Понятие и основания применения права.
Применение права происходит тогда, когда обычная реализация права невозможна и диспозиция правовой нормы не реализуется без индивидуального государственно-властного акта. Необходим, государством установленный, юридический факт.
Таким образом, применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов (должностное лицо, госорган) и рассматривается как особая форма. Признаки правоприменения:
1) Особый субъект правоприменения (т.е. специальный уполномоченный государственный орган или должностное лицо или общественный орган (по поручению государства).
2) Правоприменение всегда носит государственно-властный характер.
3) Правоприменительный акт – это индивидуально конкретное правовое, но не нормативное предписание.
4) Правоприменение выступает формой управленческой деятельности государства.
5) Правоприменение всегда выступает в определенных процедурных формах. Порядок правоприменения определен соответствующими юр нормами процедурного характера.
6) Правоприменение – сложный, распадающийся на стадии, процесс.
Результатом правоприменения является юридический акт – акт применения права.
Правоприменение – государственная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содействие в реализации юр норм путем вынесения индивидуальных государственно-властных решений.
Виды правоприменения:
1. оперативно-исполнительская деятельность – нормальная деятельность госорганов по реализации собственной компетенции (*поехали заграницу – нужно получить визу).
2. правоохранительная деятельность – деятельность спец. уполномоченных органов (обычно рассматривают отклонение в поведении).
Реализация права в форме правоприменения возможно при наличии определенных условий и обстоятельств – совершение правонарушения (влечет применение соответствующих мер), выносится правоприменительный акт
Применение права можно рассматривать, как процесс, который распадается на несколько стадий.
Стадия – отрезок определенного процесса, имеющий свою промежуточную задачу и приобретающий определенную самостоятельность.
Множество подходов к количеству стадий. Наиболее распространенный 4 стадийный:
1. Установление фактических обстоятельств дела (они должны быть допустимы – незаконным путем запрещено; и относимы – должны относиться к делу). Сбор доказательств должен быть необходим и достаточен для того, чтобы подтвердить само событие, версию происходящего, т.е. должны быть полны. Полнота доказательств – наличие всех обстоятельств, позволяющих установить истинность по делу.
2. Юридическая квалификация (например, это кража, грабеж или разбой).
3. Принятие решения по делу (когда проведено расследование).
4. Исполнение правоприменительного акта (исполнение решения суда).
Правоприменительный акт является общеобязательным для исполнения и обеспеченный принудительной силой гос-ва. К обязательным реквизитам относятся: время, место, название органа или должностного лица, принявшего этот акт, подписи соответствующего лица и наличие печати.
Всякий правоприменительный акт состоит из 4-х частей:
- вводная (место, число, наименование и по какому дело принято решение)
- описательная (излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения)
- мотивировочная часть (на основании собственного изучения должностное лицо пришло к выводу и доказывает это, в заключении дается квалификация – ссылка на статью)
- резолютивная (излагается конкретное решение, постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, и применяется мера юр воздействия – например, задержание).
По результатам правоприменения выносится акт применения права, т.е. официальный акт или документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное деление по применению права. Этот акт носит правовой характер, но не нормативный. Все правовые акты делятся на две большие группы: нормативные и индивидуальные. Нормативные – законы и подзаконные акты. Акты применения права не являются нормативными, но являются правовыми и носят индивидуальный характер. Акты применения права отличаются от других правовых актов индивидуального характера тем, что носят государственно-властный характер.