Ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании», устанавливает Систему таможенных органов.
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
Помимо таможенных органов, в единую централизованную систему входят учреждения и организации, которые могут создаваться ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов: таможенные лаборатории и иные научно-исследовательские таможенные учреждения (такие как ЦНИТЛ (центральная научно-исследовательская таможенная лаборатория)), учебные заведения – государственная академия таможенной службы, а также организации, создаваемые ФТС и подведомственные ей (РОСТЕК – это организация, осуществляющая функцию таможенного представительства).
1.ФТС России является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, ветеринарного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о ФТС от 2006г.).
ФТС определяет структуру таможенной системы, на основании положения разработанного Правительством, создает реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (является новеллой законодательства о таможенном регулировании. До 2010 г. эти вопросу относились к компетенции Регионального Таможенного Управления).
ФТС осуществляет правомочия собственника в отношении имущества находящегося на балансе таможенных органов, финансирует мероприятия по развитию таможенной инфраструктуры и таможенного дела в целом, за счет средств поступающих на эти цели таможенных сборов. Контролирует соблюдение должностными лицами, процессуальных норм при производстве по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и по делам о нарушениях таможенных правил. По делам о нарушениях налогового законодательства, контроль за соблюдением ктр возложен на ТО. ФТС издает нормативные приказы, инструкции, а так же ненормативные распоряжения и указания обязательные для исполнения всеми ТО РФ и др.
Возглавляет ФТС ее директор который назначается и освобождается от должности Правительством.
У директора ФТС есть 1й заместитель и 4 заместителя, которые координируют и курируют определенные участки и направления деятельности таможенных органов. Первый заместитель может выполнять обязанности директора + он курирует правоохраниельный блок деятельности таможенных органов. Остальные 4 зама - остальные направления деятельности. Замы назначаются по представлению директора - Правительством.
Все важные вопросы руководства таможенным делом, рассматриваются на коллегии ФТС. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Возглавляет коллегию директор ФТС. В состав коллегии входят замы директора и руководители ведущих, функциональных и штабных подразделений ФТС и руководители региональных таможенных управлений.
Коллегия- совещательный орган, решения ей принимаемые, должны быть оформлены приказами директора ФТС. Директор может не согласится с решением коллегии и оформить собственное решение (т.к. совещательный характер), но при этом он должен уведомить Правительство о причинах несогласия с решением коллегии.
В структуру ФТС входят функциональные и штабные подразделения, имеющие статус главных управлений и управлений ФТС.
Функциональные:Главное управление организации таможенного контроля; ГУ товарной номенклатуры и торговых ограничений; ГУ федеральных таможенных доходов; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания;
Штабные:Управление кадров;Управление таможенных инспекций;ГУ тылового обеспечения;Главное финансово-экономическое управление;Управление делами;Главное управление информационных технологий;Управление собственной безопасности.
К числу территориальных органов осуществляющих таможенное дело в РФ.
· Региональные таможенные управления
· Таможни
· Таможенные посты.
2.Региональные таможенные управления (РТУ),как органы таможенной системы, координирующей деятельность таможен и таможенных постов в пределах подведомственного таможенного округа, осуществляют свою деятельность на основе общего положения о региональном таможенном управлении, которое было утверждено приказом ФТС от 12.01ю 2005 года.
В н.в. количество округов и их границы совпадают с границами федеральных округов.
РТУ осуществляют кадровую политику в пределах подведомственного таможенного округа, финансируют нижестоящие таможенные органы, контролируют и координируют правоохранительный блок деятельности подведомственных ТО. В случаях не терпящих отлагательств разрешают вопросы возникающие при применении таможнями и таможенными постами всевозможных таможенных правил (правил декларирования).
Структура РТУ повторяет структуру ФТС. За исключением того что не управления а отделы.
Непосредственное осуществление таможенных операций и таможенного дела в целом (проведение таможенного контроля, таможенное декларирование, борьба с контрабандой, ведение общей и специальной статистики, таможенное управление и др. функции возложены на таможни и таможенные посты.
Таможни.
Осуществляют деятельность на основе ТК ТС, ФЗ «о таможенном регулировании», Общего положения о таможне, утвержденное приказом ФТС от 12.01.2005.
Деятельность таможни:
1 внутренняя: - управление кадрами; - бухгалтерия; - капитальное строительство; - хозяйственная деятельность и др.
2 внешняя : - таможенное оформление (пр: прием декларации), - таможенный контроль (в различных формах ипроведение ревизий, таможенный осмотр, личный досмотр и т.п.),- прием и отпуск транзита,
- выпуск товаров, - таможенное охранение (осуществляется на таможенных складах и складах временного хранения), - таможенная экспертиза, таможенная идентификация товаров (наложение средств таможенной идентификации и контроль за ними), Прием и отправление транзита.
В зависимости от географического положения:
1 пограничные – непосредственно вблизи линии государственной границы (пр: выборгская таможня)
2 внутренние – в глубине территории РФ в субъектах, которые не имеют собственной пограничной границы
В зависимости от характера перемещения транспортных средств:
Сухопутные
Морские
Речные
Воздушные
По специфике таможенных операций:
1 базовые – осуществляют все виды таможенных операций в отношении любых категорий товаров и ТС
2 специализированные – либо осуществляют таможенное оформление и контроль отдельных категорий товаров, либо отдельные виды таможенных операций
- оперативные таможни – в каждом таможенном округе + цель – координация правоохранительной деятельности таможни соответствующего округа (пр: чкаловская таможня)
- центральная энергетическая таможня (положение о центральной энергетической таможни из приказа ФТС 2007) подчиняется непосредственно ФТС, регион деятельности – вся таможенная территория РФ, сама деятельность – таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей (электроэнергия, перемещаемая по линиям электропередач; нефть, газ и их производные, перемещаемые по трубопроводам) + контроль иных таможенных органов в этой сфере
Таможенный пост.
Приказ ФТС от 13.08.2007. Статусом ЮЛ не обладает, а представляет собой структурное подразделение таможни, территориально удаленное от ее администрации.
Создаются в местах пропуска через таможенную границу, а так же в местах нахождения субъектов внешнеэкономической деятельности. Исключение в смысле ЮЛ составляют акцизные таможенные посты, которые создаются по одному в каждом таможенном округе, и основной задачей которых является сбор акцизов.
(если останется время - Принципы деятельности таможенных органов: 1) законности; 2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; 3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства; 4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; 5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов; 7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;)
- Функции (обязанности) таможенных органов.
Функции таможенных органов(ст. 12 ФЗ « О таможенном регулировании» – перечень не исчерпывающий;). В законе функции приравниваются к обязанностям.
Классификация функций таможенных органов:
1. По характеру возложений обязанностей на субъекты
- Общие функции (ст. 12 закона) – это те функции, которые возложены на все таможенные органы (с верха до низа)
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе и вывозе товаров в и из РФ;
2) содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечивают, соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в и из РФ;
7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и др.
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды и др.
10) осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ТС.
12) обеспечивают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений.
14) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела.
15) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
- Специальные функции (возложены на определенные виды таможенных органов). Например, специальные функции ФТС; специальные функции региональных таможенных управлений; функции таможен и таможенных постов
2. В зависимости от целевого назначения
- Регулятивные функции (функцию ведения таможенной статистики, например)
- Охранительные функции (функция борьбы с контрабандой, иными преступлениями в области таможенного дела)
- Контрольно-надзорные функции (функция осуществления таможенного контроля; контроля за осуществлением валютными операциями)
- Финансовые функции (функция взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей)
- Права таможенных органов и их должностных лиц.
Таможенные органы обладают следующими правами (ст.19 ФЗ «О таможенном регулировании»):
1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле, а также иного законодательства, в целях обеспечения соблюдения этих актов;
2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства.
3) проверяют у граждан и д.л., участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
5) осуществляют ОРД, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по делам, отнесенных к ведению таможенных органов,
6) выявления и установления лиц - подготавливающих, совершающих или совершивших, преступления
7) привлекают лиц к административной ответственности
8) используют средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых, отнесено к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев за счет средств федерального бюджета
9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или ОВД, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших преступления или административные правонарушения в области таможенного дела.
10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом и вывозом товаров в и из РФ, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
11) получают от государственных органов, организаций и ФЛ информацию, необходимую для выполнения своих функций
12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления: а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней; б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; в) о признании имущества бесхозяйным;
13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и передачи данных, технических средства таможенного контроля и средств защиты информации, включая средства криптографической защиты.
Права таможенных органов, могут быть использованы исключительно при осуществлении функций в области таможенного дела. При возложении на таможенные органы надзорных или контрольных функций в других сферах, эти полномочия определяются ФЗ.