Психотехнологии в работе с молодежью
Психосоциальная работа - это выявление, изучение и нейтрализация негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь человека, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения. Психотравмирующие факторы могут приводить к развитию расстройств познавательных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов, что может завершаться попытками суицидов и противоправными действиями. На основе изучения и анализа психотравмирующих факторов определяется выбор и применение адекватных психосоциальных методов и средств по восстановлению, психосоциальной поддержке различных групп и лиц, обращающихся к специалистам по социальной работе за получением необходимых видов помощи.
Задача психосоциальной работы - преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой жизни. В центре внимания находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы - здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики.
Основные методы психосоциальной работы:
- Психосоциальная диагностика
Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, социальном окружении и т.д., затем используют полученную информацию при разработке программ психосоциальной помощи.
Этапы психосоциальной диагностики:
1) получение достоверного представления о клиенте, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлениях изменения и совершенствования;
2) диагностика как постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение нормативных параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
3) диагностика каждой проблемы, измерение и анализ всех показателей;
4) построение выводов, на основе которых делается заключение, определение психосоциального диагноза.
Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют психосоциальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с психологами.
В диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и индивидуальные (внутренние) факторы. Социальные факторы включают семью, различные социальные группы, членом которых является клиент. Клиенту нужно дать целостную характеристику с различных позиций.
- Коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
-Психосоциальная профилактика - это система мероприятий, осуществляемых специалистом по социальной работе, с целью предотвращения отклонений от общепринятых социальных норм и правил, уменьшения вероятности их проявлений, подготовки человека к тем или иным значимым событиям жизни. Психосоциальная профилактика направлена на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе жизни человека.
Для специалиста по социальной работе имеет большое значение овладение методикой и навыками профилактической работы, так как он контролирует состояние и жизнедеятельность семей и лиц девиантного поведения, тех, кто относится к группе социального риска (алкоголики, наркоманы и проч.).
Выделяют общие, специальные и индивидуальные меры социальной профилактики, однако специально психопрофилактические меры нигде не рассматриваются. К последним можно отнести не просто повышение жизненного уровня населения (или экономические меры), организацию досуга (это социально-культурные меры) или воспитательные меры, а именно психологическое просвещение, психоообразование в социальной работе, которые должны затрагивать как клиентов социальной сферы, так и самих специалистов, которые должны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
Психологические методы сбора данных о клиенте:
- Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.
- Основная масса эмпирической информации добывается в психологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Большая значимость этих методов определяется:
- во-первых, организационными преимуществами
- во-вторых, относительной дешевизной;
- в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом
- в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.
Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на:
сплошные и выборочные; индивидуальные и групповые;
массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; одноразовые и многоразовые;
стандартизированные и нестандартизированные.
- Биографические методы в психологии— способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. П
Биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода
- Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. Здесь компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие, могут выступать в качестве экспертов. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.
- Основные методы психодиагностики - это тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками.
Методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.
Психокоррекционные методы в работе с молодежью:
- Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
- Игротерапия. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игровая психотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.
Для взрослых, игра используется в групповой психотерапии в виде специальных тренингов, упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи. Общие показания к игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Основные задачи игровой терапии:
1) облегчение психологического страдания ребенка;
2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
5) коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
- Сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Виды сказок: художые, авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные, и т.д
Основными приемами работы со сказкой являются : анализ, рассказывание сказок, переписывание, Постановка сказок с помощью кукол, сочинение ,рисование сказок и т.д
Развивающие психологические методы:
Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориенти Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят :
• качественные изменения процессов общения в группе;
• активную позицию участника тренинга;
• ограничение обсуждения -событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);
• персонификацию высказываний;
• намеренную межличностную обратную связь;
• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников.
Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
- Коллективная творческая деятельность – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.
Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.