Глава восьмая; суд, арбитраж, надзор за соблюдением законности
В этой главе два крупных нововведения.
Первое - это распространение принципа всеобщего, равного и прямого избирательного права на выборы судей и народных заседателей. Предлагается ВСЕ суды в СССР, а не только районные, сделать,- вот именно,- НАРОДНЫМИ, по-настоящему выборными; т.е., чтобы они избирались непосредственно населением, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В Конституции 1977 года, в ст.152, сказано: "Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей".
А дальше выясняется, что непосредственно гражданами избираются только суды низшей ступени; что же касается вышестоящих судов, то они избираются соответствующими Советами народных депутатов. Т.е., нам тут во всей красе представлена та самая система МНОГОСТЕПЕННЫХ ВЫБОРОВ, с которой - по отношению к Советам - покончила ещё Конституция 1936 года. Раньше у нас и Советы примерно по этой схеме избирались, и именно на этом правовом архаизме, применительно к Советам, Сталинская Конституция поставила крест. Но,- к сожалению,- ни та, ни другая из наших предыдущих Конституций не решились посягнуть на систему многостепенных выборов в судебной сфере.
И все-таки, более прогрессивный принцип,- безусловно,- и в этой сфере должен с течением времени возобладать. Так что мы,- как и во всех прочих случаях, я ешё раз специально это подчеркиваю,- ничего не выдумываем, мы просто открываем естественный выход тому, чем была уже, можно сказать, беременна Конституция 1977 года и что неизбежно должно было в свой черёд явиться на свет.
Ст.149-ой проекта предлагается, в числе прочего, повысить ранг народных заседателей и избирать их не на собраниях, а так же, как и судей,- на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на тот же срок.
Ст.150 проекта подтверждает, что при выборах судей и народных заседателей действуют общие принципы избирательной системы СССР: альтернативность и состязательность кандидатур; право каждого избирателя заявить аргументированный отвод любой выдвинутой кандидатуре; право самовыдвижения кандидатов в судьи и народные заседатели; право избирателей на отзыв в любое время судьи либо народного заседателя, не оправдавшего их доверия; и др.
Снята в проекте, как "буржуазная отрыжка", статья, гласящая, что судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. В определенном смысле у нас все граждане подчиняются только закону,- произволу не обязан подчиняться никто. А что значит "независимы"? Как они могут быть "независимы" от народа, который их избрал? И от местных органов государственной власти они не могут быть "независимы", они должны работать в тесном контакте. Другое дело, что властные структуры не должны пытаться давать судьям противоправных указаний; но это совсем иначе называется, и "независимость" тут ни при чём.
Ст.156 проекта определяет, что право на получение помощи адвоката в уголовном судопроизводстве наступает для гражданина не с момента окончания предварительного следствия, как это самым нелепейшим образом было у нас раньше, а с момента,- соответственно,- задержания, заключения под стражу до предъявления обвинения, предъявления обвинения.
Ст.157-ой проекта закреплено право граждан СССР на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе со стороны любого должностного лица, к которому гражданин обратился в связи с возникшими у него вопросами юридического характера (естественно, в рамках компетенции этого должностного лица). Предусмотрена ответственность должностных лиц и всех вообще официальных адресатов обращений граждан за бюрократическое отфутболивание,- или, выражаясь юридическим языком, за дачу заведомо ложных, запутывающих дело укаваний обратившемуся к ним гражданину.
Второе из радикальных нововведений восьмой главы - это предложение ликвидировать прокуратуру как институт и передать функции высшего надзора за соблюдением социалистической законности отделам юстиции президиумов Советов народных депутатов, во главе с Отделом юстиции Президиума Верховного Совета СССР.
Аргументация по этому пункту.
Прокуратура - это организация, по своему внутреннему устройству абсолютно чуждая всем структурным принципам Советской власти. Советская власть строится на началах выборности снизу вверх, а прокуратура - путём голого назначенчества сверху вниз. Советская власть стремится объединить, консолидировать все местные органы, а прокуратура демонстративно себя им противопоставляет. И т.д. В результате совершенно непонятно, почему надзирать за правильностью функционирования Советской власти поручено именно вот такой структуре,- которая сама в системе Советской власти выглядит как инородное тело? Не логичней ли будет, чтобы власть Советов сама надзирала за осуществлением издаваемых ею законов? Какая же цена Советам как органам государственной власти, если мы фактически официально признаём, что они не в состояния сами проконтролировать проведение своих собственных законов в жизнь?
Да и практические итоги существования прокуратуры в СССР ничего в её пользу не говорят. Её мнимая независимость от местных органов на деле только создавала лишние очаги бесконтрольности и безнаказанности, а это служило своего рода рассадником организованной преступности. Люди, обращавшиеся в прокуратуру за защитой от беззакония, сами сплошь и рядом становились жертвами неправосудного преследования уже с её стороны. А наличие у прокуратуры собственного "карманного" следствия, это вообще была,- иначе не скажешь,- правовая чума, которая длительное время вызывала протест всех мыслящих юристов в Советском Союзе.
Итак, предлагается все функции прокуратуры передать президиумам Советов народных депутатов, за исключением функции самостоятельного возбуждения уголовного дела, которой у надзорного органа вообще не должно и быть. Прокуроры останутся только как назначаемые тем же Советом представители государственного обвинения в соответствующем суде. Следственную часть предлагается сосредоточить исключительно лишь в системе органов внутренних дел и государственной безопасности.
Думается, что наделение постоянно действующих органов Советов надзорными полномочиями резко повысит авторитет и роль Совета как такового,- не исполкома, но именно Совета,- во всей местной жизни. Его сразу станет хорошо "видно и слышно". Но как раз этого нам многие годы ощутимо недоставало.