Ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании», устанавливает Систему таможенных органов.

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Помимо таможенных органов, в единую централизованную систему входят учреждения и организации, которые могут создаваться ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов: таможенные лаборатории и иные научно-исследовательские таможенные учреждения (такие как ЦНИТЛ (центральная научно-исследовательская таможенная лаборатория)), учебные заведения – государственная академия таможенной службы, а также организации, создаваемые ФТС и подведомственные ей (РОСТЕК – это организация, осуществляющая функцию таможенного представительства).

1.ФТС России является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, ветеринарного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о ФТС от 2006г.).

ФТС определяет структуру таможенной системы, на основании положения разработанного Правительством, создает реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (является новеллой законодательства о таможенном регулировании. До 2010 г. эти вопросу относились к компетенции Регионального Таможенного Управления).

ФТС осуществляет правомочия собственника в отношении имущества находящегося на балансе таможенных органов, финансирует мероприятия по развитию таможенной инфраструктуры и таможенного дела в целом, за счет средств поступающих на эти цели таможенных сборов. Контролирует соблюдение должностными лицами, процессуальных норм при производстве по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и по делам о нарушениях таможенных правил. По делам о нарушениях налогового законодательства, контроль за соблюдением ктр возложен на ТО. ФТС издает нормативные приказы, инструкции, а так же ненормативные распоряжения и указания обязательные для исполнения всеми ТО РФ и др.

Возглавляет ФТС ее директор который назначается и освобождается от должности Правительством.

У директора ФТС есть 1й заместитель и 4 заместителя, которые координируют и курируют определенные участки и направления деятельности таможенных органов. Первый заместитель может выполнять обязанности директора + он курирует правоохраниельный блок деятельности таможенных органов. Остальные 4 зама - остальные направления деятельности. Замы назначаются по представлению директора - Правительством.

Все важные вопросы руководства таможенным делом, рассматриваются на коллегии ФТС. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Возглавляет коллегию директор ФТС. В состав коллегии входят замы директора и руководители ведущих, функциональных и штабных подразделений ФТС и руководители региональных таможенных управлений.

Коллегия- совещательный орган, решения ей принимаемые, должны быть оформлены приказами директора ФТС. Директор может не согласится с решением коллегии и оформить собственное решение (т.к. совещательный характер), но при этом он должен уведомить Правительство о причинах несогласия с решением коллегии.

В структуру ФТС входят функциональные и штабные подразделения, имеющие статус главных управлений и управлений ФТС.

Функциональные:Главное управление организации таможенного контроля; ГУ товарной номенклатуры и торговых ограничений; ГУ федеральных таможенных доходов; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания;

Штабные:Управление кадров;Управление таможенных инспекций;ГУ тылового обеспечения;Главное финансово-экономическое управление;Управление делами;Главное управление информационных технологий;Управление собственной безопасности.

К числу территориальных органов осуществляющих таможенное дело в РФ.

· Региональные таможенные управления

· Таможни

· Таможенные посты.

2.Региональные таможенные управления (РТУ),как органы таможенной системы, координирующей деятельность таможен и таможенных постов в пределах подведомственного таможенного округа, осуществляют свою деятельность на основе общего положения о региональном таможенном управлении, которое было утверждено приказом ФТС от 12.01ю 2005 года.

В н.в. количество округов и их границы совпадают с границами федеральных округов.

РТУ осуществляют кадровую политику в пределах подведомственного таможенного округа, финансируют нижестоящие таможенные органы, контролируют и координируют правоохранительный блок деятельности подведомственных ТО. В случаях не терпящих отлагательств разрешают вопросы возникающие при применении таможнями и таможенными постами всевозможных таможенных правил (правил декларирования).

Структура РТУ повторяет структуру ФТС. За исключением того что не управления а отделы.

Непосредственное осуществление таможенных операций и таможенного дела в целом (проведение таможенного контроля, таможенное декларирование, борьба с контрабандой, ведение общей и специальной статистики, таможенное управление и др. функции возложены на таможни и таможенные посты.

Таможни.

Осуществляют деятельность на основе ТК ТС, ФЗ «о таможенном регулировании», Общего положения о таможне, утвержденное приказом ФТС от 12.01.2005.

Деятельность таможни:

1 внутренняя: - управление кадрами; - бухгалтерия; - капитальное строительство; - хозяйственная деятельность и др.

2 внешняя : - таможенное оформление (пр: прием декларации), - таможенный контроль (в различных формах ипроведение ревизий, таможенный осмотр, личный досмотр и т.п.),- прием и отпуск транзита,

- выпуск товаров, - таможенное охранение (осуществляется на таможенных складах и складах временного хранения), - таможенная экспертиза, таможенная идентификация товаров (наложение средств таможенной идентификации и контроль за ними), Прием и отправление транзита.

В зависимости от географического положения:

1 пограничные – непосредственно вблизи линии государственной границы (пр: выборгская таможня)

2 внутренние – в глубине территории РФ в субъектах, которые не имеют собственной пограничной границы

В зависимости от характера перемещения транспортных средств:

Сухопутные

Морские

Речные

Воздушные

По специфике таможенных операций:

1 базовые – осуществляют все виды таможенных операций в отношении любых категорий товаров и ТС

2 специализированные – либо осуществляют таможенное оформление и контроль отдельных категорий товаров, либо отдельные виды таможенных операций

- оперативные таможни – в каждом таможенном округе + цель – координация правоохранительной деятельности таможни соответствующего округа (пр: чкаловская таможня)

- центральная энергетическая таможня (положение о центральной энергетической таможни из приказа ФТС 2007) подчиняется непосредственно ФТС, регион деятельности – вся таможенная территория РФ, сама деятельность – таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей (электроэнергия, перемещаемая по линиям электропередач; нефть, газ и их производные, перемещаемые по трубопроводам) + контроль иных таможенных органов в этой сфере

Таможенный пост.

Приказ ФТС от 13.08.2007. Статусом ЮЛ не обладает, а представляет собой структурное подразделение таможни, территориально удаленное от ее администрации.

Создаются в местах пропуска через таможенную границу, а так же в местах нахождения субъектов внешнеэкономической деятельности. Исключение в смысле ЮЛ составляют акцизные таможенные посты, которые создаются по одному в каждом таможенном округе, и основной задачей которых является сбор акцизов.

(если останется время - Принципы деятельности таможенных органов: 1) законности; 2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; 3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства; 4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; 5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов; 7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;)

  1. Функции (обязанности) таможенных органов.

Функции таможенных органов(ст. 12 ФЗ « О таможенном регулировании» – перечень не исчерпывающий;). В законе функции приравниваются к обязанностям.

Классификация функций таможенных органов:

1. По характеру возложений обязанностей на субъекты

- Общие функции (ст. 12 закона) – это те функции, которые возложены на все таможенные органы (с верха до низа)

1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе и вывозе товаров в и из РФ;

2) содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, принимают меры по их принудительному взысканию;

5) обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечивают, соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в и из РФ;

7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и др.

9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды и др.

10) осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ТС.

12) обеспечивают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений.

14) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела.

15) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

- Специальные функции (возложены на определенные виды таможенных органов). Например, специальные функции ФТС; специальные функции региональных таможенных управлений; функции таможен и таможенных постов

2. В зависимости от целевого назначения

- Регулятивные функции (функцию ведения таможенной статистики, например)

- Охранительные функции (функция борьбы с контрабандой, иными преступлениями в области таможенного дела)

- Контрольно-надзорные функции (функция осуществления таможенного контроля; контроля за осуществлением валютными операциями)

- Финансовые функции (функция взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей)

  1. Права таможенных органов и их должностных лиц.

Таможенные органы обладают следующими правами (ст.19 ФЗ «О таможенном регулировании»):

1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле, а также иного законодательства, в целях обеспечения соблюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства ТС, законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства.

3) проверяют у граждан и д.л., участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

5) осуществляют ОРД, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по делам, отнесенных к ведению таможенных органов,

6) выявления и установления лиц - подготавливающих, совершающих или совершивших, преступления

7) привлекают лиц к административной ответственности

8) используют средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых, отнесено к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев за счет средств федерального бюджета

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или ОВД, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших преступления или административные правонарушения в области таможенного дела.

10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом и вывозом товаров в и из РФ, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и ФЛ информацию, необходимую для выполнения своих функций

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления: а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней; б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; в) о признании имущества бесхозяйным;

13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и передачи данных, технических средства таможенного контроля и средств защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Права таможенных органов, могут быть использованы исключительно при осуществлении функций в области таможенного дела. При возложении на таможенные органы надзорных или контрольных функций в других сферах, эти полномочия определяются ФЗ.

Наши рекомендации