З. Факультативные признаки государства
К неосновным (факультативным) признакам государства следует отнести:
1. Государственный язык. Для сохранения целостности государства, единства населения, проживающего на определенной территории, хотя бы один язык должен иметь статус государственного. Его еще называют официальным языком. Это язык, который используется в законотворчестве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т.д. Их может быть два, три и более, но чаще всего в конституции закрепляется один государственный язык. В ряде государств различаются понятия официальный и государственный язык. Например, в Швейцарии, по конституции, официальными языками являются немецкий, французский, итальянский, а государственными языками – немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Исключение составляет лишь Бельгия, где провозглашена свобода употребления языков.
2. Государственная символика (знаки). Государственная символика устанавливается конституцией или специальными законами страны. Государственная символика, как правило, учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет, самобытность, идеологию. Примерами государственных символов являются флаг, герб, гимн, печать и др. В России с конца 1991 г. и до декабря 2000 г. не было даже закона о государственных символах.
3. Национальная валюта (деньги) эмитируется государством для использования на его территории для расчетов и платежей. Страны-члены Европейского Сообщества, введя евро, фактически во многом приблизили свою конфедерацию к федерации.
4. Признание государства международным сообществом государств, его международной правосубъектности.
Итак, современное государство должно соответствовать всем вышеназванным признакам. Отсутствие хотя бы одного из них ведет к его непризнанию в качестве субъекта международного права, или оно фактически будет являться зависимым от МВФ, других международных организаций или государств. Современная Россия во многом еще не реализовала все признаки суверенного, заботящегося о своей безопасности государства, средства массовой информации которого не защищают исторически сложившиеся духовные ценности русского народа.
ГЛАВА IV. Понятие и основные признаки права
Понятие права
Проблема понимания права относится к числу основных и вечных в юридической науке. С древнейших времен ученые спорят о том, является ли право явлением природным, возникающим в результате объединения людей в группы, или оно есть совокупность искусственных норм, созданных общественными органами.
В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к цивилизации возникла необходимость установления и поддержания единого порядка среди населения, проживающего на определенной территории. Таким средством явилось право – система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Государство установило в обществе единый порядок путем санкционирования устоявшихся обычаев, издания законов и путем создания судебных и административных прецедентов. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений. В конце XVII в. В. Пени, отвечая на вопрос, что есть право, писал, что лучше бы было, если данное понятие дал не ученый, а коллегиальный государственный орган. По его мнению, понятие о праве всегда связывали с наследованием, выборами, браков, купли, завоевывания и т.д. Однако «понятие о праве – завоевывание – с нравственной точки зрения является сомнительным… Все, кто не может защищаться и сопротивляться, вынуждены подчиняться».
В настоящее время в теории права существует множество подходов к определению понятия «право», появляются различные концепции, авторы которых пытаются представить себя открывателями нового, единственно верного учения о праве. Понятно, что понятие «право» по содержанию и объему должно отличаться от понятий других социальных регуляторов. По мнению французского теоретика права Жан-Луи Бержеля, «дать точное и лаконичное определение праву представляется невозможным. Термин «право» моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле «справедливого» и «справедливости», тогда как для юристов этот термин означает комплекс «юридических нормативов и правил».
Существуют разные определения права, разные о нем представления. Однако адекватным в юриспруденции, считает В. А. Четвернин, лишь юридическое понимание права. Сам он дает следующее определение права: «Право – это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов (индивидов и организаций). Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т. е. должны признаваться и защищаться государством».
А. Б. Венгеров отмечает, что в теории права отчетливо формируется два подхода к понятию права – монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право – это объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества.
Исходя из плюралистического (широкого) подхода, право – это мера свободы личности, с учетом свободной воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А. Б. Венгеров определяет «право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах и других формах, обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания, стабилизации, либо социально-экономического развития».
В современной философии права Ю. В. Тихонравов сделал попытку дать эмпирическое определение права: «Право есть система регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями, при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти». Однако в данном случае под организациями можно понимать что угодно. Поэтому лишь обладание государственной властью позволит сделать норму права общественно обязательной.
В социальном плане право всегда выражало и закрепляло волю и интересы стоящих у власти классов, наций, групп. По «Салической правде» франков, созданной еще в V в., за убийство свободного устанавливался штраф 200 денежных единиц (солидов), за королевского слугу – 600, за раба – 35 солидов в пользу хозяина. По «Русской правде» за убийство княжеского дружинника был штраф 80 гривен, за убийство «купчины» – 40, а за убийство холопа – 5 гривен хозяину.
Явное или завуалированное закрепление неравенства людей прослеживается и во многих других памятниках права. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо и точно подметили в период капитализма, что буржуазное право – это «… возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Итак, право в любом обществе и государстве не одинаково по своей сути. Оно, как правило, выражает волю и интересы экономически и политически господствующих классов, наций, элит. Однако в постсоветской юридической науке право стали рассматривать не как орудие господствующих классов, наций, элит, а как волю всего населения страны, как надклассовое явление. Наличие волеизъявления различных социальных сил и индивидов в своем содержании и другие черты позволили определить право как систему «… общеобязательных, формально-определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни».
Существует понимание «права», как триединства равенства, свободы и справедливости. В последние годы некоторые авторы считают, что история и теории правовой мысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания. В. С. Нерсесянц один тип понимания права условно называет юридическим (от jus – право), а другой – легистким (от lex – закон).
Согласно легисткому подходу, право – это продукт государства (государственной власти), принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право – объективное, независящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, т. е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, сущностью, отличительными принципами и т.д. Юридическое правопонимание В. С. Нерсесянц считает антилегистким. Оно имеет свои два подхода: естественно-правовой и либертарно-юридический (исходящий из различения права и закона, где право – не естественное право, а принцип формального равенства). «Согласно либертарно-юридическому (формально-юридическому) правопониманию, право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений». По мнению В. С. Нерсесянца, либертарное правопонимание соответствует формальной природе права, его статусу должного, «… право – это лишь форма общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения, не их фактическое содержание». Цель права – сделать закон (позитивное право) и государство правовым. Право – это форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права и поэтому право, по определению, справедливо. Действовать по справедливости – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права. «Какого-либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет», – считал В. С. Нерсесянц. Он отрицал иные аспекты и формы справедливости – нравственную, религиозную, политическую, экономическую и др., так как в них нет всеобщего и равного для всех, а доминирует частный интерес, партикулярные притязания. Что касается социальной справедливости, то она, по мнению В. С. Нерсесянца, «может, как соответствовать праву, так и отрицать его».
Ценность права в любой юридической теории заключается в том, что в его основе лежит принцип формального равенства в его юридическом понимании. Но понятие «справедливость» всегда считалось философской категорией морально-правового и социально-политического сознания, оценивающей общественную деятельность с точки зрения долженствования.
На протяжении всей истории социальной организации человечества продолжается спор о понятии и сущности права.
В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в закон государственную волю (с 30-х гг. в советском праве имелась в виду воля трудящихся). В либертарно-юридической теории под сущностью права имеют ввиду нормативно закрепленное формальное равенство. Сущность тесно связана с социальным назначением того или иного класса, его потребностью для определенной социальной общности. Либеральные ученые считают, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально-значимых отношениях. Обобщая опыт поиска оптимального определения права, Ю. А. Тихомиров дал следующее понятие этому правовому явлению: «Право – это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующие общественные отношения, обеспеченные государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества».
Чтобы не допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или государства), следует использовать критерий справедливость (ограничивающий правовое от не правового). Право не может быть несправедливым. Оно в своей сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально-значимых отношениях. Однако фактически в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идеи пользы и справедливости, которые могут выступать в этой роли либо поочередно, либо одновременно.
Право не может быть сведено исключительно лишь к источникам юридических норм: законам, указам, постановлениям, решениям судов и т.д. Как социальное явление, право не исчерпывается формальными характеристиками. Как общественный инструмент, право имеет глубокие корни в культуре людей, их традициях, фольклоре, национальной психологии. Кроме того, феномен права связан с такими фундаментальными понятиями, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые неоднозначно толкуются в науке даже в рамках одной эпохи и, тем более, в различных эпохах, обществах и культурах. Поэтому представления о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими.
На формирование права каждой страны оказывают влияние состояние и уровень развития экономики, национальный состав населения, уровень правовой и политической культуры, место религии в государстве и т.д. В силу этого право каждой отдельной страны имеет индивидуальные особенности. Поэтому любое абстрактное определение права будет неполным, относительным.
Но при этом для права всегда будут характерны следующие особенности, оно будет:
v выражать волю сильных (большинства общества (это в идеале), класса, нации, расы, политической партии, господствующей конфессии и т.д.);
v определять меру свободы индивидов и социальных групп;
v разграничивать и упорядочивать интересы индивидов и социальных групп;
v упорядочивать общественные отношения, устанавливать определенный правопорядок;
v являться системой общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством или международными организациями.
Итак, право – это воля социальной силы в конкретно-исторический период обусловленной экономическими, политическими, моральными, религиозными устоями, представляющая систему общеобязательных, формально определенных норм, установленных (санкционированных) государством или международными организациями, охраняемых ими от нарушений и регулирующих общественные отношения.
Основные признаки права
Связь с государством. Право – это совокупность норм, установленных или санкционированных государством. Из всех разновидностей существующих социальных норм только правовые нормы исходят от государства. Все остальные складываются стихийно или создаются негосударственными организациями, объединениями и их органами (партийными, религиозными и т.д.).
Правовые нормы устанавливаются либо компетентными государственными органами непосредственно, либо путем передачи ими своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными организациями или их органами, либо путем санкционирования социальных норм (обычаев). Правотворческой деятельностью могут заниматься непосредственно организации (в США – профсоюзы с согласия санкций государства и под его контролем). Государство и право взаимосвязаны и не могут существовать в отрыве друг от друга.
Формальная определенность – письменное выражение норм права в признаваемых государством формах (законах, указах, судебных и административных прецедентах, нормативно-правовых договорах и иных официальных актах). Формальная определенность права обеспечивает ему устойчивость. Эти формы устанавливают права одних и обязанности других лиц, гарантируя для них возможность защитить свои права, ссылаясь на эти формы права в ходе судебного разбирательства, других видах юридической практики. Формальная определенность права делает его доступным для всех субъектов права.
Системность права. Право – это не простая совокупность издаваемых или санкционированных государством правил поведения, а систематизированная совокупность. Право – это система правовых норм, построенная на научных, формировавшихся веками принципах. Система права строится с учетом объективных и субъективных факторов. К первым относятся реально существующие, независящие от сознания и воли отдельных лиц общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Эти отношения подразделяются на внутренние однородные связи между людьми (экономические, политические, социально-культурные), которые, в свою очередь, делятся на отношения более узкого, специфического характера (имущественные, трудовые, семейные и др.). Разновидности объективно складывающихся общественных отношений и определяют систему права, его внутреннюю структуру, которая представляет собой объединение правовых норм в отрасли и институты права.
Субъективные факторы – это политические и правовые представления законодателей, специфика планирования законодательных работ, используемые формы систематизации законодательства. Эти факторы находят свое выражение в кодифицированных нормативно-правовых актах (кодексах, статутах, уставах) и в инкорпоративных изданиях (сборниках законов, собраниях законодательства). Нормы права отличаются от норм морали тем, что устанавливают только определенные права одних субъектов и обязанности других, нормы поощрения и нормы юридической ответственности. Нормы права – это элементарные частицы права. В процессе становления и развития нормы права группируются в институты и отрасли. Ни одна отрасль права не может выполнять функции, которые выполняет право в целом.
Общеобязательная нормативность. Это ведущий признак права, согласно которому все нормы права распространяют свое действие на территорию всей страны, на все население, т. е. они не персонифицированы. Наряду с правом в любом классовом обществе действуют и другие социальные нормы: мораль, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они тоже играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. В отличие от этих социальных норм, право является общеобязательным государственным регулятором общественных отношений. Другие социальные нормы, как правило, распространяются лишь на отдельные социальные группы. Так, например, обычаи в условиях развитого цивилизованного общества имеют лишь местное, либо внутренне согласованное значение, нормы общественных организаций обязательны только для их членов, религиозные предписания, обряды и ритуалы не идентичны для лиц разного вероисповедания и т.д. Нормы права предназначены для неопределенного, абстрактного круга лиц. Это обеспечивает неоднократность действия права, его протяженность во времени.
Принудительный характер права. Это означает, что его нормы в ходе их неисполнения, несоблюдения обеспечиваются государством и его аппаратом принуждения.
Юридический формализм – это строение права в виде различных процессуальных форм, которые являются способами решения определенных дел и способами разрешения социальных конфликтов. Юридический формализм считается большой социальной ценностью, которая учитывает многовековой опыт поиска справедливости в сложных и запутанных человеческих отношениях. Например, презумпция невиновности как особая юридическая конструкция предполагает, что невиновен обвиняемый до тех пор, пока суд не провозгласил обвинительный приговор.
Действия через дозволения и субъективные права – это признак права, который означает, что только юридические нормы специально нацелены на выявление критериев поведения, которые признаются обществом и обеспечиваются государством в качестве правомерных, т. е. совершенных «по праву». Субъективное право – вид и мера дозволенного поведения, связанного с удовлетворением интересов. Но субъективные права не могут существовать без юридических обязанностей. Отличие субъективных прав от юридических обязанностей в том, что от субъективных прав можно отказаться, а от юридических обязанностей нет.
Волевой характер. Право есть своеобразное проявление человеческого сознания и воли. Оно выражает государственную волю. Воля в праве является собирательной. В науке обсуждается вопрос о том, чьи интересы находят закрепление в праве. У теологов ответ простой: в юридических нормах выражена божественная воля. У марксистов – воля экономически и политически господствующего класса, у буржуазных либералов – воля всего народа, в теории советских ученых – воля всех трудящихся. В праве выражается воля сильных в конкретно-исторический период. А это может быть большинство населения, класса, нации, членов конфессии, отдельных индивидов и т.д.
Иерархичность. Право, в отличие от иных социальных регуляторов, имеет дифференцированное внутреннее строение – иерархию, которая позволяет легко отыскать нужную норму, определяя ей точно указанное место в содержании права. Иерархическая структура права – это строение его норм по юридической силе, которое иногда называют вертикальной структурой права.
Динамизм – это изменчивость, обусловленная постоянным развитием регулируемых правом общественных отношений. Право есть постоянно обновляющаяся система норм, способная эффективно содействовать социальному прогрессу.
Правовые догмы
Принципы, презумпции, аксиомы и функции права, как правило, понимаются однозначно в одной и той же правовой семье и составляют в своей совокупности догмы права или основные положения учения о праве.
Принципы права – это основные, исходные положения, идеи права как специфического социального регулятора, важнейшие установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений.
Принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.
Категория принципов права выполняет важные функции не только в собственно юридической, но и во всей социальной сфере.
Принципы права выступают элементами конкретной правовой идеологии и характеризуют важнейшие течения политико-правовой мысли человечества. Принципы играют важнейшую роль в правотворчестве и правоприменении.
В зависимости от типа права они классифицируются на принципы права рабовладельческого, феодального, капиталистического (принципы установления и охраны частной собственности, свободы предпринимательства) и социалистического права, также принципы права переходного периода от одного типа к другому. Одни принципы права закрепляются в некоторых конституционных нормах, другие являются результатом толкования общего смысла законодательства и не закрепляются в конкретных статьях.
Принципы права по сфере их действия делят на следующие группы:
а) общеправовые;
б) межотраслевые;
в) отраслевые;
г) принципы правовых институтов.
Общеправовые принципы распространяют свое действие на всю правовую систему. К таким принципам относят демократизм, гуманизм, интернационализм, справедливость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, гласности, установление объективной истины. Эти принципы можно классифицировать на правовые (законность и другие) и неправовые (гуманизм и другие).
Отраслевые принципы выражают содержание отраслей законодательства и права. На их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только конкретную отрасль права.
В гражданском процессуальном праве действует принцип диспозитивности: в земельном праве – принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю.
Межотраслевые принципы определяют характер двух или более отраслей права. К ним относят принципы:
v личной ответственности (в уголовном, административном праве);
v неотвратимости ответственности (все отрасли права, предусматривающие юридическую ответственность);
v состязательности (в гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном праве).
Принципы правового института действуют в рамках одного института.
Правовая презумпция – это закрепленное в норме права предположение о наличии или наступлении юридических фактов, пока не доказано иное.
Виды презумпций: общеправовые, отраслевые и межотраслевые; опровержимые и неопровержимые.
Общеправовые: презумпция знания закона (незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение), презумпция справедливости закона и др.
Межотраслевые: презумпция невиновности, добропорядочности граждан.
Отраслевые: в гражданском праве презумпция авторства (считается, что автор тот, под чьей фамилией опубликовано (сделано, нарисовано) произведение, пока иное не будет доказано); в семейном праве презумпция отцовства (отец ребенка, рожденного в браке, муж).
Опровержимые презумпции: презумпция знания закона (если он опубликован в соответствующем порядке); презумпция правосубъектности участников правоотношений; презумпция вины перевозчика в утрате, повреждении, недостаче принятого для перевозки груза или багажа и др.
Неопровержимые презумпции: презумпция совершеннолетия; презумпция справедливости и целесообразности законов, не противоречащих конституции; презумпция отцовства мужа, давшего согласие на искусственное оплодотворение жены. Хотя, по большому счету, и эти презумпции опровержимы. Признать их равносильно признать абсолютную истину.
Правовые аксиомы – это положения, принимаемые за истину и не требующие специального юридического доказывания. Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. Выделяют следующие аксиомы:
1) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение;
2) люди рождаются свободными и равными в правах;
3) да будет выслушана вторая сторона;
4) гнев не оправдывает правонарушения;
5) если обвинение не доказано – обвиняемый оправдан;
6) тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного;
7) все, что не запрещено законом, разрешено;
8) закон, устанавливающий новый вид ответственности или ужесточающий прежнюю, не может иметь обратной силы;
9) благо народа – высший закон;
10) никто не может быть судьей в своем собственном деле;
11) пусть рушится мир, но торжествует правосудие и т.д.
Все эти и другие правовые принципы, презумпции и аксиомы считаются культурной ценностью. Хотя такие аксиомы, как «пусть рушится мир, но торжествует правосудие» и некоторые другие бессмысленны, так как никому не будут нужны, ни законы, ни правосудие в разрушенном мире.
Правовые презумпции и аксиомы – это не законодательные нормы, а правила, выработанные в процессе длительного развития юридической теории и практики и играющие важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества и правоприменения.
Юридические фикции (выдумки, вымыслы, реально не существовавшие события) – особые приемы, при которых действительность подводится под определенную вымышленную формулу, чтобы разрешить дело. Фикция противостоит истине, но принимается за истину.
Если презумпция – это вероятностно достоверное предположение, то фикция – заведомо ложное предположение, которое не может быть опровергнуто. Она никому не вредит, а наоборот, полезна. Например, признание судом гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ), объявление гражданина умершим (ст. 45 ГК РФ), усыновление (удочерение) в семейном праве и другие. Презумпции, фикции, аксиомы права дополняют собой классические правовые нормы и способствуют регулированию отношений между людьми.
Функции права
Правовое регулирование – это воздействие на поведение человека, общественные отношения при помощи права, его функций. Функции права – это основные направления его длительного воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его развития. При этом в функциях права всегда отражается сущность, социальная природа права, обусловленная классовой структурой общества, взаимоотношениями наций, населения и власти политических и религиозных организаций и т.д. Функции права выражают необходимость самого существования права как социального явления. В них реализуется назначение права, посредством них решаются задачи, стоящие перед государством и правом на определенных этапах общественного развития.
Регулятивная функция права – нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление. Регулятивная функция обеспечивает нормальную организационно-производственную деятельность общества. Регулятивная функция имеет три подфункции: регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую и регулятивно-охранительную.
Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативно-правовых актах.
Регулятивно-динамическая функция проявляется в воздействии права на общественные отношения.
Регулятивно-охранительная функция права – это правовое воздействие, направленное на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, идеологических и других правовых отношений, а также на ограничение и запрет отношений враждебных, чуждых данному общественному строю. Эта функция защищает господство определенных классов (наций, рас), политических элит.
Гуманистическая функция права заключается в сглаживании классовых, национальных и иных противоречий путем закрепления компромиссов между различными социально-экономическими группами, слоями, партиями, религиозными организациями.
Идеологическая функция права заключается в формировании в общественном сознании определенных принципов, правил поведения и духовных ценностей.
Ограничивающая функция права направляет на подавление мотивации неправомерного поведения (правомерный арест, задержание), обладает всеми признаками государственных уголовно-принудительных мер (наложение административного ареста на имущество юридических лиц, отзыв лицензии и т.д.).
Стимулирующая функция права направлена на побуждение мотивации правомерного поведения. Правовой стимул – это совокупность правовых норм, закрепляющих определенные средства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения. Виды правового стимулирования: государственные премии, награды, звания, вознаграждения (материальные и моральные блага), иммунитет (депутатский, дипломатический, консульский), преимущества (привилегии), льготы, поощрения.
ГЛАВА V ПРАВО И МОРАЛЬ