Характеристика внутренних функций государства.
К функциям, которые государство осуществляет преимущественно внутри территории государства и которые направлены, главным образом, на решение внутренних задач относятся:
1. Политическая функция.При исследовании государственных функций необходимо учитывать, что это - явление историческое: функции государства подвижны, некоторые функции носят более или менее длительный характер, меняются содержание, формы и методы их осуществления. В зависимости от конкретной политической внутригосударственной обстановки, международных условий, иных обстоятельств, роль и значение каждой из функций, ее удельный вес в системе иных государственных функций становятся, так сказать, переменными величинами.
Так в те периоды, когда противоречия между отдельными группами внутри населения страны достигают критической точки, главное значение приобретает политическая функция, содержанием которой является регулирование отношений между классами, иными социальными группами. Причем процесс реализации этой функции охватывает широкий диапазон государственной деятельности: от физического устранения противников государственного строя и существующего порядка до поисков путей возможного соглашения и компромиссов.
Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества.
Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
2. Экономическая функция.Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.
В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм России.
Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем, чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ эконом. развития и т. п.
Экономическая функция государства это отнюдь не управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность, хотя подобного рода деятельность в том или ином объеме осуществляет большинство из современных государств. Управляя своими предприятиями, организуя их деятельность, осуществляя повседневное хозяйствование, государство действует, так же как и любой иной собственник.
Государство возникает не для того, чтобы заниматься производством материальных благ, проводить научные исследования, повышать культуру членов общества и проч. Иными словами, экономическая функция государства – это не организация производства материальных благ на государственных предприятиях.
Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.).
Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
3. Социальная функция.Она проистекает из предпосылки, что, как записано в ст. 7 К. РФ, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. – это всё то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.
Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.
Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке задержек выплаты зарплаты, пособий, безработицы, инфляции и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, – первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.
4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.
К. РФ (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.
Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно ст. 8 К. РФ, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.
В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня – это обуздание преступности.
Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как:
метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов);
организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций);
метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.
Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства – борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.
5. Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов.Впоследнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.
Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).
В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.
6. Идеологическая функция. Каждая функция государства есть объективная реальность, осуществление которой менее всего зависит от желания или нежелания «отдельных правительств»; необходимость осуществления той или иной функции определяется существованием таких объективных потребностей общественного развития, удовлетворить которые общество само по себе, без государственного вмешательства не может. Игнорирование этого аспекта влечет опасность произвольной оценки роли и значения функции, произвольной «отмены» какой-либо из них.
Именно так сегодня обстоит дело с идеологической функцией российского государства, существование которой у некоторых современных ученых вызывает большие сомнения, поскольку ее «заменила» функция развития культуры, науки и образования. В подтверждение этого чаще всего апеллируют к ст. 13 К. РФ, согласно которой никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Думается, что ссылки на действующее законодательство вообще не могут быть аргументами в споре о существовании или отсутствии какой-либо функции, поскольку истоки каждой государственной функции как впрочем, и самой правовой системы лежат не в законодательных положениях, а в объективных потребностях социального развития.
Осуществление идеологической функции обуславливается, в частности и тем, что государство «не имеющее идеологии», не осуществляющее последовательное воздействие на духовную сферу жизни общества неизбежно будет сталкиваться со значительными трудностями при реализации своей внутренней и внешней политики. И хотя в любом цивилизованном обществе существуют объективные условия, обосновывающие необходимость государственной власти, идеологическая функция в этой связи может рассматриваться и как одно из важнейших средств укрепления ее легитимности7.
8. Фискальная функция, содержанием которой является определение и осуществление государственной налоговой политики. В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций.
Её содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение рассматриваемой функции, выступают Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ (ч. 1). В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т.д.
Главное назначение названных и других нормативных актов в области налоговой политики – обеспечить эффективную налоговую систему, которая бы не душила, а поощряла рост производства, материальную заинтересованность в нем.
Контроль за исполнением данных законов возложен на Федеральную налоговую службу, которая проверяет правильность заполнения деклараций о доходах и исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения. Кроме того, он призван обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения.
Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.
9. Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Ст. 44 К. РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
В содержание данной функции входят также:
государственная поддержка развития науки, её естественной интеграции в новые рыночные условия;
создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений;
поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий;
эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования;
меры по улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую основу осуществления данной функции составляют основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы П. РФ «О государственной поддержке Российского фонда культуры», «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.
Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.
Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие здравоохранения, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба последствиями стихийных бедствий и др.
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.