Стадии применения права. Акты применения права.
По результатам правоприменения выносится акт применения права, т.е. официальный акт или документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное деление по применению права. Этот акт носит правовой характер, но не нормативный. Все правовые акты делятся на две большие группы: нормативные и индивидуальные. Нормативные – законы и подзаконные акты. Акты применения права не являются нормативными, но являются правовыми и носят индивидуальный характер. Акты применения права отличаются от других правовых актов индивидуального характера тем, что носят государственно-властный характер.
Индивидуальные акты применения права и НПА (сходство).
1. Инд акты применения права, также как и НПА являются, как правило, являются письменными актами документами.
2. Исходят от государства в лице госоргана или должностного лица.
3. Носят обязательный характер.
4. Вызывают юр последствие (т.е. обладают юридиченской силой).
Различия акта применения права и НПА.
1. Регулирует конкретные отношения, индивидуальные; а НПА содержит нормы, которые рассчитаны на неоднократное применение.
2. НПА является источником права; правоприменительный таковым не является, не создает норм права, он сам создается на основании действующих норм права и правоприменительный акт выступает средством перевода государственно-властных требований в сферу конкретных жизненных случаев.
3. В отличие от НПА правоприменительный акт характеризуется однократным действием, принят в отношении конкретного лица, конкретного случая и далее его действие не распространяется.
4. НПА всегда имеет письменную форму. Правоприменительный тоже, как правило, имеет письменную форму, но может приниматься и устно (устное распоряжение начальника).
5. Правоприменительный акт всегда издается на основе норм права.
Правоприменительные акты бывают различных видов и оснований для классификации достаточно много. Одним из основных оснований является характер регулятивного воздействия на правовые отношения. Подразделяют на:
· исполнительные (констатируют возникновение прав и обязанностей у субъектов в связи с их правомерным действием);
· правоохранительные (акты, которые издаются в профилактических целях – предупреждения правонарушений).
По субъектам правоприменения выделяют акты
· главы государства (напр., указ П. РФ о награждении);
· правительственные акты (могут быть нормативного или индивидуально-правового характера);
· акты органов управления
· акты юрисдикционных органов
По способу принятия:
· коллегиальные (постановление правительства)
· единоличные (прокурора)
По политическому значению:
· основные (решение суда по гражданским делам, приговоры суда в уголовных делах)
· вспомогательные (протокол осмотра места происшествия, проведения очной ставки)
По способам выражения:
· акты – документы
· акты – действия
· акты – жесты
· акты – символы
По времени:
· одномоментного действия (зайца в автобусе контролер оштрафовал)
· длящегося
НПА | Акт применения права |
Общее: 1. Обязательное для исполнения решение. 2. Документ. 3. Выносится компетентным органом. | |
Неперсонофицированость | Индивидуально делу |
Растянут во времени | Не растянут во времени |
Неоднократное применение | Разовое применение |
Соотношение акта применения, акта толкования и нормативно-правового акта:
1. НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.
2. НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.
3. Нормативные акты – первичны. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) – обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством только нормативные акты – результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты – результат правотворческой деятельности (правотворчества). Не предусматривается правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.
4. Нормативные акты – разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.
Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).
Акт толкования– это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.
Соотношение акта применения и нормативно-правового акта:
1. НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.
2. НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.
Акты толкования права
Особенности актов толкования:
1. не содержат общеобязательных правил поведения (норм права)
2. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают их.
Акт толкования можно рассматривать как действие и как юридический документ.
Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.
Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям:
По внешней форме:
· письменные (имеют определенную структуру, в них должны присутствовать реквизиты: кто издал, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие)
· устные
По юридической значимости:
· акты нормативного толкования (распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер)
· акты казуального толкования (относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц, с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);
В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт:
· аутентичные акты толкования (если акт принимает и толкует один и тот же субъект)
· легальные акты толкования (если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано законом)
В зависимости от отрасли права:
· уголовно-правовые
· административно-правовые и т.д.