Понятие и структура правовой культуры
Правовая культура– это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.
Виды правовой культуры:
1) правовая культура общества– это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.
Черты правовой культуры общества:
а) правовая активность населения государства;
б) уровень совершенства законодательства;
в) степень развития юридических норм, литературы и образования;
г) соотношение в праве общечеловеческого и национального начал;
д) эффективность осуществления деятельности правоприменительных органов;
2) правовая культура личности– это культура отдельного человека.
Элементы правовой культуры личности:
а) знание, а также понимание права;
б) отношение человека к праву – привычка, которая выражается в правомерном и законопослушном поведении человека;
в) навыки правового поведения – юридические значимое поведение, которое может выражаться в наличии у человека навыков эффективного использования правовых средств с целью реализации субъективных права и свобод, а также для достижения своих личных целей;
г) правовая психология;
д) правовая идеология;
3) правовая культура социальной группы– специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь, профессиональные группы и т. д.
Черты правовой культуры социальных групп:
а) знание, уважение права и законодательства;
б) соблюдение законности;
в) наличие умения пользоваться предоставленной властью;
г) наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
д) правовое воспитание и обучение;
е) наличие способности быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.
Функции правовой культуры:
1) познавательно–преобразовательная,которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
2) праворегулятивная,которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;
3) ценностно–нормативная,проявляющаяся в различных, имеющих ценностное значение жизненных фактах, которые отражаются в сознании и поступках людей;
4) правосоциализаторская,посредством которой правовая культура проявляется в формировании правовых качеств личности, организации самовоспитания и правового обучения, оказании юридической помощи;
5) коммуникативная,осуществляемая посредством общения граждан в юридической сфере.
42 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ
Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.
Причины возникновения правового нигилизма:
1) особенности в историческом развитии государства;
2) самодержавие и деспотичный характер государственной власти;
4) применение репрессивного законодательства;
5) несовершенство законодательства, правовой системы;
6) отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций;
8) распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества;
9) переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т. д.);
10) несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.
Признаки правового нигилизма:
1) широкое распространение и повсеместность;
2) наличие разнообразных форм его проявления;
3) неподконтрольность;
4) усиление иными видами нигилизма (религиозным, нравственным и т. д.);
5) соединение с различными формами протеста;
6) распространение в литературе, кинофильмах, средствах массовой информации (эстетизация).
Формы выражения правового нигилизма:
1) прямое и сознательное нарушение законов и подзаконных актов (преступления и т. д.);
2) массовое неисполнение и нарушение норм права;
3) распространение антиправовой психологии:
а) возникновение норм, оправдывающих антиправовое поведение;
б) пропаганда жестокости и насилия;
4) «война законов»:
а) создание системы правовых актов, являющейся параллельной по отношению к системе законодательства;
б) противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов (т. е. административно–территориальных единиц);
в) издание государственными органами различных ветвей власти актов, которые являются взаимоисключающими;
5) массовые нарушения прав и свобод человека;
6) низкий авторитет судебных и правоохранительных органов.
Основные направления по борьбе с правовым нигилизмом:
1) укрепление в государстве режима законности;
2) гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
3) обеспечение верховенства основного и иных законов государства;
4) совершенствование правовой системы;
5) обеспечение правового порядка в государстве;
6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7) осуществление в государстве правового воспитания.
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.
Основные формы проявления:
1) нереалистическое отношение к праву;
2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;
3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;
4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;
5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;
6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:
а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;
б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;
в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;
г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.;
7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;
8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.
Причины распространения:
1) особенности в историческом развитии государства;
2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;
3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;
4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;
5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;
6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;
7) юридическая неграмотность и т. д.
Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом:
1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка;
2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;
3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;
4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;
5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;
6) осуществление правового воспитания;
7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.
44 НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕР
Норма права– это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.
Логическое выражение структуры! нормы права – «если…, то…, иначе…».
Структура нормы права:
1) гипотеза– часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:
а) в зависимости от структуры:
– простые(одно условие реализации нормы права);
– сложные(нескольких условий реализации нормы права);
б) в зависимости от способа изложения:
– абстрактные,указывающие на общие условия действия нормы права;
– казуистические,связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;
2) диспозиция– часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:
а) в зависимости от структуры:
– простые(один вариант поведения);
– сложные(несколько вариантов поведения);
б) по степени определенности:
– абсолютно определенные;
– относительно определенные;
– неопределенные;
в) в зависимости от действия:
– управомочивающие,предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
– обязывающие,налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;
– запрещающие,содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;
3) санкция– часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:
а) в зависимости от состава:
– простые(одна мера наказания);
– сложные(несколько мер наказаний);
б) по отраслевому признаку:
– уголовные;
– административные;
– дисциплинарные;
– гражданские и др.;
в) по характеру последствий:
– правовосстанавливающие;
– штрафные;
г) по степени определенности:
– абсолютно определенные,указывающие меру юридической ответственности;
– относительно определенные,устанавливающие низший и высший пределы наказания;
– альтернативные,предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.
Признаки норм права:
1) государственно–властный характер;
2) общеобязательность;
3) формальная определенность;
4) обеспеченность.
Характер нормы права– представительно–обязывающий.