Соотношение социальных и технических норм
Социальные нормы следует отличать от технических норм. К техническим нормам в данном случае относятся не только правила обращения с техникой, с машинами и механизмами, но и правила противопожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и т.д.
Различия между социальными и техническими нормами заключаются прежде всего в предмете регулирования. Если социальные нормы регламентируют отношения между людьми и их группами, то технические нормы касаются отношений человека и природных явлений, человека и техники, человека и химических веществ и т.п.
Другое различие заключается в том, что у социальных и технических норм различный субъектный состав. Социальные нормы регулируют те отношения, участниками которых являются только люди либо их объединения. Технические же нормы регулируют отношения, одной из сторон которых являются неодушевленные предметы, поэтому они, по выражению Н.И. Матузова, «носят не чисто социальный, а полусоциальный характер». Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами. С другой стороны, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека (Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 286).
Некоторые технические нормы получают закрепление в праве и, таким образом, становятся технико-правовыми (правила эксплуатации транспорта, техники безопасности, хранения ядовитых и радиоактивных веществ и др.). Поэтому их иногда называют подвидом социальных норм. Представляется, что здесь имеет место противоречие. Получается, что технические нормы, как только получают правовое закрепление, становятся социальными, т. е. меняют предмет регулирования и субъектный состав.
В литературе выделяются и другие виды норм. В частности, правила обращения с животными предлагается называть естественно-правовыми. Думается, что было бы целесообразно считать эти нормы экологическими (название «естественно-правовые» может вызвать неправильную ассоциацию с естественным правом).
46. Понятие формы (источника) права и их виды
Термин «источник права» имеет давнюю историю и является предметом длительных дискуссий. Автором данного термина считается Тит Ливии, который назвал Законы 12 таблиц источником всего публичного и частного римского права. В средние века источником права считали божественную волю. Позитивисты в качестве источника права рассматривали государство, сторонники реалистической школы — деятельность судей, их интуицию, представители исторической школы главным источником права считали обычаи.
В современной отечественной науке источники права подразделяют на материальные, идеальные, формальные (юридические) и исторические.
Под материальным источником понимается сила, творящая право. В советской науке такими силами считали экономические условия жизни общества, государство, его правотворческую деятельность. Современные авторы, кроме экономических условий, к материальным источникам права относят потребности различных социальных групп.
К идеальным источникам следует отнести правосознание и правовую культуру. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правовое сознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.
Формальные источники права — это формы выражения, способы существования правовых норм, те способы, которыми нормам права придается общеобязательность. В различных государствах используются следующие формальные (юридические) источники права:
1. Нормативно-правовые акты, которые можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.
2. Нормативные договоры (договоры с нормативным содержанием).
3. Юридические прецеденты, подразделяющиеся на судебные и административные.
4. Правовые обычаи.
5. В ряде стран вспомогательными источниками права считаются принципы права, а также правовая доктрина, т. е. труды ученых-юристов, которым придается сила норм права. Исторические источники также называются источниками познания права. К таким источникам можно отнести все то, что может дать нам информацию о праве и практике его реализации в определенном государстве и в определенный период времени. К историческим источникам относятся таблички с текстами законов и договоров, берестяные грамоты, летописи, записанные речи юристов и т.д.
В литературе, кроме термина «источник права», используется также термин «форма права». При этом следует учитывать, что форма права может быть внутренней и внешней. Внутренняя форма права — это его внутреннее строение, т. е. система права. Внешняя форма представляет собой форму выражения правовых норм. Таким образом, термины «внешняя форма права» и «формальный источник права» являются синонимами.
В литературе выделяются и другие виды источников права — биологические, информационные и т.д.
Правовой обычай
Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, которое в силу многократного использования вошло в привычку. Обычай, признаваемый и защищаемый государством, называется правовым. Совокупность правовых обычаев именуется обычным правом.
Правовой обычай считается исторически первым источником права. По мнению А.Б. Венгерова, в ранних государствах обычаи охватывали, прежде всего, брачно-семейные отношения, землепользование и водопользование, имущественные отношения. Существовали обычаи по оказанию помощи вдовам и сиротам. Распространение норм обычного права в средневековой Европе стало основой для формирования исторической школы права. В настоящее время правовой обычай в России является вспомогательным источником права. Например, Гражданский Кодекс РФ содержит ссылки на обычаи делового оборота, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» использует термин «торговый обычай».
На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.
Правовые обычаи никем целенаправленно не устанавливаются, они постепенно складываются, а затем признаются (санкционируются) государством. Иногда в науке говорят о консерватизме обычаев, которые закрепляют не новые, а старые, давно сложившиеся отношения. С некоторыми обычаями в государствах ведется борьба (например, обычаи кровной мести). Такие обычаи назвать правовыми нельзя. Однако многие обычаи содержат ценный социальный опыт, недаром сторонники исторической школы права считали обычаи выражением духа народа, его здравого смысла.
В различных государствах современного мира роль правовых обычаев неодинакова. В западных странах обычай также используется лишь как вспомогательный источник права. Например, в Великобритании у портных существует обычай не только примерять готовое платье, но и взвешивать его. Вес платья и отрезков должен совпадать с весом полученной портным ткани. Таким образом проверяется порядочность портного.
Значительное распространение имеют сегодня правовые обычаи в странах мусульманского права и государствах Тропической Африки. При этом в ряде африканских государств осуществляются мероприятия, направленные на приспособление обычаев к новому законодательству, на систематизацию действующих обычаев. Правовые обычаи африканских государств регламентируют прежде всего владение землей и семейные отношения.