Глава первая: социалистический общественный строй
Здесь одно предварительное замечание: предлагается снять преамбулу Конституции. Во-первых, Конституция - это не партийная программа, это правовой документ, а таким документам развернутый исторический очерк вообще не свойственен. Во-вторых, та преамбула, которая имеется, безнадёжно устарела, а новую пока что ещё не написала сама жизнь. Можно, конечно, попытаться бросить вызов времени и начать Конституцию со своеобразных "воспоминаний о будущем": с описания событий, которые еще не свершились. Но, думаю, лучше от этого всё-таки воздержаться, поскольку далеко не всеми это будет правильно понято.
Ценные моменты преамбулы - констатация факта возникновения Советского народа как новой исторической общности людей, а также утверждение о наличии у Советского государства высшей цели, каковою является построение бесклассового коммунистического общества,- они взяты непосредственно в текст Конституции.
По предложению одного из наших товарищей, П.Г.Лабинского, подготовленный материал дан в сравнительном разрезе, и в него,- кроме нашего проекта как такового,- полностью включены тексты не только Конституции СССР 1977 года, но также и Конституции 1936 года ("Сталинской"). Некоторые восприняли это так, что надо из трёх вариантов выбрать наилучший. Однако, это сделано не для выбирания, а исключительно для того, чтобы чётко была видна преемственность конституционного развития нашей страны.
Основные нововведения первой главы.
В соответствии со всем, что говорилось ранее, СССР определён как социалистическое государство Советского народа, имеющее своей задачей построение коммунистического общества.
Советский народ определён как безраздельный носитель власти в СССР, и сюда же, в ст.2, вынесена развёрнутая формулировка сути Советского народа как новой исторической общности людей, сложившейся на базе сближения рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, при ведущей роли в этом единстве рабочего класса.
Уточнены формы, в которых Советский народ осуществляет принадлежащую ему власть: это Советы, Коммунистическая партия Советского Союза и различные виды непосредственной, низовой демократии, в том числе право граждан на критику и на проявление творческой инициативы.
В этой статье (ст.3),- как мне представляется,- удалось, наконец-то, рационально объяснить, что такое Коммунистическая партия в социалистическом обществе: это ОДНА ИЗ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ НАРОДОМ. Такой подход впервые ставит всю проблему на правовые рельсы и открывает возможности разумного правового регулирования в этой сфере общественных отношений. А сфера эта для нас,- как вы сами понимаете,- имеет поистине ключевое значение, и в то же время здесь столько всего наслоилось, что поначалу и не знаешь, как подступиться. И тем не менее, подступы найдены. Требовалось попросту четко сформулировать, что КПСС не "для народа", не "служит народу", а это есть один из способов, наряду с Советами, каким сам народ осуществляет свою власть,
Вот всё и встало на свои места, потому что осуществление власти регулируется правом. А такие определения, как "руководящая и направляющая сила", они проблему загоняли в тупик, поскольку действие руководящей и направляющей силы регулируется неизвестно и непонятно чем.
Ст.ст.3-9 Конституции 1977 года сняты. Конституция 1977 года вообще страдает излишним многословием, сентенциозностью, часть её статей никакого правового содержания в себе, по сути, не несёт. Ну, зачем выписывать отдельной статьёй, что Советское государство действует на основе социалистической законности? Что,- это само по себе не ясно, или оно может действовать как-то иначе?
Упоминание о профсоюзах, комсомоле и прочих общественных организациях в главе, где речь идёт, по существу, о субъектах власти, неуместно,- поскольку общественные организации субъектами власти не являются. Не является субъектом власти при социализме и трудовой коллектив, выдернутый из реального жизненного контекста и противопоставленный, с одной стороны, государственной администрации, а с другой - партийной и профсоюзной структурам. Ст.8, где трудовой коллектив подается именно вот в таком искусственном противопоставлении,- одна из ошибок Конституции 1977 года. Она нам хорошо "аукнулась" во время "перестройки".
Ст. 4 проекта подтверждает, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на средства производства в двух её формах: государственной (всенародное достояние) и кооперативно-колхозной.
Возвращены в текст этой статьи снятые в 1977г. формулировки Сталинской Конституции о том, что социалистическая собственность священна и неприкосновенна, и что лица, на неё покушающиеся, являются врагами народа.
Ужесточён,- если можно так выразиться,- перечень объектов, находящихся в государственной собственности. Сюда включены, в числе прочего, продукция государственных предприятий, а также материальная база электронных средств массовой информации и массовотиражных печатных изданий. Отсутствие указания на то, что государство является собственником-распорядителем не только основных средств производства, но и продукции, вырабатываемой при помощи этих фондов,- это было существенное упущение обеих предыдущих Конституций. Что касается государственной собственности на материальную базу электронных СМИ, это означает, что негосударственного телевидения и радио в несвихнувшейся социалистической стране быть не может и не будет.
В ст.6-ую о собственности колхозов и кооперативных организаций также возвращено снятое в 1977г. уточнение относительно их собственности на производимую ими продукцию.
Одновременно в проекте закреплены и существенно расширены права и возможности для граждан самостоятельно заниматься индивидуальной или групповой производительной деятельностью,- при условии, что такая деятельность не связана с эксплуатацией наемной рабочей силы и не носит паразитического (т.е. посреднического) характера. (Ст.7 проекта.)
Важный новый момент в трактовке личной собственности и объектов пользования граждан (ст. 8) - это распространение, в принципе, на объекты пользования права завещательного распоряжения и наследования. Это касается в первую очередь жилья, выделяемого из государственного жилищного фонда. Кому нужна эта околесица, когда внучка прописана у бабушки, бабушка - у сына с невесткой, сын - у тёщи, тёща вообще неизвестно где, и всё это только ради того, чтобы после смерти бабушки честно заработанная ею квартира досталась внучке, а не чужому дяде? Ведь внучка всё равно не мытьем, так катаньем окажется в этой квартире, так почему просто и без всяких мытарств не предоставить бабушке право распорядиться честно заработанной,- повторяю,- квартирой в интересах семьи, ради благополучия которой она всю жизнь и трудилась?
Ст.9 проекта утверждает в качестве высшей цели общественного производства при социализме не только наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, но также обеспечение независимости государства, укрепление его обороноспособности, создание необходимых экономических предпосылок для развёртывания коммунистического строительства. Вводится конституционный запрет на попытки протаскивания экономического курса, подобного тому, что мы наблюдаем в стране сегодня,- т.е., служащего интересам не народа, а геополитического противника.
Ст.10 проекта впервые в конституционном порядке определяет, что при социализме трудящийся как совладелец обобществленных средств производства получает свою долю в суммарном чистом доходе общества через регулярное снижение базовых розничных цен, а также через систематическое расширение фондов неоплачиваемого общественного потребления.
Отсутствие такой статьи в предыдущих Конституциях нам страшно навредило. Люди у нас в массе своей совершенно не понимали, что стабильные цены, бесплатное лечение, образование и всё прочее - это не какая-то благотворительность со стороны государства, а это есть именно форма - причём, единственно возможная форма - получения ими своего, так сказать, дивиденда от функционирования общественной собственности. Не будет общественной собственности (т.е. собственности, прежде всего, государственной) - и всё это тут же исчезнет. Если бы эта взаимосвязь между государственной собственностью и привычным советским образом жизни была людям своевременно и хорошо вбита в головы, вряд ли бы так, в общем-то, легко удалась афера с пресловутым "разгосударствлением" и приватизацией.
Ст.11 проекта подтверждает, что экономика СССР является единым народнохозяйственным комплексом; а вот ст.12, опять-таки впервые, вводит в Конституцию то, чего в ней не было, но что непременно должно быть,- развёрнутое описание хозяйственного механизма, в качестве которого фигурирует сталинская противозатратная экономическая модель.
В конституционном порядке закреплены отсутствие в СССР рынков средств производства, так называемых "ценных бумаг" и рабочей силы; директивный характер народнохозяйственного планирования; действие в экономике двухуровневой системы цен (т.е., разделение денежного оборота на наличный и безналичный), аккумуляция преобладающей части чистого дохода общества в ценах на товары народного потребления и снижение государством цен на потребительские товары именно за счёт этой доходообразующей "подушки"; недопущение формирования прибыли сверх минимальных размеров в ценах на общественно промежуточный продукт, т.е. на основную часть продукции производственно-технического назначения.
Указаны критерии экономической эффективности: народнохозяйственный - суммарная годовая величина снижения розничных цен, и локальный - снижение себестоимости продукции массового выпуска, при условии одновременного снижения себестоимости у потребителя данной продукции, или "соседа справа".
Ст.13 возвращает в социалистическое сельское хозяйство машинно-тракторные станции (МТС), а также обязывает государство держать под контролем паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Ст.14 устанавливает государственную монополию внешней торговли и торговли алкогольными напитками; ст.15 возводит в конституционную норму, что рубль функционирует на золотой базе, а не на долларовой или какой-либо еще. Этого в предыдущих Конституциях также не было.
Ст.16 - о системе мер по защите природы - вводит ответственность за хищническую эксплуатацию природных ресурсов, неоправданное нанесение ущерба природной среде, а также за жестокое обращение с животными из хулиганских побуждений.
Далее в Конституции 1977 года в этом разделе идёт глава "Социальное развитие и культура". В проекте она снята полностью, поскольку при внимательном рассмотрении обнаруживается, что статьи этой главы лишь многословно дублируют вторые части статей из раздела о правах и обязанностях граждан.
Внешней политике СССР в нашем проекте посвящена всего одна статья, вместо трёх в Конституции 1977 года, и звучит она несколько более жёстко. В качестве одной из задач советской внешней политики указано достижение и неукоснительное поддержание военно-стратегического паритета с любым потенциальным агрессором. Сняты упоминания о всеобщем и полном разоружении, о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем. Эти положения в реально существующих на планете условиях,- как показала практика,- нежизненны.
Сколь это ни покажется неожиданным, но снята норма, запрещавшая пропаганду войны. По нашему убеждению, эта ориентировка сыграла крайне отрицательную роль в истории развязанной Соединёнными Штатами против нас информационно-психологической агрессии. Слишком уж боялись говорить о войне и держать глаза на подобные вещи открытыми,- как бы нас в "пропаганде войны" не обвинили,- и в результате народ оказался идейно и морально-политически абсолютно не готов к отражению нападения смертельно опасного врага. В самих США, кстати, ничего не боялись, вопили во всю глотку о "красной угрозе", хотя и знали превосходно, что военная доктрина СССР носит чисто оборонительный характер и что в действительности нападать наних никто не собирается.
Снята ст.29 Конституции 1977 года, в которой перечислены так называемые десять принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, в качестве основы для построения отношений СССР с другими государствами. Жизнь показала, что по отношению к нам их никто и не думал соблюдать, сегодня эти хвалёные "принципы" применительно к СССР звучат злой насмешкой. Так чего ради мы должныих сохранять у себя в Основном Законе?
В ст.18 подтверждается народный характер советских Вооружённых Сил - т.е., что они продолжают формироваться на основе всеобщей воинской обязанности.
Глава вторая: гражданство СССР,
основные права, свободы и обязанности граждан СССР
Скажу только о принципиально важных нововведениях этой главы; комментировать каждую статью,- как вы и сами догадываетесь,- нет никакой возможности.
Ст.19 вводит запрет на двойное гражданство с иностраннымигосударствами.
В ст.24 о праве на труд путаная и дезориентирующая, на наш взгляд, формулировка об оплате труда по его количеству и качеству,- которая длительное время служила источником всевозможных недоразумений,-заменена более реалистичной, какнам представляется, формулировкой об оплате труда в зависимости от его общественной значимости и личного трудового вклада работника.
В развитие ст.10 из первой главы, впервые в советской конституционной практике, отдельной статьёй (ст.25) вводится право граждан СССР на долю в чистом доходе общества, т.е. на достижение путём добросовестного труда всей полноты материального и культурного благосостояния, возможного при данном уровне развития общественных производительных сил. Повторены формулировки относительно реализации этого права через регулярное понижение уровня основных розничных цен и посредством непрерывно развивающейся системы фондов бесплатного общественногопотребления.
В ст.27, о праве на бесплатную государственную охрану здоровья, особо подчёркивается линия Советского государства на искоренение деструктивных стереотипов поведения, представляющих собой пережитки эксплуататорского общества (это пьянство, употребление наркотических средств и половая распущенность). Подтверждается ответственность за изготовление и сбыт наркотиков, за проституцию и подстрекательство к ней, за распространение порнографии и пропаганду сексуальной вседозволенности.
Ст.28, о праве на материальное обеспечение в старости и прочих случаях, возводит в конституционную норму обеспечение достойного, недискриминационного уровня жизни в учреждениях для престарелых и инвалидов.
В ст.29 подтверждается обязательность всеобщего среднего образования молодёжи, общедоступность и бесплатность всех видов образования, включая высшее.
Две статьи проекта посвящены праву на жилище.
В развитие ст.8 из первой главы, ст.30 проекта закрепляет распространение права завещательного распоряжения и наследования на сферу отношений по поводу жилища, предоставляемого гражданам в их пользование. Ст.31-ой возводится в конституционный принцип неотчуждаемость жилища, приобретенного на законных основаниях. Лишение жилища не может применяться как мера уголовного или какого бы то ни было иного наказания либо воздействия. Право на жилище в полном объёме сохраняется за гражданами, временно или частично утратившими социальную дееспособность либо еще не достигшими таковой (престарелые, инвалиды, несовершеннолетние сироты; лица, находящиеся на длительном излечении в медицинских учреждениях; лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда).
К сожалению, слово "бомж" в нашем лексиконе появилось еще в советские времена. Человек отбыл срок заключения, а вернуться в семью, в свою квартиру практически не может,- как раз тогда, когда она ему больше всего нужна. И пошло-поехало по замкнутому порочному кругу: нет прописки - нет работы, нет работы - нет прописки; результат - рецидивное преступление или опускание ещё, в общем-то, не потерянного гражданина на самое горькое жизненное дно. Предлагаемое конституционное решение на всей этой позорной проблеме, отнюдь не украшавшей наше общество, ставит жирный красный крест.
В развитие ст.7 из первой главы, ст.33 предоставляет гражданам СССР право на создание автономных трудовых (или творческих) коллективов и самостоятельно функционирующих производственных ячеек неэксплуататорского, непаразитического характера.
Из текста статьи видно, что возможности перед такими ячейками открываются достаточно обширные; однако, хочу всячески подчеркнуть, что они,- по нашему замыслу,- не составляют никакого особого уклада, и при нарушении оговорённых в государственной лицензии условий функционирования подобная ячейка может быть государством буквально растворена, так сказать, без остатка в окружающей экономической среде. Но гражданам, желающим честно попробовать свои силы в самостоятельной производительной деятельности, основанной на их личном труде, такая возможность в социалистическом обществе должна быть предоставлена, и мы предлагаем её предоставить.
В целом,- как вы видите,- социально-экономические гарантии советских граждан в проекте, по сравнению с Конституцией СССР 1977 года, не только полностью сохранены, но существенно приумножены, расширены и углублены. В ещё большей мере это относится к политическим правам.
Ст.34 проекта, о праве граждан СССР на участие во власти, развивает положения ст.3 из первой главы. Здесь важный новый момент, что как одна из форм участия во власти трактуется реализация гражданином права на критику и на проявление творческой инициативы. О праве на критику и на проявление творческой инициативы речь во всех подробностях идёт в 35-ой статье.
Но что значит, вообще говоря, участвовать во власти? Участвовать во власти - это значит иметь реальную возможность влияния на принятие властно-управленческих решений. Каким образом может отдельный гражданин, взятый сам по себе, такое влияние оказать? Соответствующий механизм предлагается в ст.36, которая,- по моему убеждению,- являет собой одну из интереснейших конституционных находок проекта.
Ст.36-ой вводится, в рамках права на критику и на проявление творческой инициативы, право граждан СССР на конструктивный учётихмнения. Дело в том, что при любом обращении гражданина к властям человек должен быть так или иначе, но удовлетворён реакцией власти на его обращение. Или власть должна доказательно убедить гражданина в его неправоте, или она должна пойти навстречу его претензиям, требованиям, предложениям и т.д. Если власть ведёт себя как истина в последней инстанции и не считает нужным даже поинтересоваться, убедила ли она в чём-то обратившихся к ней граждан, или они остались при своём мнении,- то и происходит, в конечном итоге, РАЗРЫВ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ между властью и массами. В обществе начинает накапливаться отрицательный потенциал подавленной личностной неудовлетворённости; со временем он может принять гигантские размеры и сыграть с властью ту трагическую шутку, которой мы были свидетелями у нас в стране. Т.е., в критический момент народ не поднимется на защиту строя, который объективно по всем своим параметрам является ЕГО строем, самым подходящим для данного народа.
Чтобы этого не происходило, предлагается закрепить как конституционную норму, что в любом диалоге гражданина с властью последнее слово должно принадлежать всегда не власти, а гражданину. Соответственно, в ст.36, среди прочего, записано:
"… согласиеили аргументированное несогласие гражданина с принятым по его обращению решением входит в состав решения как подлежащая обязательному учёту часть, в отсутствие которой решение недействительно.
При выражении гражданином несогласногомнения решение официально квалифицируется как несогласованное. Несогласованное решение может выполняться, путём действия или бездействия, принимавшими его организациями и лицами, но эти последние несут обусловленную законом и не имеющую сроков давности ответственность в случае, если оно в дальнейшем обнаружит свою ошибочность (т.е. правильность несогласногомнения гражданина) и этим будет причинён ущерб каким-либо и чьим-либо охраняемым законом интересам."
Ст.37, о праве граждан на объединение в общественные организации, предлагает своего рода соломоново решение на тему о том, как примирить монопартийный, "идеократический" характер социалистического государства с мощнейшей общественной потребностью иметь, в рамках дозволенного, разные партии для выражения различных политических позиций и подходов.
Конкретно, предлагается наряду с Коммунистической партией страны, как особого рода властной структурой, допустить существование других партий как обычных общественных организаций. Естественно, программные установки этих других партий не должны противоречить Конституции СССР. Об особом статусе КПСС речь у нас пойдёт несколько ниже.
Главное в ст.38,- о свободах слова, печати, собраний, митингов, пикетирования, уличных шествий и демонстраций,- это закреплениеза общественными организациями права выпускать и распространять выражающие их позицию печатные издания. Специально оговаривается право доступа для общественных организаций и граждан на радио и телевидение, в массовотиражную прессу. Гражданам предоставляется право издавать за свой счёт малыми тиражами и распространять выражающуюих мнение печатную продукцию.
Товарищи,мы с вами на собственном опыте убедились за истекшие годы, что существование неподцензурной малотиражной печати абсолютно никаких устоев наличествующей в стране власти поколебать практически не в состоянии. Это, можно сказать, закон природы,- поскольку воздействие подобной прессы, да ещё в таком огромном государстве, как наше, лежит попросту за порогом чувствительности общественного сознания. Вряд ли следует опасаться,- поэтому,- что выпуск всех этих газет и брошюр тиражами в несколько тысяч экземпляров составит какую-либо угрозу и для социализма. Вреда от этого большого не будет, а вот пользу поимеем колоссальную, поскольку человек, получивший возможность хотя бы крошечным тиражом обнародовать плоды своих размышлений, уже не чувствует себя безнадёжно ущемлённым, а если его и после этого не читают и не признают, то он должен пенять, опять-таки, на самого себя, а не на Советскую власть.
Статья о свободе научного, технического и художественного творчества имеется и в Конституции 1977 года, но в нашем проекте она дополнена указаниями, во-первых, на то, что гражданам предоставляется возможность отстаивать свою творческую инициативу в рамках ст.ст.35 и 36, а во-вторых,- что если у творческого работника найдутся хотя бы несколько почитателей его таланта, они вправе образовать в рамках ст.33 автономный творческий коллектив и помогать реализовать результаты творчества, не дожидаясь официального признания. Такая норма,- думается,- будет по достоинству оценена определённым контингентом творчески мыслящих людей, поскольку ситуация длительного непризнания новаторских работ в самых разных областях науки, техники и искусства, к сожалению, достаточно типична.
Статья о свободе совести в нашей редакции стала статьей о свободе вероисповедания. Какнам представляется, такая формулировка - гораздо более точная; поскольку, извините, совесть вовсе не с одной религией связана, и даже в первую очередь не с религией.
Кроме отделения церкви от государства и школы от церкви, подчёркнуто, что церковь функционирует в рамках Конституции СССР и что ссылка граждан на принципы исповедуемойими религии не может служить основанием для уклонения от исполненияими своих конституционных обязанностей, равно как для совершения действий, противоправных с точки зрения Конституции СССР. Вводится ответственность за использование предоставляемых церкви возможностей для ведения антисоветской, антисоциалистической агитации и пропаганды.
Ст.41-ой устанавливается возможность защиты любого из конституционных прав и любой из конституционных свобод граждан СССР через суд.
Ст.42 существенно уточняет гарантии неприкосновенности личности. Срок задержания до постановления суда или получения санкции прокурора снижен до 48 часов с фактически имевших у нас место семидесяти двух. Да и вообще сюжет с задержанием в предыдущих Конституциях отсутствовал.
Весьма прискорбной формой репрессивного воздействия на граждан являлось в советское время произвольное направление неугодного властям человека на принудительное психиатрическое освидетельствование,- только потому, что человек этот "показался" ненормальным должностному лицу или партийному боссу, к которому пришел на приём. Ст.42 проекта ставит заслон подобному произволу, определяя, что принудительное психиатрическое освидетельствование гражданина возможно лишь при потере им ориентации в окружающей обстановке до такой степени, когда это угрожает его жизни и физическому здоровьюили жизни и здоровью других лиц.
Сюда же примыкает ст.44, исключающая из медицинской практики диагнозы, которые позволяют квалифицировать инакомыслие какого бы то нибыло рода как душевное заболевание.
Ст.43 запрещает применение правоохранительными органами средств физического воздействия, иначе как в ситуациях обезврежения особо опасных преступников либо при массовых беспорядках, сопровождаемых актами насилия и вандализма. В конституционном порядке запрещается также использование средств и технологий зомбирования - направленного манипулирования поведением людей в обходих сознания.
Ст.45 проекта в развёрнутой форме излагает право граждан СССР на обжалование действийили бездействия должностных лиц, любых официальных органов и учреждений, общественных организаций.
Новелла этой статьи - указание на то, что право на жалобу подлежит судебной защите наряду с другими конституционными правами советских граждан; т.е., что злостное нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб само по себе, уже вне зависимости от содержания жалобы, может явиться предметом разбирательства в суде.
Трактовка конституционных обязанностей гражданина СССР в проекте достаточно традиционна. Соответствующим статьям,- правда,- придано несколько более торжественное и требовательное звучание. Так, если ст.62 Конституции 1977 года обязывала гражданина "оберегать интересы Советского государства", то аналогичная статья проекта - 47-ая - требует от него, чтобы он ставил интересы Советского государства превыше всего.
И ещё заслуживает упоминания здесь новелла ст.49 - конституционный запрет на аборты без объективно установленных показаний к тому.
Со мной могут в данном пункте не согласиться, но, помимо крайне предосудительного морального смысла этой акции (т.е. аборта), имеется и такое соображение: по восстановлении Советской власти нам понадобятся люди, нам нужно будет срочно возмещать убыль населения в результате оккупационного геноцида, и мы не можем себе позволить уже зачатых и готовых родиться детей спускать в канализацию. Неплохо было бы даже ещё и ответственность установить за подстрекательство - в особенности молодых девушек - к абортам, тем паче к стерилизации и т.п. вещам.