Официально-деловой стиль речи
Художественный стиль
1. Задача – изображение и эмоционально-эстетическое воздействие.
2. Сфера употребления – художественная литература, мемуары.
3. Жанры – драма, стихи, рассказ, повесть, роман.
4. Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность, сообщение + образная форма его передачи (изобразительно-выразительные средства языка).
5. Характерные особенности:
· Широкое использование лексики и форм других стилей.
· Использование изобразительно-выразительных средств.
· Проявление творческой индивидуальности.
Публицистический стиль
1. Основные задачи – сообщение + воздействие: передача общественно значимой информации (с одновременным воздействием на читателя – слушателя) убеждение его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.
2. Жанры:
· Общественно-экономические
· Политические, культурные
· Используется в газетах, журналах
3. Стилевые черты:
· Логичность
· Логичность при информативной насыщенности
· Эмоциональность, образность, призывность
· Оценочность, страстность (ярко выраженная авторской позицией)
· Общедоступность, доходчивость
4. Сфера употребления:
· Статья в газете, журнале
· Репортаж, выступление(по радио, на ТВ, на собрании)
· Ораторская речь
· Судебная речь
· Доклад, фельетон
· Очерк:
I. Портретный ( № 416)
II. Путевой( № 411)
III. Проблемный( № 429)
5. Характерные черты:
· Общественно-политическая лексика и морально-этические (сравнения, эпитеты, метафоры)
· Тропы (усиливают эмоциональное воздействие)
· Лексические повторы, градация
· Термины в переносном значении, фразеологизмы
· Частицы
· Побудительные и восклицательные предложения:
Ø Риторические вопросы
Ø Вводные слова
Ø Распространённые обращения
· Предложения с однородными членами, причастиями/деепричастиями
Ø Сложные синтаксические предложения
Занятие №7
1. Научный стиль, его варианты:
· Основная задача - сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.
· Сфера употребления – официальная обстановка.
· Жанры: 1)научная статья, доклад
2)учебная, научно-попул. литература
2. Характерные черты:
· Логичность изложения
· Последовательность
· Ясность
· Объективность
· Точность
· Отвлечённость
· Обобщённость
3. Особенности стиля:
· Термины – слово или словосочетание слов, обозначающее строго определённое научное или техническое понятие.
· Терминология – система терминов отдельной науки или отрасли.
4. Достоинства термина:
Ø Краткость (короткий термин быстрее запоминается)
Ø Способность к образованию новых слов
Ø Межотраслевой характер значения (в разных сферах)
Ø Отсутствие тропов
Ø Однозначные слова
Ø Повтор ключевых слов
Ø Композиционная однотипность
5. Морфология:
· Преобладание существительных 1-ого и 2-ого лица ед.ч.
· Отглагольные существительные (объективные процессы и явления)
· Прилагательных мало
· Вещественные, отвлечённые существительные во множ.ч.
6. Синтаксис:
· Прямой порядок слов
· Словосочетания «сущ + сущ в Р.п»
· Неопределённо личные и безличные предложения
· Обилие СП
· Причастные и деепричастные обороты
-Собственно научный (диссертации, энциклопедии, инструкции, ГОСТы)
-Научно – учебный (учебная литература, справочники, пособия)
-Научно – популярный (статьи в газетах, публичные выступления, по радио)
Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада не просто показывает ту или иную часть текста, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Выписка – дословная запись частей текста, применяется при работе с любой книгой, статьёй для подготовки доклада, реферата.
План – самая короткая форма изложения текста, его пошаговая схема в виде кратких формулировок.
Конспект – краткое письменное изложение содержания текста.
Реферат – самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть проблемы, на его собственный взгляд.
Аннотация – краткая характеристика издания, рукописи, статьи, книги, излагающее их содержание.
Разновидности аннотаций
1) Справочная (информативная)
2) Рекомендательная (с элементами оценки)
3) От издательства
4) От автора
5) От составителя
Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критичную оценку научного или художественного предприятия.
Конспект – последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения.
Типы конспектов:
1) Плановые – каждому участку плана соответствует определённая часть конспекта.
2) Текстуальные – состоящие из цитат.
3) Свободные – сочетающие выписки, цитаты, тезисы.
4) Тематические – содержат ответ на поставленный ответ по нескольким источникам.
Занятие № 8
Официально-деловой стиль речи
Основная задача – сообщение.
Сфера употребления – законодательство, делопроизводство.
Жанры:
Законы, приказы, постановления, акты, справки, инструкции, деловые бумаги.
Характерные черты:
· Точность (не допускает иного толкования)
· Неличный характер (стандарт постановления документов)
· Стандартизованность, стереотипность построения текста
· Долженствующее – предписывающий характер
Особенности стиля:
1. Лексика:
· Стандартные обороты речи
· Специальные термины
· Устойчивые обороты речи неэмоционального характера
2. Морфология:
· Глаголы несовершенного вида (уставы, кодексы, законы)
· Глаголы совершенного вида (протоколы собраний, распоряжения, акты)
· Краткие прилагательные
· Производные отыменные предлоги (в соответствии; в связи; согласно в силу того, что; в соответствии с тем, что;)
· Существительные мужского рода для обозначений лиц женского пола (лаборант Петрова, редактор Иванова)
3. Синтаксис:
· Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)
· Отсутствие эмоциональности, экспрессивности, тропов.