Управление качеством товаров. Международная стандартизация (применение стандартов ИСО -9000).
Под управлением качеством продукции понимают методы и деятельность, используемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским, контрактным и иным требованиям, направленные на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организации по стандартизации. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004).
Требования стандартов относятся к:
· Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством;
· Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии;
· Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.
Основополагающим стандартом является документ ISO 9000 "Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества.
Первая модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)".
Вторая модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа".
Третья модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции".
Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:
· работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;
· работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным;
· совершенствующим свои системы управления качеством, например, внедряющим систему всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов
Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
· улучшение экономического положения предприятия;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
· ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
· улучшение важнейших показателей качества продукции;
· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· развитие сервиса.