жизнь в стране. В регионах один и тот же человек или клан правят десятилетиями. Провозглашенные в Конституции 1993 г. широкие демократические права и свободы человека и гражданина обеспечиваются крайне недостаточно или не обеспечиваются вообще. Государственная власть еще в 90-е гг. была криминализирована, а, следовательно, всё чаще применяла криминальные способы и методы реализации своих функций. К 2000 г. от демократии периода «перестройки» и даже «застойных» времен остались одни воспоминания. В этой связи интересны оценки известного политолога А. А. Зиновьева. По его мнению, М. Горбачев и Б. Ельцин привели страну к капитуляции. «Россией управляет колониальная администрация, выполняющая волю Вашингтона». Не может быть государственной власти абсолютно легитимной, но и не может долго существовать относительно нелегитимная власть. В России после президентских выборов 2004 г. верховная государственная власть по происхождению является легитимной, но она должна стремиться стать легитимной и по реализации своих функций.
В России государственная власть станет относительно легитимной лишь тогда, когда установит стабильность в обществе, поднимет уровень и качество жизни своих граждан, обеспечит правопорядок и безопасность государства. А это под силу только грамотным, обладающим высокой общей и правовой культурой, воспитанным в патриотическом духе, национально ориентированным государственным деятелям.
Проблема эффективности государственной власти в России в настоящее время исследуется как на общероссийском, так и на региональном уровнях. В истории осуществления государственной власти в нашей стране были периоды проявления ее силы и слабости. Сумел киевский князь Владимир крестить Русь – проявление силы, сумели Иван Грозный, Петр I и Александр II провести свои реформы и достигнуть поставленных целей – проявление силы. Были свергнуты Кий, Николай II и другие – проявление слабости. Эффективна была власть в более поздние времена: в период коллективизации сельского хозяйства, индустриализации и культурной революции так как также достигалась цель. При этом сами цели власти были как социально полезные, так и вредные.
Главная цель цивилизованной государственной власти заключается в обеспечении прав и свобод человека, достижении всеобщего блага. Граждане должны требовать от государства обеспечение нормальных условий своего экономического и духовного существованиями тогда возможен подлинный патриотизм граждан как ответное чувство за заботу о них со стороны государства. В годы перестройки в СССР стремились создать демократическую власть, а получили власть слабую, беспомощную, раздробленную. К власти под видом борьбы с несвободой и бесправием в СССР привели людей безвольных, зависимых от лоббистских организаций. Негативными итогами этого явились бесправие граждан, распад государства, криминализация общества и государственно-властных структур. В настоящее время Россия продолжает оставаться воюющим государством, что требует концентрации власти в одних руках.
В России всегда существовала кадровая проблема. Как правило, на руководящие и ответственные должности выдвигали не талантливых и достойных, а по принципу личной преданности, землячества и родства, существовала ангажированность кадров. Необходимо кардинально менять государственную кадровую политику. Современной России нужны волевые, решительные, компетентные госслужащие, умеющие сотрудничать с различными политическими силами, способные объяснить конкретные общественные явления с позиций политической теории.
Можно сказать, что если государственная власть оказывает влияние на экономические, политические, правовые и духовные процессы на территории государства, то она эффективна.
В условиях современной России необходимо повысить эффективность государственной власти на уровне федерации, федеральных округов и субъектов РФ.
Влияние на экономические процессы в России федеральных органов государственной власти существенна, но она не обеспечивает должного межрегионального взаимодействия, борьбы с контрабандой и теневой экономикой, контролируя финансовые, товарные потоки, перемещения людей и транспорта.
Государственная власть эффективна тогда, когда происходит взаимовлияние государственной власти и общества друг на друга. Причем показатель эффективности государственной власти – это не только ее влияние на общество, но и полезность обществу, обеспечение уровня и качества жизни населения. В России после развала СССР уровень и качество жизни подавляющей массы населения резко ухудшилось, смертность превысила рождаемость, минимальная заработная плата и пенсии стали в несколько раз ниже прожиточного минимума, что на практике привело к экономическому геноциду, к уничтожению руководством страны своего собственного народа, особенно русского.
Российское общество дифференцированно, слишком велик разрыв между богатыми и бедными. Государственная власть соблюдала интересы богатых и тем самым нарушала интересы бедных. Необходимо к этому добавить и слабость информационно-аналитического обеспечения государственных органов. В сфере правовой политики Кремля можно отметить, что многие законы не продиктованы жизнью народа. Ряд правовых институтов заимствован на Западе, что свидетельствует о гетерономности российской правовой системы в целом.
Куда трансформируется современная государственная власть? Кто знает, что ждет нас впереди: исчезновение России с политической карты мира к 2015–2025 гг., заселение ее территории мигрантами или воссоздание ее в границах СССР, Российской империи или в составе Славянского союза? Все будет зависеть от политической воли верховной государственной власти и степени ее зависимости от зарубежных стран.
Властные отношения
Властные отношения – это разновидность управленческих общественных отношений, в процессе которых властвующий субъект навязывает свою волю контрсубъекту.
Структура властных отношений состоит из таких элементов, как субъект, контрсубъект и содержание властных отношений.
Субъект государственной власти – это ее активный носитель, которым могут быть экономически и политически господствующие классы, нации, расы, народ, политические партии, а в абстрактной форме – государство, его органы.
Контрсубъект государственной власти – это те лица, на которые воздействует субъект государственной власти, подчиняя своей воле. Он всегда пассивен. Контрсубъектами государственной власти могут быть индивиды, их объединения, классы, нации, расы.
Содержание властных отношений – это навязывание воли властвующего субъекта подвластным и подчинение последних этой воле. Для навязывания своей воли властвующий субъект использует право, методы убеждения и принуждения. Для принуждения ему необходимо обладать определенной силой, аппаратом. Подчинение субъекту власти в ряде случаев может быть и добровольным. При наличии такого согласия государственную власть можно назвать легитимной.