Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность.
Основными элементами деятельности являются:
1) осознание деятельности в виде мотива;
2) оценка наличной ситуации;
3) формулирование цели;
4) выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
5) выбор средств деятельности;
6) реализация решения.
Итак, понятие творчества подразумевает создание культурныхценностей. Но есть понятие более близкое к специальности ОРМ. С подачи казанского профессора Салахутдинова введено в оборот понятие социально-культурное творчество (СКТ).
Социально-культурное творчество – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.
По сути, СКТ – это комплексное понятие. В нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество.
В обороте два определения социального творчества:
- обществоведческое: высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;
- педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности.
При этом подчеркивается социальная значимость «традиционных» видов творчества.
СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. Оно проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.
Изучая СКТ, мы изучаем не только создаваемые культурные ценности, но и возникающие в процессе социальные отношения.
2. Социально-культурное творчество может быть классифицировано по следующим направлениям
1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
- политико-правовой направленности;
- историко-культурной и экологической направленности;
- интернациональной дружбы;
- искусствоведческой, художественно-критической направленности (уличные выставки и т.п.);
- антивоенное, патриотическое движения;
- движение по защите прав различных социальных групп (потребителей и т.п.);
- лоббистские организации и группировки;
- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и исполнителей;
- религиозной направленности;
- экстремистской направленности (антиглобалисты, нацболы и т.п.).
Функции:
- служат каналом выражения интересов молодежи;
- выступают как школа политического воспитания;
- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
- выступают как способ охраны памятников культуры, окружающей среды и влияние на политическую власть.
2. Производственно-техническое и научно-техническое самодеятельное творчество:
- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;
- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);
- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;
- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;
- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;
- создание программ для компьютеров;
- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс, происходящая в свободное время (домашнее конструирование, моделирование).
Функции:
- знакомство с достижениями научно-технического прогресса;
- развитие творческих способностей человека;
- воспитание культуры труда, потребности в познании, творчестве и созидательном труде;
- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;
- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
3. Самодеятельное художественное и литературно-публицистическое творчество:
- самодеятельность, организованная на фольклоре и этнографической культуре прошлого;
- художественная самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство (концертирующие музыкальные ансамбли, хоры и т.п.);
- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
- народно-художественные промыслы и ремесла;
- авторская самодеятельность;
- самодеятельная издательская деятельность;
- оригинальная самодеятельность, не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Функции:
- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;
- реализация эстетических потребностей и художественных способностей людей;
- воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
4. Естественно-научное самодеятельное творчество:
- краеведение, природоведение;
- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
- изучение живой фауны;
- рыболовы и охотники;
- аквариумисты, голубеводы, содержатели кошек и собак и т.п.;
- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
Функции:
- экологическое просвещение;
- благоустройство, озеленение района, города;
- формирование умений и навыков рационального природопользования;
- воспитание патриотизма.
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
- клубы, секции любителей массовых видов спорта;
- массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные акции;
- спортивное добровольчество;
- объединения любителей оздоровительных методик - йоги, системы Иванова, «моржевания».
Функции:
- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
- воспитание физической культуры;
- пропаганда здорового образа жизни;
- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах.
6. Организация массовых праздников и шоу-программ как вид СКТ:
- праздников семьи, двора, улицы, города;
- конкурсных программ;
- КВН как особый вид конкурсных программ;
- организация показов, демонстраций и вернисажей – моделей одежды, кошек, собак и т.п.
Функции:
- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
- вовлечение людей в социально-культурную практику;
- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;
- формирование культуры быта.
7. Коллекционирование:
- собственно собирательская деятельность и систематизирование;
- организация общения коллекционеров: проведение выставок, конференций, ярмарок и т.п.
Функции:
- расширение кругозора;
- сохранение культурных и исторических ценностей.
Результаты СКТ:
1) предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства;
2) воспитательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.
Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.