Великий князь (1533-1547), с 1547 года – царь.
Сын Василия III и Елены Глинской. Рано остался сиротой, в период «боярского правления (1538-1543) пользовался поддержкой митрополита Макария, с отрочества одержим идеей укрепления личной власти, стремился к достижению этой цели на протяжении всего правления, использовал различные способы укрепления власти.
Во внутренней политике:
а)1547 – венчание на царство и брак с Анастасией Романовой
б) Реформы Избранной рады: в 1549 – собор Примирения – первый земский собор, в 1550 – Судебник Ивана IV,1551 – Стоглавый собор и церковная реформа, военная реформа по образованию стрелецкого войска и 1555-1556 – «Уложение о службе», 1555-1556 – отмена системы кормлений, введение выборного местного управления
в)1565-1572 – период опричнины, период «вражьего разделения» государства и наибольшего количества расправ и казней(1569 – расправа с митрополитом Филиппом,1569-1570 – разгром Новгорода, 1571-1572 – походы крымского хана на Москву и победа объединенного земско-опричного войска под командованием Воротынского,1572 – отмена опричнины)
г)1575 – «политический маскарад» и провозглашение царем Симеона Бекбулатовича,
д)1581 - введение заповедных лет е)1582 – убийство наследника Ивана
Во внешней политике :
а) 1552 – присоединение Казанского ханства
б) 1556 – присоединение Астраханского ханства
в) 1581 -1585 – поход атамана Ермака в Сибирь и присоединение Сибирского ханства
г) 1558- 1583 – Ливонская война и потеря выхода к Балтийскому морю
В сфере культуры:
а) Иван Грозный проявил себя талантливым литератором в переписке с князем Курбским, в его письмах звучит живая разговорная речь, есть вероятность, что Челобитные Ивана Пересветова составлены также самим Иваном IV
б) 1564 – книгопечатание и деятельность Ивана Федорова («Апостол»)
в) составлен в середине XVI века Лицевой летописный свод, содержавший более 16 тысяч миниатюр,
г) произошло осуждение ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого на Стоглавом соборе
д) под руководством митрополита Макария составлены «Великие Минеи Четьи» - общерусский пантеон святых
е) участник Избранной рады Сильвестрнаписал знаменитый «Домострой»
ж) после взятия Казани был возведен в шатровом стиле Покровский собор на Красной площади (собор Василия Блаженного) Бармой и Постником Яковлевевым
Результаты деятельности:
1. Расширены территории государства на востоке, но потерян выход к Балтике
2. Укрепление деспотизма власти, завершение централизации в том варианте, когда формируется не столько аппарат управления, сколько аппарат террора 3. Фактически оформляется крепостное право с введением заповедных лет
4. Ведение многочисленных войн и период опричнины привели к хозяйственному разорению страны
5. Изменилась нравственная атмосфера общества: перестали действовать многие табу
Борис Федорович Годунов, царь(1598-1605)
фактический правитель государства (1584-1598)
Потомок татарского мурзы Чета, представитель клана Годуновых-Сабуровых, окольничий, выдвинулся в годы опричнины, женат на дочери Малюты Скуратова, сестра Бориса Годунова Ирина была женой царя Федора Иоанновича. В народной памяти остался как «лукавый, изворотливый и неискренний человек». В оценках историков присутствуют разные точки зрения: одни называют Годунова «популистом-временщиком», другие – «талантливым государственным деятелем».
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Во внутренней политике
а) отмена тарханов и ликвидация белых слобод
б) 1589- учреждение патриаршества в русской православной церкви
в) принятие указа «об урочных летах», вводивших 5-тилетний розыск беглых крестьян, что означало фактическое закрепощение крестьянства
г) 1591 – «углическое дело», т.е. гибель царевича Дмитрия в Угличе, которая в случае смерти Федора Иоанновича с большой вероятностью открывала дорогу Годунову к престолу
д) активная колонизация южных земель и западной Сибири
е) 1598 г. избрание Годунова земским собором на царство
ж) «колдовские процессы» над боярским кланом Романовых з) 1601-1603 попытки борьбы с голодом (раздача денег, государственных хлебных запасов)
и) попытка противостоять появлению самозванца «Дмитрия Иоанновича».
Во внешней политике
а) дважды продлевалось перемирие с Польшей в 1592 и 1602 году
б) русско-шведская война и Тявзинский мир, по которому вернули выход к Балтике
в) строительство оборонительных линий на юге страны, Смоленской и Астраханской крепостей, новых укреплений в Москве (Белый город и Скородом)
В сфере культуры:
а) «годуновский классицизм» в архитектуре
б) деятельность выдающегося фортификатора Федора Савельева (Федор Конь)
в) достроена на 20 метров колокольня Ивана Великого в Московском кремле
Результаты деятельности:
1.Укрепление позиций русской церкви и одновременно рост зависимости церкви от государства
2.Впервые в России появился выбранный на Земском соборе царь
3.Фактическое установление в России крепостного права
4.Во второй период правления Бориса Годунова начинаются события Смутного времени – гражданская война в России.
Алексей Михайлович Тишайший(1645 – 1676)
Сын Михаила Федоровича Романова и Евдокии Стрешневой, второй представитель династии Романовых ,получил хорошее образование (воспитатели – Б. Морозов, В. Стрешнев) знал греческий и польский языки, сам писал и редактировал многие указы, пробовал писать воспоминания о польской войне и руководство по соколиной охоте, строжайше соблюдал религиозные обряды; был вспыльчивым, но отходчивым человеком. К основным направлениям деятельности можно отнести: Во внутренней политике :
а) 1649 – принятие Соборного Уложения, оформление общегосударственной системы крепостного права
б) начало перехода к абсолютизму, что выразилось в прекращении созывов Земских соборов (1653 – последний земский собор о принятии Украины в состав России), реорганизации приказной системы и создании Приказа Тайных дел (1664-1676), исчезновении выборности в местном управлении и назначении воевод, в начале активной реорганизации армии (рост полков нового строя), создании разрядов (прообразы губерний);
в) 1656-1666 – реформы патриарха Никона и церковный раскол
г) в это правление происходит много движений социального протеста, связанных с процессом формирования новых сословий и установлением крепостного права, называемые «Бунташным веком»: 1648 – Соляной бунт,1650 – восстания в Новгороде и Пскове,1662 – Медный бунт,1666 – восстание Василия Уса,1667- 1671 – Крестьянское движение под руководством Степана Разина, 1668 -1676 – восстание в Соловецком монастыре; д) для защиты отечественного купечества приняты Торговый и Новоторговый устав.
Во внешней политике:
а) Инкорпорация Украины в состав России:1648 -1654 – освободительное восстание на Украине под руководством Богдана Хмельницкого, 1654 – Переяславская Рада и принятие Украины в состав России
б) 1654-1667 – русско-польская война и Андрусовский мир, разделивший Украину между Россией и Польшей. Заслуги дипломата и государственного деятеля А.Л.Ордина – Нащокина
в) 1656-1661 – Русско-шведская война и Кардисский мир
д) активная колонизация Сибири и расширение границ государства на восток. (1648-1649 – экспедиция Семена Дежнева
В сфере культуры:
а) Юрий Крижанич «Думы политичны» (возникновение западничества)
б)1665 – Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого, «Рифмологион», вирши, пьесы Симеона Полоцкого в) 1672 – придворный театр и «Артаксерсово действо»
г) Рукописная газета «Куранты»
д) Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Результаты деятельности:
1.Укрепление царской власти и начало перехода к абсолютизму 2.Оформление общегосударственной системы крепостного права
3.Церковный и духовный раскол в обществе 4.Формирование предпосылок для петровских реформ 5.Включение Левобережной Украины и Сибири в состав России.
Петр I, царь (1682 -1721), император (1721 – 1725)
Сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. До 1689 года жил с матерью в Преображенском, пришел к власти после отстранения Софьи Алексеевны, единодержавный царь после смерти сводного брата Ивана Алексеевича. Личность Петра Алексеевича по-разному оценивается современниками и историками. Одни современники называли царя «антихристом» (старообрядцы), другие прославляли его деяния (Феофан Прокопович); славянофилы критиковали петровские реформы, считали, что они нарушили естественный ход развития России; западники приветствовали преобразования Петра Великого. К основным направлениям деятельности можно отнести: Во внутренней политике :
а) военная реформа, связанная с созданием регулярной армии: 1683 – создание Потешных полков, 1705 – введение регулярных рекрутских наборов, строительство флота;
б) экономические реформы, усилившие вмешательство государства в экономику ( 18янв. 1721 – разрешение владельцам покупать крепостных к предприятиям, 1719 – принятие Берг-привилегии, 1700 – реформа денежной системы
в) создание новой системы налогообложения ( 1718-1724 – перепись населения и введение подушной подати; г) проведение жесткой социальной политики в отношении дворян с целью превращения дворянского сословия в главную опору власти (пожизненная обязательная служба, принцип личной выслуги, 1714 – указ о единонаследии), 1721 – унификация городского населения,1722 – создание сословия государственных крестьян, фактическая ликвидация сословия холопов д) проведение реформы государственного управления, завершившей формирование абсолютной монархии (1708 – создание губерний, 1711 – создание Сената, 1718 – ликвидация приказов и создание коллегий,1721 – принятие Петром I императорского титула,1722 – указ о том, что император может сам назначать наследника, 1722 – Табель о рангах е) проведение церковной реформы, завершившей превращение церкви в часть государственного аппарата (1700 – отмена выборов патриарха, 1721 – учреждение Синода).
Во внешней политике:
а) 1695-1696 – Азовские походы и 1697-1698 – великое московское посольство в Европу с целью найти новых союзников для борьбы с Турцией;
б)1699 – образование Северного союза (Россия, Польша, Саксония, Дания), направленного против Швеции;
в)1700 -1721 – Северная война и обретение выхода к Балтийскому морю по Ништадскому миру;
г) 1711 – Прутский поход (русско-турецкая война);
д) 1722 – 1723 – Каспийский (Персидский) поход
В сфере культуры:
а) создание сети начальных школ (цифирные, епархиальные, гарнизонные) и специальных учебных заведений, готовивших специалистов для армии и флота (1701 – школа математических и навигацких наук в Москве, 1715 – Морская академия);
б) 1710 – утверждение гражданского шрифта при участии Петра Великого;
в) 1724 – подготовка открытия Академии наук и 1719 – открытие Кунсткамеры (естественнонаучного музея); г)1702 – открытие публичного театра и появление первой печатной газеты «Ведомости»
д) строительство Петербурга в сотрудничестве с архитектором Д.Трезини
е) 1718 – указ об организации ассамблей
Результаты деятельности:
1.Превращение Московского царства в Российскую империю, формирование абсолютной монархии в России, разветвленного бюрократического аппарата.
2. Формирование новой промышленной базы на Урале, активное вмешательство государства в экономику, отсутствие свободной конкуренции, переход мануфактур на использование подневольного труда 3.Обретение выхода к Балтике
4. Создание регулярной армии и флота
5. Резкое ухудшение положения социальных низов
6. Создание условий для возникновения дворцовых переворотов (отсутствие закона о престолонаследии)
7. Превращение церкви в часть государственного аппарата
Александр Васильевич Суворов(1730 – 1800)
Представитель дворянского рода, известного с XVI века, полководец, генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский. Начал военную службу капралом в 1748 году, участвовал в Семилетней войне, но слава великого полководца пришла к Суворову в русско-турецких войнах второй половины XVIII века, был неважным царедворцем, находился в опале в начале правления Павла I. В отечественной истории считается самым талантливым военачальником и крупнейшим военным теоретиком XVIII века.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как военачальник:
а) участвовал в подавлении восстания Барской конфедерации в Польше в 1772 году и польского освободительного восстания 1794 под руководством Т.Костюшко;
б) одержал важные победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.: при Козлудже, при Туртукае (1774);
в) в русско-турецкой войне 1787 – 1791 блистательные победы на Кинбурнской косе (1787), при Фокшанах и Рымнике (1789), провел штурм крепости Измаил (1790)
г) в царствование Павла I в рамках II антифранцузской коалиции провел Итальянский и Швейцарский походы 1799 года, разбил наполеоновские войска на р.Треббии, и на р. Адде и при Нови; вывел русские войска из окружения, совершив переход через Альпы (перевал Сент-Готард, Чертов мост).
Как военный теоретик:
а) разработал ряд военно-теоретических работ, в которых развивал тактику колонн и рассыпного строя;
б) «Наука побеждать» предполагала уделять важнейшее внимание подготовке солдата, маневренности войска, его быстрого перемещения, использования штыковой атаки.
Результаты деятельности:
1.Одержаны важнейшие победы в русско-турецких войнах, обеспечившие России выход к Черному морю
2. Внесен важнейший вклад в развитие русского военного искусства.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов(1745 – 1813)
Представитель старинного дворянского рода, окончил Соединенную артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, в 17 лет получил первый офицерский чин.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как военачальник:
а) участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774, в сражениях при Ларге и Кагуле (1770)
б) участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791, в штурме Измаила, назначен комендантом Измаила после штурма этой крепости;
в) в1805 году в III антифранцузской коалиции командовал русской армией в битве при Аустерлице;
г) командовал русской армией в русско-турецкой войне 1806-1812, одержал победы при Рущуке и Слободзее;
д) в Отечественной войне 1812 года с 8 августа главнокомандующий русской армией, провел Бородинское сражение, Тарутинский маневр, сражение при Малоярославце, Березинскую операцию;
е) начинал заграничный поход русской армии, но умер в апреле 1813 года; похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Как придворный и дипломат:
а) При Павле I вел переговоры с Турцией, назначен инспектором войск в Финляндии
б) при Александре I назначен генерал-губернатором Литвы, затем военным губернатором Петербурга
в) проявил дипломатический талант при подписании Бухарестского мира с Турцией в мае 1812 года накануне войны с Наполеоном
г) с началом Отечественной войны 1812 года до назначения главнокомандующим был начальником петербургского и московского ополчений, стал членом Государственного совета, пожалован титулом светлейшего князя.
Результаты деятельности:
1.Одержаны важнейшие победы в Отечественной войне 1812 года
2. Внесен важнейший вклад в развитие русского военного искусства.
- 3.Обеспечены важные дипломатические успехи России накануне войны 1812 года.
3.
Алексей Андреевич Аракчеев(1769-1834)
Выходец из семьи провинциального дворянского рода, окончил Шляхетский артиллерийский корпус, стал преподавателем и помощником директора корпуса, сделал значительную государственную карьеру благодаря уникальной исполнительности и организаторским способностям. Карьера Аракчеева началась при Павле I, успешно продолжилась при Александре I: с 1808 года Аракчеев занимает пост военного министра и сенатора, с 1810 – член Государственного совета; доклады всех министров шли через Аракчеева, с 1815 фактически руководил Государственным советом, СЕИВК, Кабинетом министров. По отзывам современников, это был человек патологически жестокий, но даже противники признавали его организаторские способности, Аракчеев никогда не брал взяток.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как политик и государственный деятель:
а) приятие важных государственных решений на посту военного министра, во время войны 1812 года ведал комплектованием войск, пополнением артиллерии, комплектованием ополчений
б) проведение политики «аракчеевщины» в конце правления Александра I : создание военных поселений в 1816 году, централизация и бюрократизация управления, попытки военизировать общество, преследование свободомыслия, принятие указа о запрете всех тайных обществ и масонских лож, ужесточение в сфере образования и цензуры.
Как реформатор:
а) проведение реорганизации артиллерии и пехоты, проведение изменений на военных заводах и в арсеналах (1799 – 1807 гг.)
б) предложение реформы по крестьянскому вопросу в 1816 -1818 гг: используя государственные средства, выкупать крепостных у помещиков на сумму в 5 млн. рублей в год; при таких условиях реформы ликвидация крепостного права растянулась бы на 200 лет.
Результаты деятельности:
1.Важнейшим результатом деятельности Аракчеева стало выделение артиллерии в самостоятельный род войск, что позволило России в военных действиях 1812 года не уступать наполеоновской армии по подготовленности артиллерии.
2.Проведение политики, получившей название «аракчеевщина», углубило раскол между властью и прогрессивной частью дворянства, способствовало формированию общественного движения «декабризм».
3.Создание военных поселений привело к росту социальной напряженности в обществе, а в военных поселениях часто возникали восстания.
Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839)
Родился в семье священника, с 1791 года учился в Петербургской духовной академии, после окончания остался там преподавателем, в 1797 поступил секретарем в канцелярию генерального прокурора Сената, быстро выдвинулся благодаря незаурядным способностям, Сперанский в совершенстве знал математику и философию, владел 6 иностранными языками, был первоклассным оратором и стилистом, обладал глубоким и гибким умом; стал ключевой фигурой начала правления Александра I , не был связан ни с одной придворной группировкой, за незнатное происхождение подвергался травле в придворных кругах, с 1807 года стал доверенным лицом императора.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
В правление Александра I:
а) в 1803-1807 был директором департамента внутренних дел, участвовал в редактировании законов;
б) 1809 – составил проект «Введение к уложению государственных законов», где предлагалось осуществить реформу государственного управления на принципах разделения властей, прописаны все функции ветвей власти, вводился элемент выборности в законодательную и судебную власть, предоставление гражданских прав, создание совещательного Государственного совета при императоре;
в) во внешней политике был сторонником союза с Францией, по настоянию дворянства был сослан в Нижний Новгород в марте 1812 года,
д) в 1816 – 1821 гг. был губернатором в Пензе, затем в Сибири, провел там ряд реформ, возвращен в Петербург, стал членом Государственного Совета.
В правление Николая I:
а) в 1826 стал членом Верховного суда по делу декабристов
б) фактически возглавил II отделение СЕИВК, осуществил кодификацию законов в 1832-1833, составив Полное собрание законов Российской империи» и Свод действующих законов Российской империи; за эту работу был пожалован графским титулом и орденом Андрея Первозванного.
Результаты деятельности:
1.По проекту 1809 года осуществлено создание Государственного совета, унифицирована структура и функции министерств и кабинета министров, введен экзамен для чиновников; полная реализация проекта позволила бы сделать шаг к ограниченной монархии.
2.Составлен свод законов Российской империи, изменения в который были внесены лишь в годы Первой русской революции, с созданием Государственной Думы.
Александр Михайлович Горчаков(1798- 1883)
Русский дипломат и государственный деятель, канцлер (1867). Происходил из древнего рода ярославских князей-рюриковичей, учился в Лицее вместе с А.С. Пушкиным, всю жизнь прослужил по дипломатическому ведомству, был чрезвычайно образован, знал несколько языков. С апреля 1856 министр иностранных дел. Государственный канцлер. Светлейший князь. Один из крупнейших дипломатов XIX века.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как дипломат и государственный деятель:
а) Первые дипломатические шаги были предприняты им на постах секретаря посольства в Лондоне (1824), поверенного в делах во Флоренции (1829), советника посольства в Вене (1832). Будучи представителем при Германском союзе (с 1850), стремился укрепить влияние России на дела второстепенных германских государств;
б) после Крымской войны, став министром иностранных дел в 1856 году, играя на противоречиях между европейскими державами, попытался вывести Россию из международной изоляции, опираясь вначале на союз с Францией, а затем на союз с Пруссией;
в) добился ликвидации невыгодного для России условий Парижского мира в 1870-1871 гг;
г) использовал для обеспечения российских создание и противодействия Англии «Союза трех императоров» (1873-1875);
д) В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии.;
е) в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. занял колеблющуюся позицию, считая, что Россия еще не готова занять Константинополь и война может привести лишь к "полумиру". Выгодный для России Сан-Стефанский мирный договор (1878) были сведены на нет противодействием Англии и Австро-Венгрии, и поэтому на Берлинском конгрессе 1878 Россия лишилась плодов победы. Как писал Александру II Горчаков, "Берлинский трактат есть самая черная страница в моей служебной карьере". В 1879 г. управление МИДом перешло к Гирсу. В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку.
Как реформатор:
а) в 1856 году Горчаков обновил состав министерства, отстранив многочисленных иностранцев и заменив их русскими людьми. Большое значение придавал Горчаков историческим традициям своей страны и опыту ее дипломатии. Образцом дипломата он считал Петра I. Обладая несомненным литературным талантом, Горчаков так изящно составлял дипломатические документы, что они нередко напоминали художественные произведения;
б) Провел реформу дипломатической службы, которая полностью сохранялась до 1917 Результаты деятельности:
1.Обеспечил России ликвидацию условий Парижского мира, возвращение российских позиций на Черном море
2.Способствовал выводу России из международной изоляции и обеспечению национальных интересов России вместо обеспечения интересов европейских монархий в рамках Священного союза
3.Провел реорганизацию дипломатической службы России, сделал российскую дипломатию одной из самых влиятельных среди мировых держав.
Дмитрий Алексеевич Милютин(1816 -1912)
Выходец из небогатой дворянской семьи, по окончании пансионата при Московском университете, поступил на военную службу, в 1836 году окончил Военную академию. Государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1898), почетный член Петербургской академии наук (1866).Современники отмечали незыблемость нравственных устоев, внутреннюю уравновешенность, терпимость, широкую образованность, талант государственного деятеля. Деятельности Д.А.Милютина были присущи высокая компетентность, профессионализм.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как политик и государственный деятель:
а) в 1856 представил записку о коренном преобразовании армии
б) 1860 – став военным министром в правление Александра II, провел военную реформу (отмена телесных наказаний, изменение военного управления, реорганизация военных судов, реорганизация военных учебных заведений, перевооружение армии, в 1874 г новый воинский устав, отменивший рекрутские наборы и вводивший всеобщую воинскую повинность);
в) был сторонником умеренного либерализма, поддерживал идеи брата Н.А.Милютина в проведении реформы 1861 года по отмене крепостного права;
г) в начале царствования Александра III вместе с Лорис-Меликовым и Абазой вел борьбу против К.Победоносцева, с 1881 года подал в отставку.
Как военный деятель и специалист в военной науке:
а) после окончания Военной академии служил в Генеральном штабе
б) в 1839-1845 служил в войсках Кавказской линии и Черноморья
в) в ходе русско- турецкой войны 1877-1878 гг. настоял на организации осады Плевны г) написал 5-ти томную «Историю войны России с Францией в царствование Павла I в 1799 году»
Результаты деятельности:
1.В результате цикла военных преобразований 1862 -1874 гг. Россия получила современную армию, оснащенную современным вооружением
2.Разработка нового воинского устава внесло вклад в развитие военной науки.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911)
Выходец из знатного дворянского рода, известного с XVI века, родственного Лермонтовым и Суворовым. Столыпин был выдающимся русским государственным деятелем с сильной державной волей, превыше всех своих интересов ставившим интересы России. Учился в Виленской гимназии. Окончил Петербургский университет физико – математический факультет. С 1906 года министр внутренних дел, затем премьер министр. Оценка деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, дававшаяся и его современниками, и историками, никогда не была однозначной: по словам одних Столыпин являлся талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее "мягкими средствами", по словам других Столыпин - "душитель и вешатель", "проводник политики, вошедшей в историю под именем столыпинской реакции". К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как политик:
а) занимал посты губернатора Виленской, Гродненской, Ковенской, Саратовской губерний, уделяя особое внимание развитию местного управления и сельскому хозяйству;
б) на посту министра внутренних дел и премьер – министра организует подавление революционного движения (введение военно-полевых судов);
в) проведение политики бонапартизма в III Государственной Думе
г) усиление политики русификации на национальных окраинах (западные губернии, Финляндия)
Как государственный деятель:
а) проведение аграрной реформы с ноября 1906 года (ликвидация общины, создание хуторов и отрубов, перераспределение земельного фонда через Крестьянский банк, ведение переселенческой политики)
б) работа реформой местного управления,
в) предложения по реформированию правоохранительной системы
г) предложение введения всеобщего начального образования,
д) совершенствование промышленной политики
Результаты деятельности:
1.Проведение аграрной реформы способствовало быстрому экономическому росту страны: по оценкам западных экономистов, реформа создала условия для «золотого века» русского капитализма.
2.Проведение политики «бонапартизма» привело в эффективному функционированию III Государственной Думы, принявшей более 2 тысяч законов
3.Столыпин являет собой яркий пример политика и государственного деятеля, отстаивающего национальные интересы России, патриота своей страны.
Сергей Юльевич Витте(1849 -1915)
Родился в Тифлисе в семье крупного чиновника. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В 1869 был зачислен в канцелярию одесского генерал-губернатора, где занимался изучением службы движения железных дорог. В 1870 был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. В 1889 по указанию Александра III был назначен директором Департамента железных дорог Министерства финансов, в феврале 1892 — министром путей сообщения, а в 1892— 1903 министр финансов. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.
К основным направлениям деятельности можно отнести:
Как политик и государственный деятель:
а) осуществление программы модернизации на рубеже XIX – XX веков (проведены крупные экономические мероприятия: введена винная монополия; сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и широко велось железнодорожное строительство (1890-е); проведена денежная реформа на основе золотого обращения (1897) широкое привлечение иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы);
б) Витте был убежденным противником общины. В 1899 он способствует принятию закона об отмене круговой поруки в общине. Особое совещание по нуждам сельскохозяйственной промышленности (1902-1903) предлагает создать механизм «добровольного» перехода крестьян от общинной к частной собственности, но решение о разрушении общины не принято;
в) В своих действиях сочетал монархизм и либерализм, выступал против расширения земских учреждений, однако, в разгар I русской революции написал Манифест 17 октября 1905года «Об усовершенствовании государственного управления», предлагавшего введение Государственной Думы;
Как дипломат и общественный деятель:
а) возглавлял русскую делегацию на переговорах с Японией при подписании Портсмутского мира в августе 1905 года;
б) написал ряд работ по организации железных дорог и железнодорожных перевозок, после отставки в 1905 году, написал «Воспоминания»
Результаты деятельности:
1.Осуществление программы модернизации, обеспечившей промышленный подъем России в 90-егоды XIX века, интегрирующую Россию в мировую экономику
2.Проведение финансовой реформы, превратившей русский золотой рубль в одну из самых стабильных валют
3.Написание Манифеста 17 октября 1905 года, открывшего дорогу российскому парламентаризму
.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 -1824)
Родился в Симбирске, в дворянской семье инспектора народных училищ. Поступив на юридический факультет Казанского университета, он вскоре оказывается исключенным после студенческих волнений. В Казанском университете в кружке Николая Федосеева становится последователем марксизма, после ссылки экстерном сдает экзамены за курс университета, работает помощником присяжного поверенного в Самарском окружном суде, переезжает в столицу и становится профессиональным революционером.
К основным направлениям деятельности можно отнести:Как профессиональный революционер:
а)1895 году основывает "Союз, борьбы за освобождение рабочего класса", участвует в организации I съезда РСДРП
б) инициировал издание газеты «Искра», чья деятельность завершила создание рабочей партии, подготовила II съезд РСДРП в 1903;
в) пишет большое количество теоретических работ по марксизму, ведет полемику с политическими противниками;
г) являлся лидером большевистской партии, в годы первой мировой войны выступает с тезисом о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция;
д) по возвращении из эмиграции весной 1917 года ставит вопрос о подготовке второй революции (Апрельские тезисы). В октябре он – не без некоторых трудностей – убеждает своих товарищей по борьбе в необходимости вооруженного восстания. Как политик и государственный деятель: а)II съезд Советов, приняв по докладам Ленина Декреты о мире и о земле, образовал Совет Народных Комиссаров - правительство во главе с Лениным;
б) в январе 1918 года Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. Не согласившееся с такой постановкой вопроса Учредительное собрание было разогнано, что положило начало гражданской войне;
в)сумел добиться заключения сепаратного Брестского мирного договора с Германией 3 марта 1918;
г) в экономической сфере проводит политику «военного коммунизма», которая привела к тяжелейшему экономическому кризису в стране
д) был сторонником борьбы против "врагов народа" террористическими методами, для чего была создана ВЧК, приступившая к "красному террору", возведенному Лениным в ранг государственной политики;
е)был убежден в скорой победе "мировой революции" и возглавивший в 1919 году III Интернационал – международную организацию коммунистических партий рабочего класса;
ж) после Кронштадского мятежа марта 1921 года предложил переход к новой экономической политики (нэп), заявляя, что нэп вводится "всерьез и надолго", но сохранилась политика террора преследование за инакомыслие (высылка в 1922 большой группы интеллигенции), отсутствие свободы печати, утвердившаяся в стране однопартийность и воинствующий атеизм, надежда совершить "мировую революцию";
з) будучи тяжело больным, пытается в конце 1922 – начале 1923 участвовать в принятии решений и выражает возникшие у него опасения в заметках, позднее известных под названием "последние статьи и письма". Еще около года он фактически не живет, а доживает, разбитый параличом и потерявший речь, и умирает в январе 1924 года.
Результаты деятельности:
1. Создал централизованную, революционную партию с железной дисциплиной
2. Разработал новые подходы к идеям марксизма, теорию, получившую название марксизм-ленинизм
3. Будучи искренним революционером, мечтая о справедливо и разумно устроенном обществе, Ленин стал основоположником тоталитарного государство, строившегося за счет изломанных судеб и отобранных жизней миллионов своих граждан.