Семинар 1. Современные представления о социально-экономических системах
Темы для докладов и рефератов
1. Главные категории системных исследований.
2. Общесистемные свойства.
3. Система социального управления: сущность и содержание.
4. Сущность, содержание и структурные элементы системы
Вопросы для обсуждения
1. Что является предметом изучения курса «Основы управление в социальных и экономических системах?
2. Каковы задачи изучения учебной дисциплины?
3. Почему сегодня так необходимы становление и изучение такой отрасли научного знания как социальное и экономическое управление?
4. Каков основной метод исследования социально-экономических систем?
5. Роль методологических наук в научном знании о социальном управлении?
6. Из каких элементов состоят управляемая и управляющая подсистемы?
7. Что такое «система управления»?
8. Дайте определение понятию «системность».
Семинар 2. Становление и развитие управленческой мысли
Темы для докладов и рефератов
1. Научны основы социального и экономического управления.
2. Управленческие революции
3. Теория социального управления.
4. Основные школы управления. (Административная школа управления, школа человеческих отношений, школа человеческих ресурсов)
5. Вклад А. Файоля и Ф. Тейлора в становления управления как науки.
6. Менеджмент как разновидность управления и его особенности.
Вопросы для обсуждения
9. На какие фундаментальных науки опирается теория социального и экономического управления?
10. Роль методологических конкретных наук в научном знании о социальном управлении?
11. Чем вызвана необходимость социального управления?
12. В чем сущность и содержание социального и экономического управления?
13. Заполните таблицу
Исторические периоды теории и практики управления
№ п/п | Название периода | Дата | Представители | Характеристика |
Древний период | 9-7 тысячелетий до н.э – начало XVIII | Наиболее длительный период. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда отмечались на стадии первобытно-общинного строя, когда управления осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины.. В этот период в ряде стран Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов – их призводству. Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. | ||
Индустриальный период | 1776-1890 | А.Смит | ||
Период систематизации | ||||
Информационный период |
14. Назовите основные школы управления. Охарактеризуйте каждую из них.
15. Охарактеризуйте основные взгляды Ф. Тейлора. Перечислите его основополагающие принципы.
16. Перечислите основные труды, написанные Ф. Тейлором.
17. Перечислите принципы «администрирования» А.Файоля
18. Охарактеризуйте взгляды М.Вебера и его «рациональную бюрократию».
19. Сколько управленческих революций насчитывает история мирового социального управления? Охарактеризуйте каждую из них.
Семинар 3. Развитие управленческой мысли в России
Темы для докладов и рефератов
1. Управление и администрирование: соотношение понятий..
2. Исторические этапы формирования управленческой мысли.
3. Развитие управленческой мысли в России: представители и основные идеи.
4. Ордин-Нащокин А.Л. один из первых русских управленцев.
5. Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой.
6. Посошков И.Т. как сторонник строгой регламентации хозяйственной жизни.
7. Сперанский М.М. и его роль в сфере управления в России.
8. Программа реформ А.С. Столыпина.
9. Влияние зарубежных специалистов по управлению (Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Форда и др.) на развитие управленческой мысли в России.
10. Современное состояние управленческой мысли: основные тенденции и направления развития.
Вопросы для обсуждения
1. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Их сущность и содержание.
2. Назовите исторические этапы формирования управленческой мыслит.
3. Какие можно выделить преобразования в центральном и местном управлении детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I?
4. Какова цель преобразований М.М. Сперанского?
5. Охарактеризуйте деятельность и основные направления деятельности российской административной школы права.
6. Охарактеризуйте Земскую реформу в России XIX века.
7. Заполните таблицу: