Принципы социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью: центрирования, персонификации, оптимистической стратегии, социального закаливания.
· Принцип центрирования предполагает рассматривать личность каждого молодого человека как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого взаимодействие с организатором работы с молодежью выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.
Условиями реализации данного принципа являются:
-добровольность включения молодого человека в ту или иную деятельность;
-доверие молодому человеку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого человека и его собственной вере в достижения поставленных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе социально- педагогического влияния;
- осознание молодым человеком социальной защищенности, формирование готовности к социальной самозащите своих интересов;
- учет интересов юношей и девушек, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
· Принцип персонификации социально педагогического влияния на молодых людей предполагает выбор задач и средств сопровождения,
адекватных социальной ситуации каждого человека. Он требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социально педагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то учет последствий этой деятельности для каждого члена группы.
Условиями реализации принципа персонификации являются:
- определение персональной стратегии и тактики социально-педагогической деятельности, адекватной потребностям каждого объекта.
- осуществление мониторинга изменений в социальном развитии каждого молодого человека;
- определение эффективности влияния фронтальных подходов на решение проблем молодых людей;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого молодого человека;
- учет индивидуальных качеств молодых людей, их сущностных сфер при выборе средств педагогического влияния;
- предоставление возможности молодым людям для самостоятельного выбора способов решения своих проблем.
· Принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты социально педагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта.
Реализация принципа оптимистической стратегии возможна при следующих условиях:
- необходима реальная вера в позитивное развитие молодого человека.
- организатор должен видеть в выборе сделанном молодыми людьми, прежде всего, позитивную составляющую;
- педагог должен убедить молодых людей, что затруднения и проблемы, возникшие у них, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.
· Принцип социального закаливания предполагает включение молодых людей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
- включение юношей и девушек в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
- стимулирование самопознания молодых людей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Формирование социальной компетентности молодежи:
Социальная компетентность- это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в общества. В силу этого содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми. В современных условиях формирование социальной компетентности является объективной потребностью как индивидуальной, так и для социальной жизни. Быть социально компетентным - это своего рода умение творческого сбалансирования биологических ритмов (сон, аппетит, состояние, настроение, работоспособность, активность) с социальными ритмами (чувство ответственности, понимание необходимости чего-либо, обязательствами, правами), умение отдавать предпочтение конструктивной творческой активности перед деструктивной, разрушительной, исполнительской. При этом развитие личности в студенческом возрасте сопровождается переходом от формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Стратегия государственной молодежной политики в современной России строится на уважении к личности, на развитии социально-значимого творчества. Данная задача может быть решена в процессе развития социальной компетентности молодежи.
Профилактика девиантного поведения в молодежной среде:
Под девиантным поведением следует понимать поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Такое поведение выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.
Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.
В рамках социальной педагогики можно выделить такие основные виды девиаций как нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят: аддиктивное поведение (связанное с употреблением психоактивных веществ, а также с зависимостью от определенных видов деятельности), антисоциальное поведение (связанное с нарушением социальных и правовых норм в деятельности и поведении) и аутодеструктивное поведение (связанное с причинением вреда себе, своему здоровью и благосостоянию). Девиации формируются как результат воздействия таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию. Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается как сложное явление, результат воздействия нескольких факторов и требующее организации системы специальных социально-педагогических мер по профилактике и коррекции девиантного поведения.
Социально-педагогическая работа с неформальными группами и объединениями.
Социально-педагогическая сотрудничество с неформальными молодежными группами и объединениями чрезвычайно важна, но и очень сложная. Возможности социально-педагогического воздействия на большинство неформальных групп минимальные, а последствия его трудно предсказать переориентацией асоциальных групп или некоторых их членами. Механизмами переориентации является дезорганизация - процесс, направленный на разрушение структуры группы (связей между членами, дисциплины, согласованности), и реорганизация, которая заключается не только в перестройке структуры, но и изменении направленности.
Содержание работы социального педагога заключается в выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, социальных ролей, контроле за их поведением и привлечении к общественно полезных видов деятельности, проведении работы с лидерами групп, побуждении их изменить взгляды, позиции, поведение и воспитательной работе с членами группы с целью отрыва их от лидера, нейтрализации его влияния и снижение авторитета.
Реорганизовать все асоциальные группы в о социальных нереально, поэтому приходится их разрушать с помощью таких приемов:
- Организованние социально полезной деятельности группы, направленной на выдвижение определенных членов группы как новых лидеров;
- Организованние ситуаций, которые будут способствовать закреплению за новым лидером ведущих официальных ролей
- Привлечение группы к интересным, увлекательных дел (участие в соревнованиях, выезд в лагерь и др.);
- Искусственное создание противоречий между лидером и членами группы;
- Привлечение лидеров неформальных групп к участию в организования общественно полезной деятельности.
Социально-педагогическая помощь в групповой работе реализуется через педагогические задачи, направленные на:
- Создание в группе положительного эмоционального климата;
- Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
- Расширение знаний о способах и варианты выражения, представления себя другим;
- Приобретение опыта самовыражения в этой группе;
- Освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и знаков, свойственных различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
В индивидуальной работе социально-педагогическая помощь предусматривает содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах со взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и самостоятельной деятельности, направленной на гармонизацию отношений со взрослыми и сверстниками.