Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды

— это элемент формы государства, который отражает взаимоотношения государства в четом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Федеративное государство

Слово «федерация» происходит от лат. Роейиз — союз, объединение. К 1997 г. в мире существовало 24 федерации, в них проживало более трети мирового населения (Более подробно см.: Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.,1997. С. 138—154).

К признакам федеративного государства относятся:

1. Наличие двойного гражданства (хотя такая ситуация наблюдается не во всех федерациях).

2. Двойная система государственного аппарата — на уровне федерации и на уровне субъектов.

3. Двойная система законодательства: федеративная и субъектов федерации.

4. Двойная система налогов и сборов.

5. Наличие у субъектов федерация определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий в предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть. В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односторонний выход субъекта из состава федерации. Парламенты федеративных государств, как правило, двухпалатные, прячем верхняя палата состоит из представителей субъектов.

В науке имеются различные классификации федеративных государств:

1. По способу образования — договорные и конституционные. Договорные возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария). Конституционные создаются «сверху», путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ).

2. По способу, критерию деления — национальные (Индия, Бельгия) и территориальные (Швейцария).

3. По правовому статусу субъектов — симметричные и асимметричные. В симметричных субъекты равноправны (как это провозглашается в Конституции РФ 1993 г.), в асимметричных —неравноправны (Индия, США). Асимметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, например, федеральных округов (федеральный округ Колумбия в США),федеральных территорий (волоса племен в Пакистане), федеральных владений (острова в Карибском море, принадлежащие Венесуэле), ассоциированных государств (Пуэрто-Рико в США).

Крупнейшей по числу субъектов федерацией является Российская Федерация, включающая 89 субъектов. В Российскую Федерацию входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

От федеративных государств следует отличать конфедерации, т. е. объединения государств для достижения определенной цели. В отличие от федерации, являющейся государством, конфедерация — это не государство, а союз государств. Примерами конфедераций можно считать США и Швейцарию в первые десятилетия их существования. Наименование «конфедерация» до сих пор сохранилось в названиях некоторых стран (Канада, Швейцария), однако это лишь дань исторической традиции, фактически данные страны являются федерациями.

Унитарное государство

Унитарное (от лат. — единство) государство характеризуется следующими признаками:

1. Административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2. Единое гражданство.

3. Единая структура государственного аппарата.

4. Единая система законодательства.

5. Единая система налогов и сборов.

Парламенты унитарных государств, как правило, однопалатные. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований. Некоторые государства, например, Италия, Испания, целиком состоят из автономных образований, поэтому получили в литературе наименование регионалистских. В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства (см. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 133). Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

В некоторых унитарных государствах в силу их небольшой территории административно-территориальное деление отсутствует вообще (Науру, Бахрейн, Мальта).

По степени централизации унитарные государства делятся на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные (Там же. С. 137—138).

В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония).

В относительно децентрализованных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например, в Болгарии самоуправляются низовые единицы — общины, а области носят административный характер.

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления (страны с военными режимами).


Наши рекомендации