Функции досуговой деятельности молодежи.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Теоретические и практические аспекты организации досуга молодежи. Формы организованного и неорганизованного досуга. Формы организации досуга на личностном, межличностном, групповом и общественном уровне.
Содержание досуга. Формы общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
В сфере досуга должен осуществляться переход:
- от простых форм деятельности к более сложным,
- от пассивного отдыха – к активному,
- к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений,
- от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Особенности молодёжного досуга:
К специфическим чертам молодёжи относят преобладание у нее поисковой творческой экспериментальной активности. Молодёжь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений и с трудом приспосабливается к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, притягивает к себе людей практически всех возрастов и социальных положений. Интерес к игровой деятельности у молодёжи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в ТВ-ых и газетных викторинах, конкурсах, компьютерные игры, спортивные состязания и т.д. феномен игры порождает огромный быстро развивающийся мир, в который молодёжь погружается безоглядно. В сегодняшних социально-экономических условиях мир игры оказывает серьёзное влияние на молодёжь. Этот мир обеспечивает молодёжи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодёжь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодёжных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации, изобретательности. К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило не является приоритетным центром проведения досуга молодёжи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома в компании сверстников. Примечательной особенностью досуговой деятельности молодёжи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодёжи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании, в информации, в объединении усилий для совместных действий.
Принято выделять две основные формы досуга молодёжи: организованный и неорганизованный.
К сфере организованного досуга относят молодёжные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образовательные организации, занимающиеся досугом молодёжи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.
Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодёжному, творческому) молодой человек может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства. Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодёжные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. Молодые люди жажду новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необычный фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.
Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодёжи, объединенных по какому-либо признаку, например это могут быть сходные интересы.