Молодежь как социально-демографическая группа
Понятие молодежи (В.Т. Лисовский, И.С. Кон).Одно из первых определений понятия "молодежь" дано в 1968 г. социологом В.Т. Лисовским: "Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивают, а в определенном возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 35 лет ".Следующее определение понятия молодежь было дано социологом И.С. Коном: "молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или иным составом социально-психологических свойств.
Группообразующие признаки молодежи. Важнейшими группообразующими признаками большинство авторов признает возрастные характеристики и связанные с ними общественный статус, а также проистекающие из того и другого социально-психологические свойства.
Возрастные границы. Одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9-11), ранняя подростковость (11-13), поздняя подростковость (14-17), собственно молодежь (18-22), молодые взрослые (23-25/28) и т.д. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.
Документы, регламентирующие возрастные границы. Возрастные границы молодёжи в развитых странах определены в Конвенции ООН – 15-24 лет. В Российской Федерации возрастные границы молодёжи чётко определяются Стратегией Государственной молодёжной политики: 14-30 лет. Говоря о других нормативно-правовых документах, можно отметить, что например, в федеральных законах «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» и «Об общественных объединениях» не прописывается возраст молодёжи, но фиксируется возраст граждан (14-30 лет).
Деление по возрастным границам внутри молодого возраста. Определение границ молодежного возраста зависит от конкретной исторической эпохи, параметров взросления тех или иных наук (психология, социология, медицина), законодательной практики экономически развитых стран, субъективного восприятия собственного возраста человеком.
Физиологические и психологические особенности развития молодежи. Учёные выяснили, что психологическое состояние подросткового периода связано с двумя переломными моментами: психофизиологическим (половое созревание и всё, что с этим связано) и социальным (конец детства). Из всех периодов развития ребёнка самым сложным, трудным и даже опасным является подростковый. Подростковый период знаменует начало перехода к взрослой жизни и особенности его накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый возраст (10-13 лет) и старший подростковый возраст (13-15 лет). Наряду с ним выделяют и раннюю юность, имея ввиду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
Специфика социального статуса и социально-ролевое поведение. Молодёжь – это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодёжь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Именно молодёжь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации. Внутренняя дифференциация молодёжи обуславливается не только социальными параметрами. Молодёжи всегда свойственен больший, чем у старшего поколения динамизм, смена ценностных ориентиров и ролей. Молодёжи характерны групповые стереотипы поведения, в основе которых лежат стремление к возрастной идентификации, противопоставление себя остальному взрослому миру.
Социальная адаптация и социализация.Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества.Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой.Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды. Социализация –динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на ребенка в процессе его развития.
Ювентизация общества. Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально- политической и ценностной системе общества».
Закономерности процесса социализации и ювентизации в конкретных общественных условиях.Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становиться субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.
Подвижность границ молодежного возраста.Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от особенностей социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Необходимо отметить, что возрастные границы это первичный, однако не единственный критерий, поскольку внутри данной группы есть разнородные подгруппы, значительно отличающиеся своими статусными, материальными, образовательными и пр. характеристиками.