К.В. Воденко, С.А. Тихоновскова, О.С. Иванченко
К.В. Воденко, С.А. Тихоновскова, О.С. Иванченко
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ
Учебное пособие
Новочеркасск
УДК 338.24.01
ББК 65.050
В 62
Рецензенты: доктор социологических наук, профессор С.И. Самыгин
доктор экономических наук, профессор А.Г. Кобилев
В 62 | К. В. Воденко, С. А. Тихоновскова, О.С. Иванченко Основы управления в социально-экономических системах: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. – 146 с. |
В пособии излагаются основные теоретико-методологические подходы к управлению социально-экономическими системами. Рассматриваются основные сложившиеся в современной науке методы управления социально-экономическими системами.
Учебное пособие предназначено для студентов социально-экономических направлений подготовки всех форм обучения.
УДК 338.24.01
ББК 65.050
© Южно-Российский государственный
политехнический университет (НПИ) имени
М.И. Плптова, 2015.
© Воденко К.В., Тихоновскова С.А.,
Иванченко О.С., 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ……….…………………………..3
1.1. Основные принципы и понятия управления социально-экономическими системами……………………...…………………….4
1.2. Методология управления социально-экономическими системами..18
1.3. Системный анализ и синергетический подходы в исследовании социально-экономических систем……………………………………30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
2.1. Государство как главный субъект социально-экономического управления
2.2. Политика управления социально-экономическими системами
2.3. Муниципальное образование как социально-экономическая система
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
3.1Моделирование и прогнозирование в исследовании социально
-экономических систем
3.2 Технология имитационного моделирования в управлении сложными социально-экономическими системами
3.3. Социальное планирование как механизм комплексного решения проблем социального значения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Примерный перечень тем реферата И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО НАПИСАНИЮ
Примерный перечень вопросов к зачету
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Социальное проектирование
Социальное проектирование, ориентированное в том числе на предотвращение безработицы для наиболее экономически активной части населения, связано с понятием «человеческий капитал», под которым подразумевается имеющийся запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. При вкладывании своих средств в образование человек ведет себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки.
В зарубежной экономической практике понятие «человеческий капитал» используется уже на уровне теоретического обоснования. В частности, Г. Беккер первым осуществил практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто ограничился окончанием средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера, в США отдача высшего образования находится на уровне 10—15%, что превышает показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.
Большое теоретическое значение имело введенное Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека (и шире — между общими и специфическими ресурсами вообще).
Реализация знания обусловливается управленческой технологией, т.е. превращением знания в организационный проект, схему, план, способ сборки, правильную расстановку ресурсов.
Как только мы это признаем, индустриальная цивилизация завершается, массовое производство перестает быть источником богатства, особенно на фоне возрастающей конкуренции развивающихся стран, которые выбрасывают на рынок все больше дешевых и качественных товаров.
Источником богатства в человеческом капитале становится то, что производит новые знания: культура, образование, умение мыслить, способы мышления, технология инженерных решений, научные исследования, проектные разработки. Теория интеллектуального капитала продуцирует понятие «интеллектуалоемкого производства». Основным элементом создания стоимости оказывается уже не само знание, а способы его использования. Факторами экономического роста традиционно считаются технология, человеческий капитал (образованность и навыки людей) и экономия от масштаба (уменьшение издержек с ростом масштабов рынка).
Согласно теории человеческого капитала качество рабочей силы — один из основных факторов экономического роста. В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человеческого капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами его являются образование, повышение квалификации и трудовая миграция.
Таблица 1
Каталог плановых событий
Наименование модуля | Вид события | Планируемое время наступления |
УМ ФМ1 ФМ2 ФМ3 … ФМN |
Перед началом моделирования в первую строку каталога плановых событий (см. табл. 1) заносится время инициализации первого прогона модели, а в последнюю — время его окончания, после чего управление передается на тот ФМ, в котором может наступить ближайшее к начальному по времени событие (если на каждом шаге моделирования проводить ранжирование событий по времени, соответствующая этому событию строка каталога будет первой, поскольку для всех уже наступивших (отработанных, обслуженных) событий устанавливается и записывается в третий столбец каталога фиктивное время, заведомо превышающее время окончания моделирования).
Таким образом, если в результате работы очередного ФМ через таблицу сигналов появляется информация о возможном времени наступления в этом или любом другом модуле какого-либо события, это время, а также вид события и модуль, в котором оно может произойти, заносятся в каталог плановых событий, после чего осуществляется новое ранжирование событий по времени. Затем управление передается ФМ (или УМ), информация о котором находится в первой строке каталога до тех пор, пока в первой строке не окажется событие, соответствующее окончанию моделирования.
Таблица 2
Таблица сигналов
№ | Адресат | Содержание сигнала | Признак передачи |
… … … М |
Подобным же образом организуется работа и таблицы сигналов с учетом того, что в ней содержится информация не о событиях как таковых, а о сигналах различных типов. Так, если в результате работы очередного ФМ возникла необходимость передать какую-либо информацию, соответствующий сигнал (сигналы) помещается в очередную строку таблицы сигналов, после чего осуществляется их передача адресатам. После получения адресатом сигнала в четвертый столбец таблицы заносится установленный признак, и данный сигнал считается отработанным. Понятно, что передача сигналов продолжается до тех пор, пока четвертый столбец таблицы не будет заполнен этим признаком для всех сигналов. Затем управление передается календарю событий, от него - очередному ФМ и т.д.
Функциональная частьимитационной моделисостоит из функциональных модулей, являющихся основными ее элементами. Именно в ФМ описываются и реализуются все процессы в моделируемой системе. Обычно один ФМ описывает либо отдельный процесс в системе, либо ее отдельный элемент (подсистему) - в зависимости от выбранной схемы моделирования.
Обобщенная блок-схема работы ФМ представлена на рис. 1.
В ФМ могут поступать пять видов входных сигналов: стартовый сигнал (сигнал о начале моделирования); сигнал о наступлении планового события; информационный сигнал; сигнал о прерывании моделирования; сигнал об окончании моделирования.
Отметим, что какой бы сигнал ни поступил на вход ФМ, обязательно формируется выходное сообщение о том, что в ФМ данный сигнал отработан, т.е. проведены соответствующие виду входного сигнала действия: подготовка к моделированию (по входному сигналу вида 1); обработка события (по входному сигналу вида 2); обработка информационного сигнала (по входному сигналу вида 3); запоминание состояния ФМ с целью дальнейшего продолжения моделирования с данного «шага» (по входному сигналу вида 4); завершение моделирования в случае выполнения плана имитационного эксперимента (по входному сигналу вида 5).
Важнейшей задачей любого ФМ является планирование следующих событий, т. е. определение их видов и ожидаемых моментов наступления. Для выполнения этой функции в ФМ реализуется специальный оператор планирования. Для «больших» моделей остро стоит вопрос о «глубине планирования», т.е. о длительности интервала времени, на который прогнозируется наступление событий, поскольку для больших интервалов почти наверняка придется осуществлять повторное планирование после прихода очередного информационного сигнала и соответствующего изменения состояния ФМ.
Вид 5 |
Вид 4 |
Вид 3 |
Вид 2 |
Вид 1 |
Анализ вида Входного сигнала |
Начало |
Очистка полей |
Обработка события |
Обработка сигнала |
Запоминания состояния ФМ |
Установка Исходных состояний |
Формирование выходного сообщения |
Формирование выходного сообщения |
Формирование выходного сообщения |
Формирование выходного сообщения |
Формирование выходного сообщения |
Формирование выходного информационного сигнала |
Планирование следующего сообщения |
Конец |
Рис. 1. Работа типового функционального модуля
Что касается информационного блока, то следует отметить, что база (базы) данных представляет собой совокупность специальным образом организованных (структурированных) данных о моделируемой системе (операции), а также программных средств работы с этими данными.
Как правило, информация из БД выдается в другие части имитационной модели в автоматическом режиме (в этом смысле можно говорить, что потребителями информации из БД являются пользователи-задачи). Наличие БД в имитационной модели не является обязательным и полностью определяется масштабами модели, объемами необходимой информации и требованиями по оперативности получения результатов моделирования и их достоверности. Если принято решение о включении БД в состав имитационной модели, проектирование БД не имеет каких-либо специфических особенностей и проводится по стандартной методике.
Каждая имитационная модель представляет собой комбинацию шести основных составляющих: компонентов, переменных, параметров, функциональных зависимостей, ограничений, целевых функций.
Под компонентами понимают составные части, которые при соответствующем объединении образуют систему. Компоненты называют также элементами системы или ее подсистемами. Например, в модели рынка ценных бумаг компонентами могут выступать отделы коммерческого банка (кредитный, операционный и т.д.), ценные бумаги и их виды, доходы, котировка и т.п.
Параметры — это величины, которые исследователь (пользователь модели) может выбирать произвольно, т.е. управлять ими.
В отличие от них переменные могут принимать только значения, определяемые видом данной функции. Так, в выражении для плотности вероятности нормально распределенной случайной величины х
где х — переменная; тх, ах — параметры (математическое ожидание и стандартное отклонение соответственно); л, е — константы.
Различают экзогенные (являющиеся для модели входными и порождаемые вне системы) и эндогенные (возникающие в системе в результате воздействия внутренних причин) переменные. Эндогенные переменные иногда называют переменными состояния.
Функциональные зависимости описывают поведение параметров и переменных в пределах компонента или же выражают соотношения между компонентами системы. Эти соотношения могут быть либо детерминированными, либо стохастическими.
Ограничения — устанавливаемые пределы изменения значений переменных или ограничивающие условия их изменения. Они могут вводиться разработчиком (искусственные) или определяться самой системой вследствие присущих ей свойств (естественные).
Целевая функция предназначена для измерения степени достижения системой желаемой (требуемой) цели и вынесения оценочного суждения по результатам моделирования. Эту функцию также называют функцией критерия. По сути, весь машинный эксперимент с имитационной моделью заключается в поиске таких стратегий управления системой, которые удовлетворяли бы одной из трех концепций ее рационального поведения: оптимизации, пригодности или адаптивизации. Если показатель эффективности системы является скалярным, проблем с формированием критерия не возникает и, как правило, решается оптимизационная задача - поиска стратегии, соответствующей максимуму или минимуму показателя. Сложнее дело обстоит, если приходится использовать векторный показатель. В этом случае для вынесения оценочного суждения используются методы принятия решений по векторному показателю в условиях определенности (когда в модели учитываются только детерминированные факторы) или неопределенности (в противном случае).
При реализации имитационной модели, как правило, рассматриваются не все реально осуществляемые функциональные действия системы (ФД), а только те из них, которые являются наиболее существенными для исследуемой операции. Кроме того, реальные ФД аппроксимируются упрощенными действиями ФД, причем степень этих упрощений определяется уровнем детализации учитываемых в модели факторов. Названные обстоятельства порождают ошибки имитации процесса функционирования реальной системы, что, в свою очередь, обусловливает адекватность модели объекту-оригиналу и достоверность получаемых в ходе моделирования результатов.
3.3 Социальное планирование как механизм комплексного решения проблем социального значения
Стратегическое планирование экономического и социального развития таких основных структурных составляющих социальной сферы как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы в отличие от текущего и перспективного планирования в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне- и долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальной направленности.
Под социальным планированием понимается один из видов государственного вмешательства в решение крупных социально-экономических проблем и их регулирование со стороны общественных институтов. Социальное планирование широко применяется в странах с социальной рыночной экономикой, в социальном обеспечении, социальной помощи, в сфере занятости и рынка труда. Кроме того, социальное планирование тесно связано с бюджетным и программным планированием. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.
Методология социального планирования учитывает ограниченность сферы его применения, непрерывность социальных изменений, обязательность учета интересов различных групп населения, включая этнонациональные, конфессиональные и тому подобные группы. Она находится под постоянным воздействием принятых в данном обществе или декларируемых государством социальных ценностей. Социальное планирование тесно связано с проблемами управления социально-экономическими системами. Современные представления о социально-экономических системах базируются на понимании системы как совокупности объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности[51]. Социально-экономическая система — это совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, востребованных во внешней среде[52].
Для решения сложных задач управления социально-экономическими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач. Одним из таких подходов является системный подход. Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели[53]. Системный подход представляет собой оценку большого количества информационно различной природы материалов с помощью универсальных показателей и включает следующие разделы: принцип конечной цели — абсолютный приоритет конечной цели; принцип единства — совместное рассмотрение предприятий как целого и как совокупность элементов-подразделений; принцип связности — рассмотрение любого подразделения совместно с его окружением; принцип иерархии — полезно введение иерархии элементов — подразделений и выполняемых ими задач; принцип функциональности — совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой; принцип развития — учет изменяемости предприятия, его способность к развитию, расширению; принцип децентрализации — сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации.
Предпосылками применения системного подхода является рост влияния человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура организации или, наоборот, чем централизованней управление, тем более значимо становится влияние субъективного подхода руководства на принятие решений; быстрое изменение факторов внешней среды (законодательные и нормативные акты). Используемые в оценках деятельности коэффициенты в некоторых случаях оказываются устаревшими; ускорение научно-технического прогресса.
Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить эффективные показатели его оценки. Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, которые составляют содержание процесса выявления оцениваемых показателей: установление границы, т.е. представление в виде некоторой изолированной части реального мира. Расширение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонентного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Поэтому, следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации; определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с «наилучшим» показателем функционирования объекта.
В научной практике совместно с понятием «системный подход» широко используется понятие «комплексный подход». Понятия «системность» и «комплексность» употребляются как синонимы, хотя между ними есть и различия. Отмечается, что понятие «системность» характеризует целенаправленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие «комплексность» отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту исследовательского охвата проблемы[54]. Авторы утверждают, что понятие «системность» объемнее «комплексности». Если как свойство «системность» в одинаковой мере охватывает связи внутри одного уровня и между разными уровнями, то комплексность, понимаемая как требование учитывать взаимосвязанные факторы, влияющие на проблему, охватывает преимущественно связи одного или смежных уровней иерархической структуры данной системы. В связи с этим необходимо совместное использование системного и комплексного подходов к управлению социальным развитием.
Наряду с системным и комплексным подходами определенный интерес представляет программно-целевой подход — разработка и выполнение перспективных задач, направленных на достижение определенной цели[55]. Отличие использования программно-целевого подхода от системного и комплексного в современных условиях заключается в дополнении его определенными методами стимулирования, повышающими заинтересованность в участии выполнения социально-экономических программ. Данный подход состоит в последовательной реализации комплекса технических, организационных и экономических мероприятий, включающих действия от установления конкретных задач и до обоснования и выполнения в намеченные сроки мероприятий.
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы — один из видов программ, классификация которых дана в табл. 1.
Таблица 1
Классификация программ
Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные, (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные (3-5 лет) Краткосрочные (1-3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления, или для ее реализации создается специальная структура, или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением. Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично.
Содержание программно-целевого управления может быть представлено в табл. 2.
Таблица 2
Содержание программно-целевого управления
Необходимо определить | Компоненты ПЦУ |
Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
Что требуется для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы | Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
Каков механизм организации управления реализацией программы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
Как отслеживается и оценивается выполнение программы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в табл. 3.
Таблица 3
Классификация целей
Признаки классификации | Виды целей |
1. Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные |
2. Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные) |
3. Время реализации | Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие |
4. Форма фиксации | Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные) |
5. Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные |
6. Степень обоснованности | Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные |
7. Реальность/ нереальность выполнения | Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые) |
8. Уровни управления | Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы |
9. Политический оттенок | Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые) |
10. Объем | Общие, частные, локальные |
11. Время действия | Конечные, промежуточные |
12. Степень выполнения | Выполненные полностью, частично |
Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Использование программно-целевого подхода в территориальном планировании имело место еще в 20-30-е гг ХХ в. (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре и др.). В 60-80-е гг. ХХ в. целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Предпосылками к более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем комплексного характера, ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 1960-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем. Все это способствовало тому, что уже в недрах планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления[56].
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики. Программно-целевой метод реализуется в следующих основных понятиях: проблема — цель — целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов — система мероприятий. Отличительная черта программно-целевого метода состоит в том, что он ориентирует на конечные цели социально-экономического и научно-технического развития общества. Тем самым программно-целевой метод позволяет реализовать принцип «ведущего звена» (или «локомотива»), специализировать цели и мероприятия плана. Программно-целевой метод позволяет более четко увязать основные показатели плана с ресурсным потенциалом. Это осуществляется путем многовариантных расчетов средств реализации поставленных целей и разработки системы соответствующих мероприятий по их достижению.
В условиях перехода к экономике рыночного типа региональное программирование является важным инструментом управления как на общегосударственном, так и на уровне регионов и муниципальных образований. Программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и отдельных регионов.
Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики естественным образом возлагается на программы. Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по различным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т. п.) с помощью специальных приемов (например, программных матриц)[57]. Использование программно-целевого метода в управлении социальным развитием позволит выявить проблемы, наметить различные варианты их решения и обосновать комплексную программу достижения поставленных целей на основе учета социально-экономических аспектов.
В настоящее время региональные программы являются инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем (экономической, социально-демографической, экологической). Здесь встречаются разные подходы. Так, на Западе разработчики делают больший, чем у нас упор на проблемы развития инфраструктуры, землепользования и экологии. Новыми перспективными направлениями применения программно-целевого метода в региональном развитии в условиях перехода экономики страны на рыночные принципы хозяйствования являются программы по формированию локальных экономических зон, развитию муниципальных образований по типу технополисов, являющихся эффективным средством стимулирования развития проблемных территорий, внутрирегионального производства, укрепления позиций территорий в рыночной среде[58].
Вместе с тем в деле успешной реализации и достаточного финансирования региональных программ возрастающее значение приобретает частный капитал, который благодаря финансовым, правовым и другим стимулам со стороны государства привлекается к решению задач развития «базовых» отраслей или созданию новых рабочих мест. В результате успешная реализация региональных программ становится функцией координационной деятельности государства (в лице органов исполнительной власти субъекта Федерации), в результате которой частный капитал более охотно идет на инвестирование экономического развития предприятий, городов и регионов, если оно обеспечивает прибыльное вложение капитала, а государство выступает как гарант этих вложений.
На уровне регионов и муниципальных образований правовые основы использования данного метода, как правило, закрепляются в разделах законодательных актов, посвященных полномочиям органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня. Нормативно-методические основы разработки и реализации региональных и муниципальных программ на уровне регионов закрепляются в соответствующих постановлениях органов исполнительной власти или глав администраций соответствующих уровней. Содержательно данные документы ориентированы на принятые на федеральном уровне нормативные акты[59], которые отражают основные положения программного метода. На уровне регионов — субъектов Федерации правовой основой для реализации программ являются соответствующие решения законодательных органов, принимаемые по представлению губернатора области (главы Правительства, Президента страны). Ряд регионов успешно использует программный подход для решения сложных социальноэкономических проблем территории. Муниципальные программы приобретают официальный статус после утверждения городским (районным) представительным органом.
Использовать программно-целевой подход для решения территориальных проблем в настоящее время пытаются администрации многих муниципальных образований, поскольку, несомненно, он является одним из ключевых методов управления в условиях переходного периода. Вместе с тем его применение, как отмечалось ранее, происходит в условиях недостаточности нормативно-методической базы на всех уровнях управления — от федерального до муниципального. Программно-целевой подход представляет собой совокупность методов, приемов и средств решения крупных и сложных проблем по достижению важнейших целей социально-экономического и научно-технического развития страны. Сущность программно-целевого подхода заключается в разработке и реализации комплексных целевых программ по достижению конечных народнохозяйственных результатов на основе системных методов.
Программно-целевой подход позволяет выявить проблемы развития, наметить различные варианты их решения и обосновать комплексную программу достижения поставленных целей на основе учета как технических и э