Возвращаюсь к княжествам Московии 3 страница
Пока конница обеих сторон забавлялась таким образом, к крепости были придвинуты пушки, и она подверглась сильному обстрелу. Но и осажденные защищались довольно решительно, также стреляя во врага из пушек. В этом бою единственный находившийся в крепости пушкарь был убит пушечным ядром из русского стана. Узнав об этом, наемные воины (mercenarii, besoelte Diener oder Khnecht) из немцев и литовцев(НГ и другие) возымели твердую надежду захватить крепость; если бы таковы были и намерения начальника, то они, без сомнения, в тот же день овладели бы крепостью. Но он, видя, что его люди страдают от голода, который со дня на день становился все сильнее, не одобрил плана воинов, желая сначала через гонцов тайно снестись с татарами о заключении перемирия. Более того, он в гневе (приказал) схватить их и грозил побоями(НГ отчитал их) за то, что те осмелились идти на крепость без [179]его ведома и согласия. Он полагал, что при таком недостатке припасов соблюдет выгоду своего государя, если заключит с врагом любое перемирие и приведет назад в сохранности войско и орудия. А татары, узнав о планах начальника, воспрянули духом и охотно приняли предложенные им условия, а именно отправить послов в Москву и договориться с государем о мире. Устроив все таким образом, начальник Палецкий [снял осаду и] вернулся с войском(НГ с конницей) в Москву. Ходил слух, что он снял осаду, будучи подкуплен татарами. Этот слух усугубился после того, как один уроженец Савойи (Sabaudiensis, Sophoier), который хотел было предаться врагу вместе с вверенной ему пушкой, по дороге был пойман и после весьма сурового допроса признался в своем намерении перейти (на сторону татар) и утверждал, что получил от врага серебряную монету и татарские кубки(НГ дары), чтобы склонить к измене еще многих. Начальник же отнюдь не подверг его какому-либо особому наказанию, хотя тот и был уличен в столь очевидном преступлении. По возвращении войска, численность которого, говорят, достигала ста восьмидесяти тысяч 638, к Василию являются послы казанского царя для заключения мира. В нашу бытность там (НГ во второй раз) они все еще находились в Москве, но и тогда не было никакой надежды на (заключение) в будущем мира между ними. Ведь даже ярмарку, которая обычно устраивалась близ Казани на острове купцов, Василий в обиду казанцам перенес в (Нижний) Новгород, пригрозив тяжкой карой всякому из своих (подданных), кто отправится впредь торговать на остров. Он рассчитывал, что перенесение ярмарки нанесет большой урон казанцам и что их можно будет даже заставить сдаться [лишив (возможности) покупать соль, которую в большом количестве татары получали только на этой ярмарке от русских купцов]. Но от такого перенесения ярмарки Московия претерпела ущерб не меньший, чем казанцы, так как следствием этого явились дороговизна и недостаток очень многих товаров, которые привозились по Волге от Каспийского моря с астраханского рынка, а также из Персии и Армении, в особенности же превосходной рыбы, в том числе белуги, которую ловят в Волге выше и ниже Казани (НГ Во время моей второй поездки (в Москву) я не мог раздобыть ни одной.) 631.
Но достаточно о войне, ведшейся государем московским против казанских татар. Вернемся теперь к прерванному рассказу о татарах.
За казанскими татарами прежде всего встречаем татар, зовущихся ногаями (Nagai) (НГ В произношении это имя звучит “нахаи” (Nahai).) 639. Они живут за Волгой, около Каспийского моря, по реке Яику, вытекающему из области Сибирской. У них нет царей, а только князья (-, Hertzogen oder Fuersten). В наше время этими княжествами владели трое [братьев], разделивши области поровну между собой. Первый из них, Шидак (Schidack) 640, владел городом Сарайчиком (Scharaitzick), что за рекой Ра на восток, и страной, прилегающей к реке Яику; другой, Коссум (Cossum) 641, — всем, что находится между реками Камой, Яиком и Ра; третий [из братьев], Ших-Мамай (Schichmamai), обладал частью Сибирской области и всей окрест лежащей страной. “Ших-Мамай” значит “святой” или “могущественный” 642. И эти страны почти целиком покрыты лесом, за исключением той, которая простирается вокруг Сарайчика: она степная(НГ несколько более голая.). [180]
Между реками Волгой и Яиком, около Каспийского моря, жили некогда (НГ знаменитые) заволжские цари, о которых (скажу) после. Димитрий Данилович 643, муж важный и достойный всяческого доверия, насколько это возможно у варваров(НГ татары — могучее царство. Один достойный доверия московит), рассказывал нам про удивительную и едва ли возможную вещь, (встречающуюся) у этих татар(НГ мне и другим, что). Его отец некогда был послан [московским государем] к заволжскому царю (НГ одному из заволжских царей); во время этого посольства он видел [на том острове] некое семя, в общем очень похожее на семя дыни, только немного крупнее(НГ мельче) и круглее. Если его зарыть в землю, то из него вырастает нечто, весьма походящее на ягненка, в пять пядей высотой; на их языке это называется “баранец” (Boranetz), что значит “ягненочек”, ибо у него голова, глаза, уши и все прочее(НГ все члены), как у новорожденного ягненка, а кроме того, еще нежнейшая шкурка, которую очень часто в тех краях употребляют на подкладки для шапок; многие утверждали в нашем присутствии, что видывали такие шкурки(НГ колпаки). Он рассказывал также, что у этого растения, если только можно назвать его растением, есть и кровь, но мяса нет, а вместо мяса какое-то вещество, весьма напоминающее мясо раков. Далее, копыта у него не из рога, как у ягненка, а покрыты чем-то вроде волос и похожи на роговые(НГ а только из волос или шерсти.). Корень находится у него около пупка, т. е. посредине живота. Живет оно до тех пор, пока не съест вокруг себя траву [после чего корень засыхает от недостатка корма]. Это растение на удивление сладко, почему за ним охотятся волки и прочие хищные звери(НГ (хищные) птицы) 644.
Хотя этот (рассказ) о семени и растении я считаю вымыслом, однако и прежде пересказывал его, как слышал от людей отнюдь не пустых, и ныне пересказываю тем охотнее, что(НГ Позже, в Германии,) многоученый муж Вильгельм Постелл (Guilhelmus Postellus) 645 рассказывал мне, что (НГ он наводил справки относительно моего латинского рассказа о ягненке и вот что) он слыхал от некоего Михаила, [государственного (publicus)] толмача с турецкого и арабского языков в Венецианской республике. Этот Михаил (НГ побывавший в очень многих дальних странах) видел, как из пределов татарского города Самарканда (Samarcanda) 646 и прочих стран, которые прилегают с северо-востока к Каспийскому морю до самой Халибонтиды (Chalibontis) 647, привозятся(НГ в татарском городе Самарканде, который с окрестными землями прилежит к Каспийскому морю и странам, о которых я веду речь,) некие нежнейшие шкурки одного растения, растущего в тех краях. У некоторых из мусульман есть обычай подшивать их внутрь шапок, чтобы согреть свои бритые головы, а также прикладывать к голой груди. Однако Михаил не видел самого растения и не знает его имени, знает только, что оно зовется там самаркандским и происходит от животного, растущего из земли наподобие растения. “Так как это не противоречит рассказам других, — говорил Постелл, — то к вящей славе творца, для которого все возможно, я почти убежден в том, что это не просто выдумка”(НГ Я пишу так, как они рассказывали, как бы там ни было на самом деле, и пусть каждый сам добирается до истины.).
На расстоянии двадцати дней пути от [государя] Шидака к востоку встречаем народы, которых московиты называют юргенцами (Iurgenci) 648; правит ими Барак-Султан (Barack Soltan) 649, брат великого хана (magnus Cham — так! — А. Н.) (НГ великого князя хана) или царя катайского. От [господина] Барак-Султана десять дней пути до Бебеид-Хана (Bebeid Chan). Это и есть великий хан катайский 650. [181]
Астрахань, богатый город и великий татарский рынок (emporium), от которого получила имя вся окрестная страна, лежит в десяти днях пути ниже Казани на ближнем берегу Волги (НГ к югу), почти у ее устьев. Некоторые говорят, что она расположена не при устьях Волги, а в нескольких днях пути оттуда. Я же полагаю, что Астрахань расположена в том месте, где река Волга разделяется на множество рукавов, число которых, говорят, равно семидесяти, образуя еще большее количество островов, и [почти] столькими же устьями вливается в Каспийское море с таким обилием воды, что смотрящим издали она представляется морем. Некоторые называют этот город Цитр аханью (Citrachan) 651.
За Вяткой и Казанью, в соседстве с Пермией, живут татары, зовущиеся тюменскими (Tumenskij) 652, шейбанскими и кайсацкими. Из них тюменские живут в лесах, и число их не превышает десяти тысяч. Кроме того, другие татары живут за рекой Ра; [так как] только они (НГ среди татар) отращивают волосы, их называют калмуками (Kalmuchi) 653. А у Каспийского моря (НГ по эту сторону Волги) (лежит город) Шемаха (Schamachia) [от которого получила имя и страна]; так же зовутся и люди, искусные ткачи шелковых одежд; их город отстоит на шесть дней пути от Астрахани. Говорят, не так давно персидский царь захватил его вместе со страной 654.
Город Азов лежит на Танаисе, о котором сказано выше, в семи днях пути от Астрахани. От Азова же на пять дней пути отстоит [Херсонес Таврический (Taurica Chersonesus), а прежде всего] город Перекоп. А между Казанью и Астраханью на обширных просторах вдоль Волги (НГ по обоим ее берегам) и до самого Борисфена тянутся пустынные степи (campi), в которых живут татары, не имеющие никаких постоянных поселений(НГ невозделанные земли, в которых, однако, обитает многочисленный народ), кроме городов Азова и Ахаса, который расположен на Танаисе в двенадцати милях выше Азова, и кроме приседящих к Малому Танаису (minor Tanais, clain Tanais), возделывающих землю и имеющих постоянные поселения. От Азова до Шемахи двенадцать дней пути.
Если повернуть с востока к югу, то около Меотийских болот и Понта при реке Кубани (Сuра), впадающей в болота, живет народ абхазы (Aphgasi) 655. В этих местах до самой реки Merula 656, вливающейся в Понт (НГ или Черное море — итальянцы называют его Великим (gross) морем —), находятся горы, в которых обитают черкесы (Circassi) или цики (Ciki) 657. Полагаясь на неприступность гор, они не подчиняются ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они христиане [живут по своим законам], согласны с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении. Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по (НГ многочисленным) рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности(НГ купцов) плывущих из Каффы в Константинополь. За рекой Кубанью находится Мингрелия (Mengarlia), по которой протекает река Eraclea 658; потом Котатида (Cotatis), которую иные считают Колхидой 659. Затем встречаем Фасис (Phasis), который до впадения в море неподалеку от устья образует остров Satabellum (Satabel); к нему-то, как гласит молва, и причалили некогда корабли Ясона 660. За Фасисом — Трапезунд (Trapesus, Trapesunt).
Болота Херсонеса Таврического(НГ Море или Меотийские болота), простирающиеся, по рассказам, на триста итальянских миль в длину от устьев Танаиса, у мыса [182][Глава] святого Иоанна (caput S. Ioannis), где они суживаются 661, насчитывают только две итальянские мили (НГ после чего соединяются с морем. Страна Перекоп, как она называется сейчас, а по-латыни Херсонес Таврический, одним краем прилежит к Меотийским болотам, а большей частью — к морю. Когда въезжаешь туда с материка, то от моря до болот не более тысячи двухсот шагов.). Здесь находится (НГ крепость и) город Крым (Krijm, Krym) 662, некогда резиденция царей Тавриды, отчего они и назывались крымскими (Krijmskij, Krymski). После того как через весь Истм (Isthmus) на расстоянии тысячи двухсот шагов был прорыт ров, (так что получился) как бы остров, цари получили имя не крымских, а перекопских, т. е. по названию этого рва, ибо рrесор на славянском языке означает “ров”(НГ Один из них пожелал соединить воды, перерыв полоску земли, чтобы вышел остров. Ров был проделан, хотя лишь отчасти, и не такой глубокий, как предполагалось и требовалось от подобного рва. Когда близ этого рва был построен город, то и город, и страна получили имя “Перекоп”, так как kopat по-славянски значит “рыть”. Теперь и тамошние цари зовутся поэтому перекопскими.). Отсюда видно, как ошибся писатель, сообщавший, будто (НГ во времени императора Максимилиана) там царствовал некий Прокопий (НГ или будто по ту сторону Волги (в стране), по-славянски зовущейся Заволжской, правил Заволгий (Sawolhius).) 663. Весь Херсонес посредине пересекается лесом, и та часть, что обращена к Понту, в которой находится знаменитый город Каффа, некогда называвшийся Феодосией (Theodosia), колония генуэзцев, состоит под властью турок. Отнял же Каффу у генуэзцев (НГ турецкий император) Мухаммед (Mahumetes) [который, завоевав Константинополь, разрушил Греческую империю] 664. Другой частью полуострова (НГ прилегающей к перешейку, по сю сторону леса.) владеют татары. Все татары [цари Тавриды] ведут свое происхождение от заволжских [царей]: некоторые из них, будучи во время внутренних раздоров прогнаны [из царства и не сумев закрепиться нигде по соседству], заняли эту часть Европы. 665Не забывая о старой обиде, они долго боролись с заволжцами, пока в правление в Польше (НГ короля) Александра, великого князя литовского, на (НГ нашей) памяти [наших отцов] заволжский царь Ших-Ахмет (Scheachmet) не явился (НГ с женой и народом) в литовские страны, чтобы заключить союз с королем Александром и соединенными силами изгнать царя Тавриды [Мухаммед-Гирея]. Хотя оба государя согласились в этом, однако литовцы [по своему обыкновению] дольше положенного тянули с войной, так что супруга (НГ зимовавшего в домах) заволжского царя и его войско, находившиеся в степи (НГ в снегу), не вынеся промедления, а сверх того еще и стужи, настойчиво просили своего царя, жившего в городах, оставить польского короля и своевременно позаботиться о своих делах. Так как они не смогли убедить его, то жена покинула мужа и с частью войска перешла к царю перекопскому Мухаммед-Гирею. По ее внушению перекопский (царь) посылает войско, чтобы рассеять остатки войск заволжского (царя). Когда они были разбиты(НГ непривычной стужи, поскольку в тех краях, откуда они явились, не бывает таких снегов, пришли в раздражение и поедали послов к перекопскому царю с тем, чтобы, если тот возьмет ее (жену Ших-Ахмета) в жены, явиться к нему со всем народом. Это предложение было принято, и перекопский (царь) отправил подкрепления, чтобы разбить остаток войска, пребывавшего с Ших-Ахметом), заволжский царь Ших-Ахмет, видя свою неудачу (НГ и не доверяя больше литовцам), в сопровождении приблизительно [183]шестисот 666 всадников бежал в Альбу (НГ называемую Монкастро), расположенную на реке (НГ Днестре, по-латыни) Тирасе, в надежде вымолить помощь у турок. Заметив, что в этом городе на него устроена засада, он изменил маршрут и(НГ Но так как он вступил в союз с христианами против врагов их (христиан) веры, то турок приказал схватить его. Узнав об этом, он) едва с половиной всадников (НГ снова) прибыл в Киев 667. Здесь он (НГ расположился в степи, но) был окружен и захвачен литовцами, а затем [по приказу польского короля] отвезен в Вильну. Там король встретил его, принял с почетом (НГ ободрив, сопроводил в резиденцию) и повел с собой на польский сейм (conventus, Zusamenkhunfft) 668; на этом сейме было решено начать войну против Менгли-Гирея. Но пока поляки долее, чем следовало бы, тянули с собиранием войска, татарский царь, сильно оскорбившись(НГ Когда дело затянулось, татарин, зная, что решение о войне уже принято, спросил, что же собираются делать теперь? Ему ответили: собирать и отправлять войско. На это он сказал: “А сами вы (die Herrn) разве не отправитесь в поход?” — так как считал, что без них ничего путного из войны не получится, и), стал снова помышлять о бегстве, но при этом был пойман и доставлен в крепость Троки (Trokij) в четырех милях от Вильны; там я его видел 669 и вместе с ним обедал(НГ где содержался в почете. Тамошний трокайский воевода (Waivoda) приглашал меня в гости; за столом сидел и царь. Потом он хотя и был освобожден, но вскоре убит.) 665. Это стало концом владычества заволжских царей, вместе с которыми погибли и цари астраханские, ведшие свой род также от этих царей 670. [Когда они таким образом были унижены и уничтожены] могущество царей Тавриды возросло еще более, и они стали грозой для соседних народов, так что принудили и короля польского платить им (НГ ежегодно) определенную сумму 671 с условием, что в случае крайней нужды он сможет воспользоваться их (татар) содействием(НГ как утверждают поляки, жалованье (diennstgelt), чтобы на службу к королю при всякой нужде присылалось (татарское) войско, хотя это похоже и на дань.). Мало того, подарки ему часто посылал я государь Московии, стараясь склонить его на свою сторону. Причина заключается в том, что оба они, постоянно воюя друг с другом, надеются с помощью татарского оружия потеснить врага. Хорошо понимая это, он (татарский царь), получая подарки, подавал каждому из них пустые надежды. Это стало ясно, к примеру, когда я от имени цесаря Максимилиана(НГ в первый раз) вел переговоры с государем Московии о заключении мира с польским королем. Именно, так как государь Московии никак не желал идти на справедливые условия мира (НГ или перемирия) 672, король польский подкупил перекопского царя с тем, чтобы тот вторгся с одной стороны с войском в Московию, (собираясь) и сам напасть на владения московита с другой стороны, в направлении Опочки. Польский король надеялся таким маневром заставить московита (пойти) на сносные условия мира. Проведав об этом, московит сделал ответный ход (suum egit negotium), отправив в свою очередь послов к татарину, чтобы тот повернул свои силы против Литвы, которая, по его словам, ничего не опасалась и была беззащитна (НГ подстрекал татарина против московита, и тот дал согласие. Но когда польский король вступил в пределы московита под Опочкой, московит сам повел переговоры с татарами, говоря, что так как король увел свое войско из страны, то внезапное (нападение) татар сделает их хозяевами Польши.). Татарин [руководствуясь исключительно своей выгодой] последовал его совету. [Когда из-за такого рода раздоров между (обоими) государями его могущество неумеренно возросло, охваченный страстным желанием расширить свою державу и не вынося покоя, он стал помышлять о большем] взяв себе в союзники Мамая (Mamai), князя ногайского; в 1524 году по рождестве Христове [в январе месяце] он (НГ Менгли-Гирей (так! — А. Н.)) выступил с войском из Тавриды и напал на царя астраханского. После того как тот в страхе бежал из города, он осадил и захватил его (город) и победителем расположился под кровом тамошних жилищ (НГ проведя там несколько дней). Между тем [184]Агиш (Agis) 673, также князь ногайский, стал укорять своего брата Мамая за то, что тот помогает своими войсками столь могущественному соседу. Кроме того, предостерегал он, следует с опаской относиться к со дня на день возраставшей власти царя Мухаммед-Гирея, ибо, при его безумном нраве, может статься, он повернет оружие против него и брата, сгонит их с царства и либо убьет, либо обратит в рабство(НГ на общую беду привел туда столь могущественного (царя), который захочет стать и их господином.). Под воздействием таких слов Мамай шлет послов к брату, убеждая его поспешить к нему с возможно большим войском: ведь теперь, когда Мухаммед-Гирей, опьяненный великим успехом, ведет себя слишком беспечно, им обоим можно избавиться от угрозы (в его лице). Следуя советам брата, Агиш твердо обещал явиться к назначенному времени с войском [которое он собрал еще раньше для защиты пределов своего царства среди стольких войн]. Узнав об этом, Мамай тут же подает совет Мухаммед-Гирею(НГ царю) не держать воинов в домах, чтобы они не развратились из-за отсутствия (войсковой) дисциплины, а лучше оставить город и жить по обычаю в степи. Согласившись с этим советом, царь выводит своих воинов в лагерь. Быстро подходит с войском Агиш и присоединяется к брату; немного спустя они неожиданно нападают на ничего не подозревавшего царя Мухаммед-Гирея, пировавшего со своим двадцатипятилетним сыном Батыр-[Султаном] (Bathir Soltan) 674, убивают его(НГ их обоих), разбивают большую часть его войска, а остальных обращают в бегство; преследуя их, они рубят и гонят их за Танаис до самой Тавриды. [Затем] они осаждают город Перекоп, который, как я сказал, находится при входе в Херсонес. Испробовав все (средства) и не видя возможности ни взять его штурмом, ни (заставить) сдаться, они снимают осаду и возвращаются домой. Таким образом, при их содействии царь астраханский вторично овладел своим царством, а царство Таврида [с падением храбрейшего и удачливейшего царя Мухаммед-Гирея, некоторое время бывшего сильным владыкой] утратило свое могущество. После убийства Мухаммед-Гирея 675 брат его, Садах-Гирей (Sadachgirei), с помощью императора турок, которому он тогда служил, занял перекопский престол. Преданный турецким обычаям, Садах-Гирей вопреки нравам татар очень редко появлялся на людях и не показывался своим подданным. Поэтому он был изгнан татарами [которые не могли стерпеть такого нарушения обычаев их государем]; на его месте поставили племянника, сына (его) брата. Попав в плен к племяннику, Садах-Гирей униженно просил, чтобы тот не подвергал его жестокой казни, а воздержался от пролития его крови, сжалился над его старостью и позволил ему провести остаток жизни в какой-нибудь крепости частным лицом, отказавшимся от всякого управления государством в пользу племянника и удержав одно только имя царское. Эти просьбы его были исполнены.
Титулы (nomina dignitatum, Namen der Wirdigkhaiten) у татар примерно такие. Хан (Chan), как сказано выше, — царь, султан (Soltan) — сын царя, бей (Bij, By) — герцог, мурза (Mursa) — сын герцога, олбоуд (Olboud) — знатный или советник, олбоадулу (Olboadulu) — сын знатного, сеид — верховный жрец, частный же человек (privatus, gemainer man) — кси (Ksi). Из должностных лиц второе по царе достоинство имеет улан (Ulan). У татарских царей есть четыре советника, к которым в важных делах они прибегают прежде всего. Первый из них называется ширни (Schirni), второй — барни (barni), третий — гаргни (gargni), четвертый — ципцан (tziptzan) 676. О татарах довольно [теперь расскажем о соседней с Московией Литве].
Комментарии
590. Г. ссылается на сочинение Меховского, которое именуется правильно лишь в НГ.
591-591. Говорят.. войска русских — это краткое описание сражения на Калке и легендарные сведения о происхождении монголов соответствуют тексту Ермолинской и модных летописей, который читается под 6732/1224 годом. У Г. ошибка в дате (ПСРЛ. — Т. 23. — С. 69—71; Т. 28. — С. 49—50, 206—208). Б. К.
592. Суффикс -ск- характерен для антропонимов Белоруссии и Польши, а не Руси.
593-593. “Татарский царь.. убил его” — описание Батыева нашествия более подробно читается в Ермолинской и других летописях. Имя Василька Константиновича Г. передает как Василий. Б. К.
594. Г. ошибается, говоря о полном повиновении русских князей ордынским правителям вплоть до Василия III. (ср. коммент. 96).
595. Легенда об убиении Батыя занесена в летописи во второй половине XV в.: в Московский свод 1479 г. под 6755 г. и в кратком виде в Ермолинскую и сходные под 6754 г. Ошибочная дата Г. возникла в результате перестановки буквенных цифр даты 6754 в летописи типа Ермолинской. Б. К.
596-596. Батыю наследовал.. сын его Шадибек. — Перечисление ордынских ханов в общем соответствует тексту Ермолинской и сходных летописей. Но группу летописных источников, отражающих компиляцию 1477 г., следует при этом исключить: в рассказе о взятии Москвы Токтамышем в 1382 г. Прилуцкая, Уваровская и летописец Лихачева приводят неправильную дату — 16 августа (вместо 26). У Г. ошибка: Узбек умер не в 6834 г., а в 6849 г. (т. е. в 1341 г., см. коммент. 118). После него кратковременно ханом был Тинибек (1341), лишь затем престол захватил Джанибек (ср. коммент. 101). С приходом к власти Бердибека (1357—1359) в Орде начинается известная “тронная чехарда” (“замятия великая”), когда в течение каких-либо 20 лет на троне побывало около 25 ханов. У Г. эти события изложены фрагментарно и неточно (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.; Л., 1950.— С. 271—289; Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. — М,, 1973. — С. 150—151). Ср. коммент. 102. Б. К., М. У.
Темир-Кутлуг (1395—1401). Дата начала его царствования у Г. — 6906 г. (1398) относится не к его провозглашению, а к окончательному разгрому и вытеснению Токтамыша из Орды. Б. К., М. У.
597-597. После него Темирассак.. победителем в 6909 году. — В рассказе о приходе на Русь Тимура использована повесть, включавшая сведения о происхождении “Железного хромца”. Известны два типа летописей, содержавших такую повесть: Львовская и Софийская 2-я (т. е. свод 1518 г.) и Типографская. Но в Типографской неправильно дана дата сретенья иконы Владимирской богоматери — 2 февраля (вместо 26 августа). Следовательно, Г. использовал свод 1518 г. или его основной источник (летопись типа Ермолинской с различными добавлениями). Б. К.
Темир-Аксак (так в русских летописях, по-тюркски также и Аксак-Тимир — “Железный хромец”) — Тимур, Тимурленг, Тамерлан (1336—1405), среднеазиатский правитель, полководец, покорил Иран, Закавказье, совершил грабительские походы в Индию и Китай, разгромил Золотую Орду.
Сретенье — в НГ слово передано в северно-русской форме (Даль. — Т. IV. — С. 337—338) — церковный праздник, отмечавшийся 26 августа в честь “сретенья” (торжественной встречи) иконы Владимирской богоматери, будто бы спасшей Русь от нашествия войск Темир-Аксака в 1395 г. (в латинском тексте в дате опечатка: 9903 вместо 6903). На месте встречи был выстроен Сретенский монастырь, от которого получила название улица Сретенка в Москве.
Татары не пошли дальше Рязани — имеются в виду не ордынцы, а войска Тимура. Б. К., М. У., А. X.
598. Излагаемая Г. этимология тюркского слова “Орда” верна; в русском же языке оно означало сначала “шатер”, “ставка хана”, “центр улуса”, а затем центр всего государства — улуса Джучи (Богатова Г. А. Золотая Орда // Русская речь. — 1970. — № 4. — С. 70—77; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевая орда в улусе Джучи. // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9, История. — 1970. — № 5. — С. 75—86). М. У., А. X.
599. Заволжская орда (термин, употреблявшийся в ВКЛ) — это Большая орда русских источников. Перекопские татары — крымские, т. е. татары, жившие за Перекопом — рвом на Крымском перешейке. Это наименование крымцев, распространенное в ВКЛ; на Руси их звали крымскими. Ногайская орда располагалась к востоку от Нижней Волги. Все три государства образовались в XV в. М. У., А. X.
600. Нежелание именоваться турками могло быть связано с претензиями и попытками Османского султаната покорить все земли Причерноморья и Прикаспия. М. У.
601. Бесермены — мусульмане, т. е. последователи ислама, а не оформившаяся позднее под названием “бесермян” группа удмуртов. Последняя в прошлом, видимо, в какой-то степени была связана с исламом, но впоследствии отпала от него. В средневековых русских источниках эти понятия путались, хотя чаще всего имелись в виду мусульмане — бусурмане (слово известно с XIV в. Сл. РЯ XI—XVII. — М., 1975. — Вып. 1. — С. 150), что значит безбожники, антихристы. Форма “бусурман” восходит к татарскому простонародному произношению “мусурман” (Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. — Спб., 1871. — Т. II. — С. 231—232). О бесермянах-удмуртах см.: Тепляшина Т. И. Язык бесермян. — М., 1970. М. У.