Социальная диагностика: цель, этапы и методы осуществления
Социальная диагностика ее сущность и содержание.Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце 19 начале 20 вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Представления о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы.Цель и задачи применения технологии социальной диагностики. Уровни социальной диагностики: общенациональный, региональный, локальный, индивидуальный. Цели социального диагноза.Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также её анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта – это установление достоверности информации о нём и окружающей его действительности, прогнозирование его возможных изменений и влияние на другие социальные объекты, а также разработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирование действий по оказанию социальной помощи.Принципы социального диагностирования (объективности, верификации, системности, научной обоснованности, каузальности(случайности), этические требования к постановке социального диагноза. Основные этапы постановки социального диагноза (общая или частная диагностика: анализ первичной информации; формулирование выводов; подготовка к диагностической деятельности; собственно диагностика; анализ результатов диагностики и постановка диагноза). Методы социального диагностирования(интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другое, метод дерева целей, ранжирования альтернатив).Единство количественных и качественных параметров в социальном диагнозе.
Система методов социальной диагностики: место аналитических(структурный анализ,ситуационный анализ, позиционный и факторный анализ в социальной работе.и прогностических методов (анкетирование, моделирование)в социальной диагностике. Проблемы объективности социального диагноза, комплексности и верификации(состояние объекта, выбор респондентов и тд). Значение социальной диагностики в деятельности организатора работы с молодежью.
38. Сущность и содержание технологии социальной реабилитации
Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.
Социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.
Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:
- Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий,
- Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
- Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
- Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
- Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
- Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
- Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
- Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
- Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в
последствии его трудоустройство.
- Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.