Основные подходы к изучению вопроса о происхождении государства и права

В любой науке принято начинать изучение объекта и предмета с вопроса об их происхождении. При этом устанавливается, когда возникли изучаемые явления.

Право и государство принадлежит к числу наиболее сложных социальных явлений. Вопрос об их происхождении проблематичен. Существует множество концепций происхождения государства и права, но ни одна из них не является общезначимой, не подтверждается неоспоримыми доказательствами, а поэтому может считаться лишь научной гипотезой. Среди них оригинальными являются органическая и патримональная.

Так, органическая теория Г. Спенсера (XIX в.) рассматривает общество как живой организм, развивающийся по закону эволюции, в котором все части тела специализируются на выполнении определенных функций: функции мозга выполняет правительство; кровеносная система – торговля, транспорт, связь и т.д. В патримональной теории (основоположник Галлер) происхождение государства связано с собственностью на землю: властитель земли становится главой государства, из права владения на землю следует право владения людьми, которые на этой земле проживают. Рассмотрим наиболее известные теории.

Необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных и доправовых институтов и учреждений от процесса зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших, так как в том и другом случае существуют разные условия возникновения и развития этого явления, значительно отличающиеся друг от друга закономерности их становления и последующего развития.

Существует множество теорий возникновения государства и права. Причины их многообразия заключаются:

v в сложности и многосторонности самого процесса возникновения государства и права, объективно существующих при этом трудностей его адекватного восприятия;

v в неизбежности искажения этого процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;

v в преднамеренном искажении возникновения государства и права в силу конъюнктурных или иных соображений;

v из-за смешения процесса возникновения государства и права с другими процессами (происхождение государства с развитием государства).

Наука о первобытном обществе возникла во второй половине XIX в., хотя попытки познать отдаленное прошлое человека делались еще в древности. При изучении вопроса о происхождении и сущности государства общечеловеческая мысль выработала несколько подходов, каждый из которых имеет собственное обоснование причин появления государства.

Первый исходит из того, что государство есть искусственное образование, создающееся по чьей-либо воле, не связанное и не зависящее от материальных отношений и факторов. Это может быть божественная или человеческая воля (договорное государство), общая или абсолютная воля объективного духа, не совпадающая с волей отдельных граждан и проявляющаяся в государстве, воля завоевателя (теория насилия, по которой государство предстает как извне навязанный обществу институт). Все эти представления выражались в виде различных теорий происхождения государства.

Второй подход объясняет причины возникновения государства естественно-историческими процессами развития общества, из материалистического понимания истории как метода познания, разработанного марксизмом.

В наиболее концентрированном виде марксистский подход изложен в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и статье В. И. Ленина «О государстве».

В последние годы в мире стали популярны антропологические теории возникновения государства и права, которые, однако, не дают убедительных ответов на многие вопросы о происхождении государства и права.

Теологическая теория

Согласно теологической теории государство и право созданы не обществом, а как и весь мир, есть творения Бога. В иудаизме Бог передает пророку Моисею законы – заповеди. В Суре 2 Корана под названием «Корова» в стихе 28 (30) читаем: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Ислам исходит из того, что существующее право исходит от Аллаха, который передал его людям через пророка Мухаммеда. Мусульманское право оказало сильное влияние на историю развития государства и права многих стран Востока. Его источниками считаются Священная книга Коран, Сунна, Иджма и Кияс.

Божественную теорию обосновывали многие религиозные деятели и христианской религии. В наши дни она получает свое подкрепление в учениях докторов теологии. Однако наиболее глубоко эта теория была разработана в «Новом Завете» в «Послании к римлянам» святого апостола Павла, также в Средние века Аврелием Августином (VI в.) и Фомой Аквинским (XII–XIII вв.), в XX в. Ж. Маритеном и др. В главе 13 стихе 1 «Нового Завета» апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшей власти; ибо нет власти ни от Бога, существующие же власти от Бога установлены».

Исходя из этого, Павел призывал подчиняться властителям. Тот, кто «противится власти противиться Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

Властвующий назван Павлом Божьим слугой, который имеет право наказывать за зло, а поэтому повиноваться надо не только из страха наказания, но и по совести. Далее в Послании следует очень резкий переход. Павел отмечает: «Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Государство, считал Ф. Аквинский, берет свое начало от Бога. Сущность его заключается в том, чтобы вести народ к определенной цели, которую определяет Бог. Всякая власть от Бога. Плохая власть дается Богом, когда он наказывает народ.

В силу того, что древние государства были теократическими, эта теория имела много примеров ее подтверждения на практике. Библия начинается книгой Моисея «Бытие», где в самом начале сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Сначала на всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. Они наделали кирпичей и сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».

В стихе 5 сказано: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у них язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. 7. Сойдем же, и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. 8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. 9. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». После всемирного потопа дети и внуки Ноя населили острова, земли. Их народы имели свои языки. Первыми возникли города-государства. Выходит, что государство так же старо, как и люди.

Согласно Библии основные законы были даны человечеству Богом через пророка Моисея. В главе 20 «Исхода» читаем, что надо почитать отца и мать, нельзя убивать, прелюбодействовать, красть, произносить ложных свидетельств. Глава государства, повелевая людьми, должен реализовывать волю Божью на земле, а поэтому люди должны ему беспрекословно подчиняться. Именно так эта идея изложена в христианстве, иудаизме и исламе. Наследование власти также исходит по воле Бога, чтобы было непреходящим благое царство. Главная функция государственной власти – поощрять доброе и наказывать злое. Если же власть бралась не за свое дело – за идеологию, то тогда начинал действовать Бог.

Без государственной власти нет порядка. Царь должен наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве и создавать условия для доброй жизни людей. Центральной категорией в теологических концепциях является теодицея – учение о принципах божественной справедливости и порядке их осуществления в мире.

Эта теория основана на вере. Опровергнуть ее с научных позиций никому пока не удалось, ибо пока никто не доказал небытие Бога. По логике данной теории Бог должен был создать мир совершенным и справедливым. Вопросов здесь больше чем ответов. Первый: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Второй: если Бог создал мир совершенным, то почему существуют в христианстве эсхатологические проблемы, представления о конце мира, человеческой истории? В «Апокалипсисе», в книге откровений апостола Иоанна можно прочесть о Страшном Суде, всеобщем воздаянии за грехи, которыми должна завершиться борьба добра и зла. Бог не только далек от людей, но и не понятен им. Надо отметить, что в самой Библии нет четкого описания создания Богом государства. При этом все верующие пытаются доказать, что это не цель Библии. Ее цель – спасение человека.

Что касается монархических государств, то они невозможны без формирования в народе монархического правосознания. В свою очередь монархическое правосознание формируется на базе религиозности.

Наши рекомендации