Факторы, стороны и субъекты правотворчества
На издание норм права оказывает влияние целый ряд факторов объективного и субъективного характера. Проблема факторов правотворчества получила наименование проблемы объективного и субъективного в праве. К объективным факторам можно отнести экономические условия и потребности, экологический, политические и внешнеполитические особенности развития, традиции народа и т.д. Важную роль в современной России приобретают демографический и национальный факторы.
К субъективным относятся правосознание и правовая культура законодателей и народа в целом, деятельность лоббистских групп и т.п.
Факторы характеризуются мощностью и направленностью по отношению друг к другу. Так, например, установление дополнительных экологических требований к производству сопровождается дополнительными финансовыми расходами, т. е. имеет место противоположная направленность экономического и экологического факторов.
Движущим началом правотворчества являются потребности различных социальных групп. Деятельность законодателя должна быть направлена на познание этих потребностей. Таким образом, первой стороной правотворческого процесса является познавательная. Однако не все познанные потребности подлежат удовлетворению. Законодатель не может удовлетворить все имеющиеся в обществе потребности, поэтому он должен их оценить, чтобы выбрать самые важные. Отсюда второй стороной правотворчества считается оценочная (аксиологическая). И, наконец, третья сторона — волевая. Оценив общественные потребности, общественные отношения, требующие правового регулирования, правотворческий орган выражает волю на регламентацию соответствующих отношений — издает нормативно-правовой акт.
В отношении проблемы субъектов правотворчества в отечественной литературе имеется две основные точки зрения. Согласно первой, субъектами правотворчества являются все лица и организации, органы, так или иначе участвующие в разработке и движении проекта нормативного акта. Согласно второй точке зрения, такими субъектами являются лишь специально уполномоченные правотворческие органы. Совокупность субъектов правотворчества объединяется термином «механизм правотворчества».
Неоднозначно понимается в науке и термин «акт правотворчества». С одной стороны, это действия правотворческого органа по изданию нормативного правового акта. С другой стороны, это результат указанных действий, т. е. сам нормативно-правовой акт.
3. Цели и принципы правотворчества
Каждый нормативный акт издается с определенными целями. Кроме того, правотворчество в целом имеет общие цели. К ним можно отнести регулирование общественных отношений, их упорядочение и развитие в определенном направлении.
По мнению В.М. Сырых, перед субъектом правотворчества встают три основные задачи:
1. Сформулировать эффективно действующие нормы права.
2. Создать надежный механизм их реализации в конкретных правовых отношениях.
3. Согласовать законодательные новеллы с системой действующего законодательства (Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 492).
Правотворчество должно быть подчинено ряду принципов, обеспечивающих принятие качественных нормативных актов. Соблюдение данных принципов призвано способствовать достижению целей и задач правотворчества. К принципам правотворчества относятся следующие.
1. Законность. Принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и нормативным актам более высокой юридической силы, прежде всего законам. Принцип законности имеет и процессуальный аспект — нормативные акты должны приниматься в соответствии с процедурами, обозначенными в законодательстве.
2. Принцип социальной справедливости. Принцип справедливости означает, что правотворческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение интересов всего народа, а непривилегированных социальных слоев в ущерб остальным.
3. Принцип демократизма. Он означает, что народ должен принимать как можно более активное участие в правотворческой деятельности. Представляется, что не следует переоценивать значение данного принципа, так как подчас с помощью народа в истории прикрывались самые неблаговидные действия(расстрелы врагов народа, сосредоточение власти в руках диктатора и т.д.).
4. Принцип исполнимости. Он означает, что принимаемые нормативные акты, во-первых, не должны предъявлять непомерных требований к поведению граждан, а во-вторых, должны быть обеспечены материальными и организационными ресурсами.
Ряд авторов выделяет и другие принципы, например, гласность, системность, профессионализм, научность и др.
Выделяется также принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов. Суть данного принципа заключается в том, что в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов следует в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам (Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 665-666).