Текстовой раздаточный материал
Раздаточный материал, как понятно из названия – дополнительные материалы, которые раздаются на столы командам перед началом чтения вопроса. Раздаточный материал бывает графическим и текстовым. Графический только предполагает, что вам придется опознать объект или заметить его какую-нибудь характерную деталь или черту. А вот наличие у вопроса текстового раздаточного материала само по себе может являться небольшой подсказкой.
Иногда текст раздаточного материала повторяет текст вопроса, читаемый ведущим, и служит только для того, чтоб избавить команды от необходимости дословно записывать вопрос (что может служить сигналом к тому, что ответ уже присутствует в тексте вопроса; впрочем, может и не служить). А вот если ведущий не зачитывает текст, это может свидетельствовать о том, что:
· Розданный текст в письменном виде меньше указывает на ответ, чем тот же текст, уже озвученный;
· Ключевые слова вопроса могут иметь разный смысл в зависимости от прочтения (смена ударения и т.д.)
Примеры:
Вопрос (Первый экспериментальный Кубок Европы по ЧГК среди студентов, Петродворец, 2005) :
[Командам раздаются карточки с текстом: "В душе он очень добрый и чуткий человек, но как выйдет из (слово пропущено) - такая скотина!"]
Перед вами - ехидное замечание журнала "MAXIM". Впишите в него пропущенное слово.
Подсказка. Поищите в раздаточном материале слова, которые могут читаться по-разному.
Ответ: "... душа..."
Автор: Ольга Неумывакина (Харьков)
Для закрепления ответьте на такой вопрос:
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
[Раздаточный материал, текст которого не озвучивается ведущим:
Низко нависшее, сумрачное, разбухшее - оно полнилось неожиданностями. Иногда багровое, а временами даже лиловое, небо обо многом говорило опытному, внимательному глазу Петра Никаноровича. Совсем нечасто видел Петр Никанорович синее небо - и уж тогда он становился страшно серьезным и строгим]
Уважаемые знатоки! Назовите максимально точно специальность Петра Никаноровича, фигурирующего в полученном вами тексте.
Ответ: Отоларинголог
Зачет: Оториноларинголог, лор, ухогорлонос
Комментарий: Мы неспроста не стали читать отрывок вслух, речь идет не о небе, а о нёбе. J
Источник: http://golubentsev.livejournal.com/9927.html
Автор: Андрей Черданцев (Новосибирск)
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
[Раздаточный материал:
"Юрий Коваль "Суер-Выер"]
В юмористической книге Юрия Коваля "Суер-Выер" выстрел лишил одного из персонажей некой "черты", которая тут же взмыла в небо, и на требования вернуться на место отвечала: "Мне и тут хорошо, а то зажали совсем". Назовите эту "черту" словом, пришедшим из немецкого языка.
Подсказка. Автора и название книги нам и так прочитали. И кроме того раздали. Видимо, чтоб на слух мы ничего не перепутали и чего-то не пропустили...
Ответ: Дефис
Комментарий: Кстати, речь шла не о самом Суере-Выере, а о матросе Петрове-Лодкине. J
Автор: Павел Столяров (Калуга)
Вопрос* (12-й Чемпионат Хайфского клуба, Первая лига, Хайфа, 2006):
[На столы раздаётся следующий текст:
Кра, кре, кро, крон, кроной,
гра, грес, грос, гронс, грононес,
краэ, креа, краа, крона, гронес,
крао, кроа, кроэ, кронэ, гронас,
краон, крео, кроо, кроно, гронос.]
Вряд ли вам знаком язык, к которому Пьер Самуэль Дюпон де Немур отнес эти слова, хотя с его носителями вы, скорее всего, сталкивались, и не раз. А вот заглавный персонаж известного литературного произведения, сам являвшийся таким носителем, вместо этого произносил одно английское слово. Какое?
Подсказка. Прочитайте эти слова вслух.
Ответ: Nevermore.
Комментарий: Это слова вороньего языка.
Автор: Сергей Амлинский (Тель-Авив)
* данный вопрос был дополнительно отредактирован.
Вопрос: (11-й Чемпионат Хайфы, Первая Лига, Хайфа, 2005)
[Раздается текст на латыни:
Ante rapiendum vinum est bibendum.
Intrat in tabernam miser fur,
Qua sedet formosa et perniciosa
Mulier hoc provocans murmur:]
Перед вами фрагмент известного произведения. Через минуту назовите имя его заглавной героини на языке оригинала.
Подсказка. Прочитайте этот текст вслух.
Ответ: Мурка
Комментарий: Прочитав вслух можно легко уловить ритм "Мурки".
Автор: Владимир Садов (Тель-Авив)
Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по ЧГК среди студентов, Петродворец, 2005):
[Командам раздаются карточки со следующим списком: "Золото; бабье лето; пальто; вИски; плед; аллеи; свадьбы; Вивальди; светский сезон; дождь; красный день календаря; Пушкин; чтение; грибы; яблочный пирог; хризантемы; изобилие"].
Заменив последнее слово в названии культового произведения, напишите название материала в "Женском журнале", объединившего перечисленные элементы списка.
Подсказка. Этот вопрос можно поместить сразу в несколько разделов этой методички. Из этой главы вы знаете, что раздаваемый текст содержит подсказку. Но здесь она не слишком бросается в глаза. Сначала подумаем, какую общую ассоциацию вызывают приведенные понятия? Почему среди них есть довольно очевидные, а есть довольно надуманные? Может, их добавили для общего числа? А если обратить внимание на номер вопроса (если вы еще не успели это сделать)…
Ответ: "17 мгновений осени"
Автор: Ольга Неумывакина (Харьков)
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Харьков, 2010):
Раздаточный материал:
Я побежала к ротмистру просить, чтоб приказал оставить в покое тело моего Алкида <...>. "Как! бедный Алкид твой умер? — спросил ротмистр с участием, <...> — Жаль! жаль!.. ты так любил его!
Перед вами цитата из воспоминаний. Напишите фамилию автора этих воспоминаний.
Подсказка. Вопрос на внимательность.
Ответ: Дурова
Зачёт: С недоумением: Соколов, Азарова
Комментарий: Автор пишет от женского лица, а ротмистр принимает ее за мужчину. Алкид — имя лошади кавалерист-девицы Дуровой.
Автор: Николай Лёгенький (Минск)
Итак, краткий итог этой главы звучит так:
Если вы получили раздаточный материал с текстом – подумайте, зачем вы его получили!
Остается только привести в завершение вот такой вот случай:
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
[Раздаточный материал: "Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ"].
"Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ". Разумеется, то, что вы сейчас услышали – ОНА. Назовите ЕЁ.
Очевидно, что слово ОНА имеет два значения: первый обыгрывается в приведенной фразе, второй – эту фразу характеризует.
Какие ответы напрашиваются? Прежде всего, ответ "цитата". Но сомнительно, что Аполлоний весь труд посвятил цитате. Да и никто не говорил, что вы услышали и получили именно цитату. Прямая речь и прямая в геометрии? Не ложится, но кое-что рациональное тут есть: становится понятно, о чем мог бы писать Аполлоний Пергский. Судя по имени, это древний грек, раз писал – очевидно, философ, а древнегреческие философы занимались всем понемногу, а прежде всего – математикой. Остается найти "двусмысленное" слово…
Ответ: Гипербола
Комментарий: Речь идет о труде Аполлония Пергского "Конические сечения". Коническими сечениями являются эллипс, парабола и гипербола. Мы употребили такой литературный прием, как гипербола.
Автор: Иван Семушин (Москва)
Если вы прочитали эту главу внимательно, то сразу, получив раздатку "Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ" должны были задуматься: а зачем она тут, собственно нужна?
Ведущий Чемпионата Украины среди молодежи – 2007 в городе Запорожье Владислав Карнацевич, прочитав вопрос и сказав "время", повернулся к автору этих строк и задал ему, автору, по совместительству одному из редакторов пакета, тот же вопрос: "А зачем"?
Дело в том, ответил автор, что вопрос нами неоднократно редактировался. В одной из редакций в нем осталась только "раздатка". А потом мы ушли от этой редакции, так что раздатка, в общем-то, тут вовсе и не к чему.
Дальше следует то, что отличает хорошего ведущего от просто ведущего. Владислав начинает комментарий к вопросу со слов:
- Вы могли бы подумать – "А зачем этому вопросу раздатка?", - и будете правы – совершенно незачем. В этом и есть своеобразная подсказка: раздатка к этому вопросу – это УЖЕ преувеличение. Правильный ответ – гипербола!