Тайные (юношеские) объединения.

Последекабристские кружки и демократичность их состава. Последекабристские кружки были более демократичны по составу. В них объединялись уже не блестящие гвардейские, а скромные армейские офицеры, мелкие чиновники и главным образом студенты. Центр революционного движения перемещался в Москву, где правительственные репрессии были слабее, а студенческая среда — социально разнороднее и, следовательно, демократичнее, чем в Петербурге.

Деятельность славянофилов и западников как основа либерально-реформистского направления в общественном молодежном движении. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

Нелегальная институализация студенческих организаций по выработке их форм. К концу 1860-х годов в студенческой среде было осознано и сформулирова­но стремление к корпоративности, т. е. созданию студенческих организаций в рамках академической (университетской) автономии. Эти требования ох­ватывали как представительские студенческие организации во главе с об­щестуденческой сходкой, так и студенческие организации экономического, научного, литературного и иного направления. В 1870-е годы происходила нелегальная институализация студенческих организаций и выработка их форм — землячеств, кружков самообразования, касс взаимопомощи, студен­ческих библиотек и т. п. К концу десятилетия студенческие организации при­няли те классические формы, которые в общих чертах сохранились до 1917 г.

Студенческое движение в 1860-е гг. В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме». В то же время под влиянием социалистических идей (1862), возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся распространением коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной революционной деятельности.

Студенты и революционное народническое движение 1870-х гг. Преемниками революционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.

Студенческие волнения. (student revolts), социальные и полит, выступления студенческих орг-ций. Студенты играли важную роль почти во всех крупных рев-циях 19 и 20 вв. В нач. 19 в. в нем. ун-тах возникали студенческие движения (Burschenschafter) в поддержку герм, национализма и против политики Мет-терниха. В царской России студентов, выступавших залиберальные реформы, сажали в тюрьмы, ссылали, приговаривали к смертной казни. В период между двумя мировыми войнами студенческие орг-ции в ун-тах Германии и Японии в осн. поддерживали рев. идеи правого толка.

Социальный состав, материальное и правовое положение университетских студен­тов в 1880-1890-х гг. В 70-е - первую половину 80-х гг. советская историография пополнилась рядом исследований продолжавших тему университетской жизни и студенчества в тогдашнем социально-политическом контексте. Среди работ ученых-историков этого периода особняком стоит монография Л. И. Насонкиной . Поставив задачу изучить общественно-политическую жизнь студентов Московского университета, под которой понимались политические настроения учащихся, создание и функционирование тайных политических студенческих обществ, она подвергла анализу такие проблемы, как социальный состав, материальное положение учащихся, надзор за ними и учреждение инспектуры. Автор также заостряет внимание на попытке властей основать первое студенческое общежитие для универсантов. Провал данного проекта Насонкина связывает с саботажем этой идеи студентами. Достоинством этой работы является привлечение исследователем большого массива архивных материалов по истории Московского университета вводимых впервые в научный оборот.

Политизация российской молодежи, увлечения идеями социал-демократии. Проблема политизации молодежи имеет существенное значение. Мы считаем, что она является неотъемлемым элементом процесса обновления общества во всех демократизирующихся государствах. Однако, учитывая особенности молодежной среда в разных странах, надо подчеркнуть, что процесс политизации молодежи будет происходить там по-разному. В наших рассуждениях мы прежде всего основываемся на знаниях о современной польской молодежи, поэтому вывода, к которым мы приходим, касаются в основном ее. Однако мы считаем, что некоторые из этих выводов могут относиться и к молодежи других стран, благодаря средствам массовой информация, распространяющим на все страны определенные ценности и образцы поведения.

Студенческое движение накануне первой русской революции (1899-1904). Кризис промышленного производства, безысходное положение русской деревни, правительственная реакция, затянувшаяся на* два десятилетия,— все это неизбежно приводило к резкому обострению социальных и политических противоречий. В начале XX в. революционное брожение охватило самые разные классы и слои населения России. При этом и народное, массовое движение, и выступления оппозиции, и деятельность подполья — все это не только нарастает количественно, приобретая небывалые раньше масштабы, но и меняется качественно, выражается в принципиально новых формах, все более опасных для самодержавной власти. С каждым годом явственней становилась неизбежность революционного взрыва.

Дифференциация студенческой среды и движения. Отличительной чертой данной социокультурной группы является ее инновационный потенциал. Соответственно, от того, какие нормы и ценности усвоят молодые люди, будет зависеть не только их будущее, но и перспективы развития общества в целом. Современная российская молодежь проходит свое становление в сложной обстановке ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Субкультурные сообщества, представляя собой полифункциональный социокультурный феномен, отвечают сущностной потребности развития личности в социальной и культурной идентичности, помогают приспособиться к культурным, психологическим и социальным реалиям окружающей среды, предлагают свой путь разрешения существующих проблем. Это обусловливает особый интерес к изучению роли субкультур в социализации современной российской молодежи.

Молодежные движения в России в межреволюционное десятилетие (1907-1917гг.). Межреволюционное десятилетие 1907— 1917 гг. (после подавления Первой российской революции), как уже говорилось, получило название «третьеиюньская монархия», или «полусамодержавие» Николая П. Царизму приходилось лавировать между черносотенцами, дворянством и либеральной буржуазией, оглядываться на народ. Шаги в направлении буржуазной монархии (Государственная дума, столыпинская аграрная реформа, неофициальная многопартийность11) сочетались с усилением реакции. Были закрыты 350 профсоюзов, около 100 газет и журналов, только в 1907-1909 гг. по политическим мотивам казнили 3,5 тыс. человек. Жесткую линию на подавление революции проводил министр внутренних дел и председатель Совета министров П. А. Столыпин, чьим именем назвали не только земельную реформу и вагоны для крестьян-переселенцев, но и виселицы для революционеров («столыпинские галстуки»).

Структура системы высшего образования.В настоящее время в структуре высшего технического, например, образования России предусмотрены три ступени. Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.

Студенческие монархические организа­ции. Свою деятельность студенческие монархические организации начали с патриотических манифестаций. 30 января 1904 г. после начала Русско-Японской войны монархически настроенная часть студентов Петербургского университета собралась на сходку, после которой группа численностью около 400 человек с национальными флагами и пением «Боже, царя храни» отправилась ко дворцу.

Деятельность студентов-академистов. Первая организация правого студенчества возникла в 1901 г. в Харьковском университете. В начале 1902 г. в ее составе насчитывалось около 50 участников, к декабрю 1903 г. их число достигло 82 человек. В 1903 г. в России действовали также кружок правых студентов Рижского политехнического института и петербуржское «Христианское содружество учащейся молодежи», руководимое приват-доцентом университета Б.В.Никольским.Для расширения влияния академистов в студенческой среде, было решено наряду с монархическим «Кружком русских студентов», числившимся дочерней организацией «Русского Собрания», создать «Союз студентов Санкт-Петербургского университета», стоящий вне политики и поставивший «себе целью борьбу за нормальные академические занятия в Университете».

Антивоенные выступления студентов (1915-1916 гг.). Движение протеста все шире охватывало Соединенные Штаты. «Проехать по США в 1968 г., — писал журнал «Saterday Review», — значит проехать по воюющей стране. Америка воюет во Вьетнаме и воюет дома — сама с собой»1. Массовые демонстрации проходили почти во всех городах страны. В Нью-Йорке в начале 1968 г. число демонстрантов превысило 100 тыс. человек. Широкий размах получили антивоенные выступления студентов и молодежи. Призывные участки пикетировались.

Религиозные молодежные организации.США

-Объединенное христианское молодежное движение.

-Христианский молодежный совет Северной Америки.

-Национальный католический молодежный совет.

Германия

-Союз немецкой католической молодежи.

-Объединение евангелической молодежи Германии.

Италия

-Движение католиков-выпускников (1932).

-«Итальянская католическая молодежь».

-Движение молодых левых католиков (1938).

-Движение христианских коммунистов (1941).

-Молодежное движение Христианско-демократической партии.

-Христианская ассоциация итальянских трудящихся (1947).

-Итальянская молодежь «Католического действия».

-Всемирная федерация католической молодежи.

Франция

-Рабочая христианская молодежь (1924).

-Рабочая христианская женская молодежь (1924).

-Христианская студенческая молодежь.

Российское христианское общество молодых людей «Маяк» - отделение Международной ассоциации христианской молодежи (1905 г.). Российское христианское общество молодых людей «Маяк». Цель: Содействие нравственному, умств и физ. Развитию. Пропаганда христианства, организовывали курсы (философ, история и тд.). Они первые выполняли функции молодежной биржи труда. Оказывали содействие в трудоустройстве.Влиятельной эмигрантской молодежной организацией в 20 — 30-е годы прошлого века являлось Российское Христианское Общество Молодых Людей «Маяк». Общество возникло в 1905 году в форме отделения Международного Союза Молодых Хри­стиан по инициативе американца Дж. Стокса. Его непосредст­венным организатором на Родине был барон П.Н. Николаи.
Культурно-просветительные объединения молодежи. Культурно-просветительные мероприятия организовывались с целью полностью за- полнить свободное время молодежи, не оставив возможности заниматься неблаговидными делами и нарушать общественный порядок. При этом, по большому счету, не имело значения, обучаются ли молодые люди в вузе или работает на заводе. Каждый представитель подрастающего поколения включался в процесс просвещения.

Московское общество «Сетлемент» (1905-1908 гг.). просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-07, Москва.Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др. Общество осуществляло экспериментальнуюкультурнопросветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитаниядетей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В1907 было закрыто за "попытку проведения социализма" среди маленьких детей.

Общество «Детский труд и отдых» (1909 г.).Общество «Детский труд и отдых» ставит целью своей деятельности культурно-просветительную работу среди подрастающего поколения Москвы. Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка.

Русское скаутское движение.Первый скаутский отряд (1909 г., О.И. Пантюхов).В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения -- полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (гёрлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

Молодежные движения в СССР

Молодежное движение - это общественное движение, не имеющее строгой организационной структуры, но возглавляемое молодежным лидером, проходящее в своем развитии несколько стадий, а также коллективная деятельность молодежи, преследующая социальные, политические и другие общественно значимые цели.Развитие неформального молодежного движения в России можно описать синусоидальным графиком, на котором прослеживается несколько волн, начинающихся возникновением каких-либо направлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся спадом и приходом им на смену новых. Некоторые из возникающих направлений в конечном итоге умирали полностью, другие оставались, но в сильно трансформированном виде, третьи сохранялись в более или менее прежнем виде.

Молодежные организации и движения между гражданской и второй мировой(1917-1945): Эта волна относится к дореволюционному периоду и может быть охарактеризована как скаутская. Заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Детально разработанная система роста и система символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят. К деятельностным формам скаутской системы относились игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря и т.д. Широкую известность получила педагогическая деятельность педагогов-новаторов Шацкого и Блонского, авторов так называемой социально-ролевой игры. Ими же были разработаны некоторые институты самоуправления типа СД (совет дела).

Формирование пролетарского студенчества:

Своей основной задачей в отношении студенчества большевики всегда считали его пролетаризацию. Уже в августе 1918 г. советское правительство издало декрет, отменивший образовательный ценз для лиц, поступающих в ВУЗы. Теперь все граждане РСФСР, достигшие 16 лет, могли стать студентами любого высшего учебного заведения. Это означало открытие широкого доступа в высшие учебные заведения представителей рабочего класса и крестьянства. Были отменены плата за обучение и экзамены (проверка усвоенных знаний по курсам допускалась по согласованию с преподавателем), открывались вечерние отделения.В августе 1918 г. были учреждены стипендии учащимся из среды рабочих и беднейшего крестьянства. Студенчество, как часть советской молодежи, не только обрело в 1920-е гг. новый собственный социально-правовой статус, нашло свое место в новой системе социальных отношений, но и активно участвовало в строительстве этих отношений, демонстрировало близость своих позиций с тем, что считалось позицией рабочего класса. В апреле 1922 г. было создано Всероссийское объединение коммунистического студенчества, которое работало под непосредственным контролем и руководством ЦК РКП (б). В июне 1922 г. было утверждено «Положение о Всероссийском и местных объединениях коммунистического студенчества».ЦК РКП (б) дал указания всем партийным организациям губерний и национальных республик о создании повсюду общегородских объединений коммунистического студенчества. Результатом опасной политической активности студенчества являлось дальнейшее усиление контроля над вузами со стороны Наркомпроса(Народный комиссариато просвещения). Вместо разнообразных учебных программ для студентов комиссариатом был внедрен твердый и обязательный курс обучения. Студенчество подвергалось колоссальной нагрузке. Хорошо известно, что в отношении осуществления принципа классового приема в ВУЗы (с 1921 г. правила приема устанавливали ряд преимуществ выходцам из пролетарских слоев) не было единства даже среди Наркопроса.

Пролетаризация состава ВУЗов путем классовых приемов и пополнением за счет рабфаковцев; организация профсоюзных секций как основной формы сплочения всего пролетарского студенчества, включая беспартийных; привлечение внимания партийной и советской общественности к материальному положению пролетарского студенчества; содействие различным формам экономической самоорганизации учащейся молодежи; развертывание политико-просветительной работы в ВУЗах; вовлечение студенчества в массовые общественно-политические кампании и многое другое, - всем этим занимались объединенные структуры ВУЗовских коммунистов.Для организации общественной жизни советских людей в 1920-е гг. характерной особенностью было проведение разного рода кампаний. Одновременно происходили митинги, собрания, сбор средств, через печать разъяснялась цель кампании, освещался ее ход. В целом процесс адаптации советского студенчества в систему новых общественных отношений не был простым, однолинейным и плавным. Новое студенчество не явилось в советское общество как готовый субъект социальной жизни.

Пионерия, тимуровские движения, колоннии Макаренко: Эта волна выпала на период между гражданской и второй мировой войнами. Первым этапом второй волны является, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии. Многие формы работы были заимствованы у скаутов, но есть одно существенное различие. Фоновой деятельностью для скаутов были в основном лесные игры, где каждый патруль соответствовал названию животного. А деятельность пионеров была направлена на общественно-полезные дела, и их отряды взяли имена не животных, а революционных и исторических героев ( Спартака, Баумана и т.д.). Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Пиком ОПД-шной деятельности пионеров стала программа ликвидации безграмотности в деревнях. В 30-ые годы, когда закончилась борьба с контрреволюцией, самоуправляющаяся организация приобретает статус нежелательной. Выходит несколько указов, прикрепляющих пионерские отряды к школам, а деятельность пионеров сводится к учебе. С этого момента пионерия начинает деградировать. И как неосознанный протест против формализации, от нее отделяются самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко и так называемые производственники. Тимуровское движение расцвело в 30-ых годах после выхода книги Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые школьниками. Главным направлением их деятельности были общественно-полезные дела.Главной заслугой Макаренко является создание ребячьих коммун из социально дезадаптированных детей. Стиль его работы был весьма демократичным, практически все решали СД, а сам Макаренко официально выполнял только координирующую функцию. В коммунах также впервые было опробовано детское производство.

Движение производственников: Следующим направлением данного периода было движение производственников. Они под шефством работников участвовали в производстве или занимались экспедиционной деятельностью.

Молодежь в годы ВОВ: В первые же дни отечественной войны сотни тысяч молодых советских патриотов добровольно ушли сражаться против немецких оккупантов. Из среды молодежи в дни отечественной войны вышли замечательные герои, которые своим мужеством, железной стойкостью, беззаветной храбростью завоевали глубокую любовь и признание всего советского народа. И в первых рядах этих героев повсюду можно встретить комсомольцев. За два года войны высокого звания Героев Советского Союза удостоены больше 400 комсомольцев и воспитанников комсомола. Сотни тысяч комсомольцев за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждены орденами и медалями Советского Союза. молодежь, сражавшаяся в году Великой, отечественной войны на фронте и в тылу в основном состояла в комсомоле, который в начале 1939 г. объединял свыше 5 млн. юношей и девушек.В суровые годы Великой Отечественной войны боевым помощником Коммунистической партии являлся относительно самостоятельный Ленинский комсомол. Он был не только источником пополнения партийных рядов, но и проводил огромную организаторскую и политико-воспитательную работу среди молодежи, мобилизовывал ее на активную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков.

Важнейшими направлениями деятельности комсомольских организаций в годы войны были:

• комсомольские мобилизации в армию и на флот;

• участие комсомола в формировании отдельных частей и комплектовании отдельных родов войск ;

• отбор и направление молодежи для диверсионно-разведывательной работы в тылу врага ;

• военно-шефская работа комсомольских организаций.

Велика роль комсомола в решении задач, вставших перед тылом, Уже в первом году войны молодежь в важнейших отраслях промышленности составляла почти половину всей численности работающих, а на селе среди механизаторов - 70 процентов. В 1944году среди рабочего класса страны насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.Наиболее известной из молодежных организаций, действовавших в годы войны стала «Молодая гвардия», работа которой отражена на страницах одноименного романа Фадеева. «Молодая гвардия» возникла под руководством партийного подполья, во главе которого был Ф. П. Лютиков.Подпольная партийная организация города и «Молодая гвардия» готовили вооруженное восстание с целью уничтожить фашистский гарнизон и выступить навстречу Советской Армии. Предательство провокатора Почепцова прервало эту подготовку. В фашистских застенках молодогвардейцы мужественно и стойко выдержали жесточайшие пытки. В суровые годы Великой Отечественной войны боевым помощником Коммунистической партии являлся относительно самостоятельный Ленинский комсомол. Он был не только источником пополнения партийных рядов, но и проводил огромную организаторскую и политико-воспитательную работу среди молодежи, мобилизовывал ее на активную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков.

Основные формы работы ВЛКСМ:

Комсомо́л(сокращение от комунистический союз молодёжи), полное наименование — политическая молодёжная организация в СССР.

ВЛКСМ — молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза. Был создан как 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина — в связи с образованиемСоюза ССР (1922) комсомол в марте1926 года был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14—28 лет. Комсомол играл большую роль в выполнении поставленных партией задач по восстановлению народного хозяйства, по индустриализации и коллективизации, по проведению культурной революции. В 1930 году Комсомол взял шефство над всевобучем, выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. Комсомол объявил поход молодёжи в науку. В 1928—1929 годах по комсомольским путёвкам пошли учиться на рабфаки 15 тысяч человек, на курсы по подготовке в вузы — 20 тысяч, в вузы и техникумы — 30 тысяч. В 1941 году в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн сдали нормы ПВХО, по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Три с половиной тысячи стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями.

Специальные подразделения из девушек-комсомолок насчитывали в своих рядах более 200 тысяч пулемётчиков, снайперов и специалистов других специальностей. Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ.

Одна из славных и положительно воспринятых обществом инициатив ВЛКСМ — участие органов комсомола в 1980-х годах в реализации жилищной программы СССР, особенно в форме поддержки движения МЖК(молодёжные жилые комплексы). В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим (свыше 60 % молодёжи). Это почти неизбежно вело к организационной размытости, к тому, что членство в ВЛКСМ перестало восприниматься как почёт и ответственность одновременно. В последние годы советской власти Комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе последних лет СССР. ВЛКСМ и КПСС — проводили и поощряли участие молодёжи в «Добровольных народных дружинах», в охране общественного порядка в населённых пунктах совместно с сотрудниками милиции.

Альтернативное молодежное движение: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ собирательное название современных общественно-политических сил,которые отличает негативное отношение к существующим социальным системам, формам осуществленияполитических процессов, стандартам поведения и образа жизни индустриального общества. Появление альтернативных движений было реакцией на снижение авторитета представительных органов власти,усиление ее исполнительного звена и тенденцию к бюрократизации. Эти движения противопоставляют себя“традиционным” участникам политической борьбы и выдвигают в качестве ориентира идеалы пацифизма,гармоничного развития каждой человеческой личности, а также наиболее полного и всестороннего развития потенциала. Исторически альтернативные движения возникли в 70-80е гг. 20 в., наследуя и продолжая вновых условиях многие традиции “молодежной революции” 60х гг. В число альтернативных входят самые разные по содержанию своей деятельности движения:экологические, антивоенные, феминистские и различные социальные инициативы.Особенной целеустремленностью выделяются движения гражданских инициатив—группы, нацеленные нареализацию конкретной цели (закрытие вредного производства, обустройство территории и т. д.),альтернативные проекты, предполагающие переустройство той или иной сферы общественной жизни(организация молодежной коммуны, альтернативное школьное образование и т. д.), и политические движения, вырастающие в партии.

Неформальные движения в современной России: поисковики,клубы самодеятельной песни, интербригады: После войны в неформальном молодежном движении наступает глубокий спад, продолжающийся лет 10. Большая часть молодежи погибла во время войны, подростки уходили в партизанские отряды. С середины 50-ых годов начинает набирать ход третья волна молодежного движения, совпавшая с хрущевской оттепелью. К направлениям этого периода можно отнести такие движения, как поисковики, Клуб самодеятельной песни (КСП), коммунарство и движение интербригад. Война оставила после себя большое количество следов, особенно в местах упорных боев, и под лозунгом чтения памяти павших формируются поисковые отряды. В начале своего существования поисковые отряды специализировались на поиске железа. Также организовывались экспедиции по выявлению районов с повышенной концентрацией необезвреженных взрывчатых объектов. Позднее поисковые отряды стали постепенно переключаться на поиск захоронений и пропавших без вести. Поисковиками также являлись многие участники Клуба самодеятельной песни, внедрявшие в песенный мир культуру, названную потом Авторской Песней. Основателем коммунарства был ленинградский педагог Иванов, создавший в Ленинграде знаменитую Фрунзенскую Коммуну. Главным отличительным признаком коммунарства является культ самоуправления. Участники коммун сами планировали дело, сами проводили его и сами обсуждали. Причем рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Еще одной заслугой коммунарства стали первые шаги в области теоретизации развития группы, коллектива и т.д. Все вышеперечисленные направления неформального молодежного движения, возникшие в этот период, так или иначе были в своей деятельности связаны с туризмом. При этом у некоторых лидеров и участников стало складываться ощущение самоценности туризма, и, как результат, начинают возникать детские и молодежные турклубы, для которых туризм становится основным профилем.

Молодежные организации и движения в СССР 70-80 х XX: коммунарство, макареновские, недотряды, фэны,хиппи, панки:

Одним из направлений следующей волны развития молодежного движения стало движение фэнов. В основу их идеи легло желание читать хорошую литературу, которой в СССР часто официального хода не давали, значительную часть которой составляла фантастика. Резкий подъем наметился в фэндоме с появлением талантливых фантастов у нас в стране (Стругацкие, Ефремов, Казанцев, Крапивин). В 70-ых годах возникают направления неформального молодежного движения, имеющие отрицательную направленность. Первое из них - хиппи. Неприятие окружающей действительности и факт ущемления свободы не выливался у них в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях по стране и в различных тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловной заслугой хипповской коммуны стало создание Системы, где и прозвучало впервые это понятие. Почти во всех крупных городах нашлись хиппи, согласившиеся внести свои жилые точки в “черные списки”. Благодаря этому странствующие хиппи могли в любое время остановиться и пожить в домах, приуроченных к этим «черным спискам». Конец 70-х отмечается также возникновением движения панков. Основной их идеей было изучение и пропаганда западного образа жизни. В недрах панк-культуры зародился своеобразный музыкальный стиль – андеграунд, через который часть молодежи тоже пыталась выражать свой протест. В начале 80-ых возникают также молодежные организации с яркой политической окрашенностью, например, нацисты, общество “Память” и пр.

Молодежные движения в годы перестройки и наказания распада СССР: Эта волна молодежного движения закончилась перестройкой и падением СССР. Этот период характеризуется ослаблением движений фэнов, КСП, панков и некоторых других, так как исчезает один важный атрибут данных движений полулегальность. Среди новых направлениях молодежного неформального движения, возникших в наше время, можно выделить скаутинг. Причем, следует рассматривать его в России именно как возникновение нового движения, а не как возрождение старого скаутинга, так как в скаутинг перешли очень многие лидеры, работавшие ранее в других направления и во многом сохранившие старые традиции. Другим мощным направлением, интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений, стало движение ролевых игр. Основные источники нынешних ролевиков - это фэндом, хиппи и различные педагогические круги. В рамках данного движения выделяют несколько поднаправлений. Наиболее распространенное из них – толкиенисты. В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества молодежных движений в России. Современные молодежные движения разнообразны по направленности деятельности, формам и механизмам реализации программ и проектов. Причем большая часть таких движений сосредоточена в крупных экономических центрах, столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наши рекомендации