Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.

Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений.

Признаки:

1. имеют документальную форму.

2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение).

3. сложная процедура принятия.

4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц.

Виды НПА:

* законы (законодательные акты)

* подзаконные акты.

Закон – НПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо.

Признаки:

1.-4.

+

5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов.

6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности.

В РФ неопубликованные законы применению не подлежат.

Виды законодательных актов:

По юридической силе:

* Конституция – основной закон государства и общества.

- фактическая (реальное положение человека).

- юридическая (сам текст).

Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции).

Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества.

* ФКЗ о поправках к Конституции

* ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции)

* ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой.

Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК.

Существуют различные виды ФЗ:

- ФЗ

- Кодексы (кодифицированные законы)

- Основы законодательства (кодифицированные законы)

При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным.

* Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой.

При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ.

Виды подзаконных актов(во исполнение законов):

* УП не должны противоречить Конституции и ФЗ.

УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа.

Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП.

В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия.

Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты.

* ПП

Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц.

Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер.

* Федеральные ведомственные акты

- приказы,

- инструкции,

- распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП.

* НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.

- ПП республик,

- Указы и распоряжения Президентов республик,

- Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения.

Должны носить характер конкретизации законов.

* Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА.

- уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом).

- постановления и решения глав муниципальных образований.

* Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка).

Особенности:

- должны носить строго подзаконный характер,

- носят общеобязательный характер для работников этих предприятий.

По сферам действия:

* Общефедеральные,

* Акты субъектов РФ,

* Акты органов местного самоуправления.

* Локальные акты.

+

По субъектам правотворчества:

1. Принятый законодательным органом.

2. Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Гражданский.

4. Уголовный и т.д.

По сроку действия:

1. Постоянный.

2. Временный.

Наши рекомендации