Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
Властьв самом общем виде представляет собой способность (свойство) и возможность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Это способность и возможность одних лиц подчинять своей воле других.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
- власть есть явление социальное, то есть общественное. Это значит, власть может существовать только в социуме, вне общества власти быть не может.
- власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития.
Власть – это всегда определенного рода отношение – отношение между людьми и коллективами и иными социальными образованиями. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.п.
Власть как социальное явление всегда носит субъективно-объективный характер. Субъективный характер власти определяется внутренними психическими качествами властвующего (способность властвующего подчинять), позволяющими ему выразить свою волю и подчинить ей подвластного. Объективный характер власти обусловливается внешними социальными факторами, позволяющими способности властвующего быть реализованной. Для реализации властеотношения необходимо наличие и субъективных, и объективных факторов (и способности, и возможности).
Виды властей:
1. С точки зрения социального уровня власти, можно различать:
- власть в масштабе всего общества;
- власть внутри того или иного коллектива (организации);
- власть в отношении между двумя индивидами.
2. По формам проявления можно выделить такие виды власти, как:
- семейная власть;
- корпоративная власть;
- религиозная власть;
- муниципальная власть;
- власть государственная.
Государственная власть– это способность и возможность государства в лице его органов и должностных лиц подчинять своей воле общество и отдельных членов этого общества.
Для государственной власти, как разновидности власти социальной, характерны все те признаки, что присущи власти как таковой, как социальному явлению.
К особым признакамгосударственной власти, отличающим её от других видов власти, можно отнести следующие:
1) Государственная власть всегда носит публичный характер. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
2) Государственная власть действует всегда извне, в отличие от корпоративной, семейной, религиозной и иных видов власти, которые воздействуют на общественные отношения изнутри.
3) Суверенность. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4) Государственная власть в отличие от других видов власти носит универсальный характер (универсальность означает, что государственная власть охватывает все сферы жизни общества, она признана оказывать управляющее, т.е. организующее и упорядочивающее воздействие на все те отношения, которые поддаются внешнему воздействию). Универсальность государственной власти проявляется еще в том, что она должна осуществляться постоянно и не может быть прекращена даже на минимальный промежуток времени.
5) Государственная власть всегда носит территориальный характер. Ее действие распространяется на всю территорию государства.
6) Государственная власть всегда носит политический характер. Политика – это сфера отношений завоевания, использования и удержания власти, возникающих между социальными группами.
7) Государственная власть должна носить легальный и легитимный характер. Легальность государственной власти – это её законность. Государственная власть нелегальной быть не может (независимо, от того, каким образом таили иная социальная группа пришла к власти – первое, что она сделает, будет её легализация путем принятия соответствующих законов). Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без её этической оценки. Легитимность означает признание и доверие общества к власти, принятие её в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Если государственная власть не пользуется доверием общества, она будет существовать, но легитимной не будет, и это неизбежно приведёт к социальным потрясениями смене власти.
8) Государственная власть обладает монополией на правотворчество и государственное принуждение, что означает исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм. И только государство может для обеспечении исполнения этих норм применять силу принуждения в наиболее жестких и последовательных формах. Только государство может на вполне легальных основаниях лишить человека свободы, а в исключительных случаях и жизни в случае нарушения требований правовых норм.
Государственная власть осуществляется при помощи специфических методов под которыми понимается система приемов и способов, при помощи которых происходит реализация государственной власти. Такими методами осуществления государственной власти являются убеждение, принуждение и компромисс. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем её историческом пути.
Убеждениекак метод осуществления государственной власти представляет активное воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами с целью формирования у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего.
Принуждение – оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего.
В демократически организованном обществе принуждение может быть только правовым. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).
Компромисс как метод осуществления государственной власти предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общезначимого для них социально-полезного результата.