Социальное партнерство в работе с молодежью
Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
В Российской Федерации социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений и т.д.; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Основания классификации социального партнерства:
— по роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнерства;
— по механизму правового регулирования договорного процесса;
— по уровню участия работников в управлении предприятием, организацией;
— по характеру взаимодействия профсоюзов с институтами государственной власти, местного самоуправления;
— по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей;
— по политической ориентации системы социального партнерства (социал-демократическая, консервативная, социалистическая и др.).
Основные формы реализации социального партнерства:
— заключение различных трехсторонних (двухсторонних) соглашений и договоров;
— проведение консультаций между сторонами;
— обмен информацией но проблемам, интересующим обе стороны;
— принятие совместных актов и документов.
В мировой практике придерживаются основных принципов социального партнерства, а именно:
— принцип трипартизма предполагает равноправное участие работников и работодателей (или их представителей), а также органов государственной власти в обсуждении вопросов социально-трудовой сферы и принятии соответствующих документов;
— принцип бипартизма предполагает двустороннее взаимодействие работников и работодателей без непосредственного участия в этом процессе представителей власти.
Помимо вышеназванных принципов социального партнерства относятся следующие принципы:
— многоуровневое сотрудничество, т.е. взаимодействие между государственными органами, работодателями и работниками на предприятиях, в отраслях и регионах, а также в общенациональном масштабе;
— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
— обязательность исполнения коллективных договоров и соглашений;
— социальный диалог, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
— социальная справедливость, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
— толерантность, компромисс, консенсус
В организации и развитии социального партнерства большая роль принадлежит государству, выступающему в трех ипостасях: разработчика законодательства (законодателя), посредника между работниками и работодателями (арбитра), а также непосредственно собственника средств производства, т.е. работодателя.
Стороны (общественного треугольника) в системе социального партнерства: государственные структуры, бизнес-структуры, профессиональные союзы и общественные организации.
Социальная ответственность государственной власти состоит в создании эффективно функционирующей системы социальных гарантий для представителей различных групп и слоев общества, в обеспечении условий для свободного развития, максимального раскрытия творческого потенциала каждого индивида, в обеспечении личной безопасности граждан, поддержании здоровой среды их обитания.
Социальная ответственность бизнеса заключается в обеспечении работодателем надлежащих условий труда наемных работников и его оплаты, а также во внесении существенного вклада в повышение общественного благосостояния.
Социальная ответственность профсоюзов определена теми задачами, которые они призваны решать в качестве защитников социально-экономических интересов и трудовых прав работников. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет правовой статус профсоюзов: устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями и их объединениями, другими общественными организациями, юридическими лицами и гражданами.
С правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы, отражающей существо правового государства
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41,42,114). Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. Так же, В ФЗ от 12.01.1996 №10 - ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», ФЗ от 27.11.2002 № 156 - ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей», Законе РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
Основные формы социального партнерства в работе с молодежью:
-содружество (дружба);-сотрудничество (деловое партнерство, солидарность, политический союз, сотрудничество между фирмами и др.);- псевдосотрудничество- «муляж» благополучия не основанный на реальной поддержке;-сотворчество.
Субъектами социального партнерства в сфере реализации молодежной политики являются:-молодежный парламент и молодежное правительство;-молодежный бизнес;-молодежные общественные организации.
Генеральное соглашение как механизм социального партнерства в работе с молодежью устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Оно заключается между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством России. Генеральное соглашение включает общие направления социально-экономической политики в области занятости, оплаты труда, доходов, уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения, а также социального страхования.