Официально-деловой стиль речи

Художественный стиль

1. Задача – изображение и эмоционально-эстетическое воздействие.

2. Сфера употребления – художественная литература, мемуары.

3. Жанры – драма, стихи, рассказ, повесть, роман.

4. Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность, сообщение + образная форма его передачи (изобразительно-выразительные средства языка).

5. Характерные особенности:

· Широкое использование лексики и форм других стилей.

· Использование изобразительно-выразительных средств.

· Проявление творческой индивидуальности.

Публицистический стиль

1. Основные задачи – сообщение + воздействие: передача общественно значимой информации (с одновременным воздействием на читателя – слушателя) убеждение его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

2. Жанры:

· Общественно-экономические

· Политические, культурные

· Используется в газетах, журналах

3. Стилевые черты:

· Логичность

· Логичность при информативной насыщенности

· Эмоциональность, образность, призывность

· Оценочность, страстность (ярко выраженная авторской позицией)

· Общедоступность, доходчивость

4. Сфера употребления:

· Статья в газете, журнале

· Репортаж, выступление(по радио, на ТВ, на собрании)

· Ораторская речь

· Судебная речь

· Доклад, фельетон

· Очерк:

I. Портретный ( № 416)

II. Путевой( № 411)

III. Проблемный( № 429)

5. Характерные черты:

· Общественно-политическая лексика и морально-этические (сравнения, эпитеты, метафоры)

· Тропы (усиливают эмоциональное воздействие)

· Лексические повторы, градация

· Термины в переносном значении, фразеологизмы

· Частицы

· Побудительные и восклицательные предложения:

Ø Риторические вопросы

Ø Вводные слова

Ø Распространённые обращения

· Предложения с однородными членами, причастиями/деепричастиями

Ø Сложные синтаксические предложения

Занятие №7

1. Научный стиль, его варианты:

· Основная задача - сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.

· Сфера употребления – официальная обстановка.

· Жанры: 1)научная статья, доклад

2)учебная, научно-попул. литература

2. Характерные черты:

· Логичность изложения

· Последовательность

· Ясность

· Объективность

· Точность

· Отвлечённость

· Обобщённость

3. Особенности стиля:

· Термины – слово или словосочетание слов, обозначающее строго определённое научное или техническое понятие.

· Терминология – система терминов отдельной науки или отрасли.

4. Достоинства термина:

Ø Краткость (короткий термин быстрее запоминается)

Ø Способность к образованию новых слов

Ø Межотраслевой характер значения (в разных сферах)

Ø Отсутствие тропов

Ø Однозначные слова

Ø Повтор ключевых слов

Ø Композиционная однотипность

5. Морфология:

· Преобладание существительных 1-ого и 2-ого лица ед.ч.

· Отглагольные существительные (объективные процессы и явления)

· Прилагательных мало

· Вещественные, отвлечённые существительные во множ.ч.

6. Синтаксис:

· Прямой порядок слов

· Словосочетания «сущ + сущ в Р.п»

· Неопределённо личные и безличные предложения

· Обилие СП

· Причастные и деепричастные обороты

-Собственно научный (диссертации, энциклопедии, инструкции, ГОСТы)

-Научно – учебный (учебная литература, справочники, пособия)

-Научно – популярный (статьи в газетах, публичные выступления, по радио)

Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада не просто показывает ту или иную часть текста, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Выписка – дословная запись частей текста, применяется при работе с любой книгой, статьёй для подготовки доклада, реферата.

План – самая короткая форма изложения текста, его пошаговая схема в виде кратких формулировок.

Конспект – краткое письменное изложение содержания текста.

Реферат – самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть проблемы, на его собственный взгляд.

Аннотация – краткая характеристика издания, рукописи, статьи, книги, излагающее их содержание.

Разновидности аннотаций

1) Справочная (информативная)

2) Рекомендательная (с элементами оценки)

3) От издательства

4) От автора

5) От составителя

Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критичную оценку научного или художественного предприятия.

Конспект – последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения.

Типы конспектов:

1) Плановые – каждому участку плана соответствует определённая часть конспекта.

2) Текстуальные – состоящие из цитат.

3) Свободные – сочетающие выписки, цитаты, тезисы.

4) Тематические – содержат ответ на поставленный ответ по нескольким источникам.

Занятие № 8

Официально-деловой стиль речи

Основная задача – сообщение.

Сфера употребления – законодательство, делопроизводство.

Жанры:

Законы, приказы, постановления, акты, справки, инструкции, деловые бумаги.

Характерные черты:

· Точность (не допускает иного толкования)

· Неличный характер (стандарт постановления документов)

· Стандартизованность, стереотипность построения текста

· Долженствующее – предписывающий характер

Особенности стиля:

1. Лексика:

· Стандартные обороты речи

· Специальные термины

· Устойчивые обороты речи неэмоционального характера

2. Морфология:

· Глаголы несовершенного вида (уставы, кодексы, законы)

· Глаголы совершенного вида (протоколы собраний, распоряжения, акты)

· Краткие прилагательные

· Производные отыменные предлоги (в соответствии; в связи; согласно в силу того, что; в соответствии с тем, что;)

· Существительные мужского рода для обозначений лиц женского пола (лаборант Петрова, редактор Иванова)

3. Синтаксис:

· Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

· Отсутствие эмоциональности, экспрессивности, тропов.

Наши рекомендации