Политическое развитие России в 1993 - 2004 гг.
После распада СССР Россия из составной части союзного государства превратилась в самостоятельную федерацию, включающую 89 субъектов. Руководство РФ встало на основы федерализма и децентрализации управления, начало строить российскую государственность. В 1991 г. автономные республики в составе РСФСР заявили о своем суверенитете, а автономные области объявили себя суверенными республиками. В целях сохранения единого государства в марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов Федерации и обозначались границы между ними. 19 июня 1996 г. был принят Закон «О национально-культурной автономии», регламентирующий права национальных меньшинств, не имеющих в пределах РФ своих государственно-территориальных образований.
Осенью 1993 г. разразился политический кризис. 21 сентября Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении в декабре 1997 г. выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции. В результате чего в ряды оппозиции перешел вице-президент А.В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов. Апогеем конституционного кризиса стали события 3-4 октября 1993 г., когда на улицах Москвы произошли вооруженные столкновения, пролилась кровь. В ходе столкновений был расстрелян «Белый дом» в котором находились депутаты Верховного Совета РФ. В этом противостоянии победу одержал Б.Н. Ельцин.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума). Четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, значительное количество голосов получили представители КПРФ (лидер Г.А.Зюганов), 15% голосов было отдано за «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром. В этот же день в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция, по которой Российская Федерация стала президентской республикой. Ликвидировалась система Советов на местах. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти и наделялся существенными законодательными полномочиями (включая право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер- министра).
17 декабря 1995 г. на очередных выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений 5%-й барьер преодолели четыре - КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Наш дом - Россия». Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции Компартии РФ Г. Селезнев стал Председателем Госдумы. 16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б.Н. Ельцин и Г.А.Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу одержал Б.Н. Ельцин, заручившись предварительно поддержкой электората генерала А.И. Лебедя.
На выборах в Государственную Думу 3-го созыва 19 декабря 1999 г. наибольшее количество голосов получили КПРФ и проправительственный блок «Единство» («Медведь»).
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий В.В. Путину, который 26 марта 2000 г. был избран Президентом РФ. С 1998 г. В.В. Путин занимал посты директора ФСБ, одновременно являлся секретарем Совета Безопасности РФ, с августа 1999 г. - Председателя Правительства РФ.
После разграничения полномочий и перехода к выборам губернаторов с 1996 г. федеральное правительство стало считаться с региональным сознанием и усилением местных элит, а также обозначившейся проблемой экономического сепаратизма (неисполнения федеральных законов и указов Президента, постановлений правительства, сокрытие национальных доходов и т.д.).
7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, на них основные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так и слева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б.Грызлов, С.Шойгу, Ю.Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г.Зюганов); ЛДПР (В.Жириновский); «Родина» (С.Глазьев, Д.Рогозин, В.Геращенко).
С приходом к власти В.В.Путина начали происходить изменения в организации государственной власти, призванные повысить ее эффективность. В 2000 г. созданы 7 федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента РФ в округах.
В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов. 7 декабря 2003 г. состоялся референдум об объединении субъектов РФ - Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в один - Пермский край.
Политические преобразования, осуществленные в первый период правления В. Путина, привели к ослаблению автономии практически всех политических институтов. Итоги выборов в Государственную Думу в декабре 2003 г. окончательно закрепили моноцентризм в качестве центрального принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после президентских выборов превращалось в чисто техническую процедуру.
В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трехзвенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло их функциональное разделение: министерствам доверили разработку политики в целом, другим структурам - ее реализацию.
После распада СССР самой горячей точкой России стал Северный Кавказ. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены федеральные войска, что привело к кровопролитной двухлетней войне, которую завершилась в октябре 1996 г. (первая чеченская война). В январе 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран А. Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой.
После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общенациональную проблему. Боевики чеченских бандформирований после серии взрывов в Буйнакске, Москве, Волгодонске встали на путь устрашения российских властей. В качестве ответной меры российское правительство приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы, в 1999 г. началась вторая чеченская война.