Молодежные движения в современной России (начиная с 1991г.)
Периодизация развития общественного движения в России (В.Н. Якимец):1990-1995, 1996-1999, 2000- по настоящее время, характеристика периодов.
Общественное движение с 1990 по настоящее время В.Н.Якимец разделил на следующие этапы эволюции СМИ России и их влияния на страну:
Этап первый (1990-1995 гг.). Общественно-политические преобразования, происходившие в описываемый период, привели к либерализации. Распад СССР привел к деструкции политической системы. Вновь образовавшиеся государства становятся владельцами находящихся на их территориях трансляционных сетей и производственных мощностей. Это сузило единое информационное пространство (ЕИП) до размеров Российской Федерации и ориентирующихся на нее стран СНГ. Принятый 27 декабря 1991 года Закон «О средствах массовой информации», имеющий силу и по настоящее время, конституицировал начало макроизменений в медиасфере.
Происходило жесткое политическое противостояние двух ветвей власти, вылившегося в трагические события сентября-октября 1993 года. Финалом их стало утверждение жесткой президентской вертикали управления страной и принятие ныне действующей Конституции Российской Федерации. Создается орган государственного управления отраслью – Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР).
Этап второй (1996-1999 гг.) определяется исследователями новейшей истории России и публицистами как «период олигархического капитализма». Одним из его структурообразующих признаков является установление с середины 1990-х годов финансово-промышленными группами (ФПГ) полного контроля (административного, финансового, идеологического) над значительной частью отечественных СМИ.
Инвестируя немалые средства в масс-медиа, ФПГ надеялись не столько на коммерческую прибыль, сколько на достижение определенных политических целей, воздействие на общественное мнение, принятия выгодных политических и экономических решений – вплоть до публикации «компромата» на конкурентов и продвижения во власть дружественных данной корпорации деятелей. То есть СМИ совершенно открыто становились инструментом политической борьбы за доступ к рычагам властного управления.
Гигантские возможности влияния на все сферы жизни в стране медиабизнес продемонстрировал во время подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в 1996 году, показавших, как власть и медиабизнес нуждались друг в друге, и насколько владение медиасферой стало необходимо крупным собственникам с точки зрения их политического влияния.
Период третий (с 2000 год по настоящее время). Объективные предпосылки для выделения начала данного этапа связаны со сменой персональной власти в стране. Глобальные политические события в новейшей истории России – уход в отставку Б. Ельцина и передача власти В. Путину, а впоследствии его переизбрание на второй срок – не могли не сказаться на медиасфере.
К началу этого периода практически были созданы предпосылки для завершения формирования государственно-монополистической системы функционирования медиаотрасли. При этом частный сектор вышел на первое место, как по объему вещания, так и по содержательности.
Характеристика особенности молодежного движения в современной России, основные направления: гуманистические, религиозные, пацифистские, политические, экологические, профилактические, волонтерские, культурно- творческие, спортивные, игровые, и др.
Определяющим звеном для формирования и развития общества в Российской Федерации являются общественные организации, так как именно они в качестве социального института обеспечивают адаптацию молодежи в современном мире.
Однако в современной России молодежные общественные объединения достаточно сложно развиваются. Они сталкиваются с целым рядом проблем. Основными проблемами развития и существования общественных молодежных организаций являются следующие:
- социальное безразличие, низкий уровень общественной активности молодых людей. Многие исследователи отмечают, что роль деятельности молодежных объединений огромна в плане развития молодых людей, но в то же время, молодежь в деятельности этой организации участвует неактивно.
Так из-за низкой активности молодежи, многие объединения существуют лишь на бумаге, скорей всего только для того, чтобы обеспечить высокий социальный статус лидеров этих организаций.
- Небольшой уровень информированности молодых граждан о деятельности данных объединений. Многие и не знают о существовании каких-либо молодежных общественных организациях, молодежь может быть бы и рада вступить, но не знает, как это сделать, и не знает, есть ли у нас вообще какие-либо действующие объединения.
- Само отношение молодых к объединениям, является одной из главных проблем их развития. Сейчас существует множество молодежных объединений, однако среди них мало тех организаций, которые созданы самой молодежью, для осуществления своих интересов. Большинство из них создано ведущими политическими партиями, политическими проектами.
- Проблема неэффективности государственных механизмов, которые создали бы наилучшие условия для развития молодежных объединений.
- Также проблемой является и неэффективность взаимодействия общественных молодежных объединений с органами государственной власти. Это заключается в недостаточной активности, как представителей органов государственной власти, так и самих общественных организаций. Представители общественных молодежных организаций практически были единодушны во мнении, что актуальные молодежные проблемы могут эффективно решаться только самой молодежью при мощной поддержке государства.