Социальная профилактика в работе с молодежью: особенности и методы ее проведения
Профилактика: сущность и содержание. Профилактика (предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска:
· Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
· Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
К числу важнейших видов профилактики, используемых в работе с молодежью, можно отнести профилактику девиантного поведения, профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, профилактику семейного неблагополучия и насилия, профилактику молодежной безработицы.
Направление профилактической деятельности: предотвращение, поддержание и защита, содействие в достижении целей:
Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1)Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
3) содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Объект и субъект профилактики: Субъекты предупреждения – это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений.
Объект представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности.
● Личность
● Преступные группы
● Отклоняющееся поведение
Первичная, вторичная, третичная профилактика. Первичная профилактика-это предупреждение социально-негативных явлений путем воздействия на факторы риска,на саму социальную реальность через насыщение ее образцами позитивных поведенческих практик и учреждениями, реализующими эти благоприятные модели развития и социализации.
Вторичная профилактика- направлена на раннее выявление вступление в процесс участия в социально- негативном явлении и зачастую уже опирается на действия систем легитимного принуждения.
Третичная- включает в себя главным образом социальную и трудовую реабилитацию в тяжелых случаях неоднократных рецидивидов и безуспешного медицинского воздействия.
Принципы реализации технологии профилактики: целенаправленность, комплексность, конкретность, законность, реальность и пр. При комплексном планировании социальной профилактики необходимо руководствоваться следующими принципами:
- принцип директивности, состоящий в обязательности и своевременности исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики;
- принцип системности, означающий как всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;
- принцип конкретности, требующий включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;
- принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;
- принцип законности, обязывающий включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, равно как пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основные этапы реализации технологии профилактики: диагностический, практический, контрольный. В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:
Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.
Правовые основы профилактической деятельности. ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999).
1.Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
· Предупреждениебезнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;(и.т.д)
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
“Об организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в КБР».
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании состоит из законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, принимаемых в соответствии с ними.
Задачами настоящего Закона являются:
а) определение государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
б) определение основных направлений комплексной профилактики наркомании и токсикомании;
в) прекращение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории Кабардино-Балкарской Республики;
г) пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Основными направлениями государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
а) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;
б) охрана здоровья человека;
в) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании;
г) обеспечение финансирования республиканских программ по профилактике наркомании токсикомании;
д) создание реабилитационных центров для социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
е) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов.
1. Профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на:
а) пресечение незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории Кабардино-Балкарской Республики;
б) предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические средства и психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;
в) осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических средств и психотропных веществ, используемых для медицинских нужд.
2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
а) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел и в комиссии по делам несовершеннолетних как потребители наркотических средств и психотропных веществ;
б) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.05.2001 г. N 33-РЗ)в
в) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками.
3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
а) законодательное регулирование отношений в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
б) разработку и реализацию республиканских и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
в) деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, специализированных профилактических учреждений и организаций различных форм собственности для организации лечения, социальной и психологической реабилитации.
Основными задачами государственных и муниципальных организаций здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
а) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
б) оказание специализированной диагностической и лечебно - восстановительной помощи социально дезадаптированным гражданам, в том числе несовершеннолетним;
в) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение от наркомании и (или) токсикомании;
г) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;
д) выявление, учет, обследование, наблюдение и лечение граждан, в том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и (или) психотропные вещества.
2. Государственные и муниципальные организации здравоохранения обязаны информировать соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и правоохранительные органы о каждом гражданине, употребляющем наркотические средства и (или) психотропные вещества, выявленном ими в процессе исполнения профессиональных обязанностей.
Молодежные организации в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления наркотических средств и (или) психотропных веществ среди молодежи, оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию их творческих способностей .
Система социальных служб, учреждений организаций органов по делам молодежи, осуществляющих профилактику асоциальных явлений в молодежной среде:
Приоритетными направлениями государственной молодежной политики является формирование здорового образа жизни подростков и молодежи, развитие системы учреждений органов по делам молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита подростков и молодежи. Одним из наиболее значимых и эффективных элементов проводимой социальной политики явилось создание в России принципиально новой, личностно-ориентированной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Их основной задачей является социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальная помощь семье и детям, оказавшимся в кризисных жизненных ситуациях. Система учреждений органов по делам молодежи развивалась параллельно с формированием в субъектах Российской Федерации органов по делам молодежи.
Развитие системы учреждений органов по делам молодежи характеризует новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что в настоящее время направления и формы реализации молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. В связи с изложенным, возникла необходимость соответствующего закрепления деятельности учреждений органов по делам молодежи на уровне федерального законодательства.
В настоящее время проект закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», разработанный Минобрнауки России и одобренный на заседании Правительства РФ 13 июля 2006 г. направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения в период осенней сессии 2006 года.
Целью разработки законопроекта является совершенствование законодательства по развитию сферы работы с молодежью, закреплению правового статуса учреждений органов по делам молодежи. Законопроектом предлагается установить, что деятельность государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи регулируется Типовым положением об учреждениях органов по делам молодежи, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на его основе уставами этих учреждений или положениями о них.
Анализ данных регионального анкетирования показал, что на сентябрь 2006 года в субъектах Российской Федерации функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям. В их число входят центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры социального обслуживания молодежи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы экстренной психологической помощи по телефону, центры поддержки молодой семьи, центры правовой помощи молодежи, молодежные биржи труда.