Проблемы государства и права в социологии xix в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформирования общества (автор проекта социократии для всего человечества).
Эпоха. XIX век — век науки; социальные науки стремятся походить по точности изложения на науки естественные. Ограничиться изучением лишь наблюдаемых фактов, исключив тем самым метафизический вопрос о сущности явлений, — вот основа нового «стиля мышления» (философского позитивизма).
Результатом использования философского позитивизма в социальных науках стало появление теорий юридического позитивизма (Иеремия Бентам, Джон Остин, Карл Берг-бом) и социологического позитивизма (Огюст Конт, Герберт Спенсер).
• Биография. Огюст Конт родился в г. Монпелье в католической и монархически настроенной семье. Его отец был чиновником, уполномоченным при главном казначействе Монпелье.' В числе первых О. Конт прошел по конкурсу в Политехническую школу (французское высшее учебное заведение), где учился с 1814 по 1816 г. Когда в апреле 1816 г. правительство временно закрыло Политехническую школу, считая ее рассадником якобинских настроений, Конт возвратился домой и прослушал в университете Монпелье ряд курсов по медицине и физиологии. По возвращении в Париж он начинает зарабатывать на жизнь уроками математики. В течение нескольких лет (1817-1824) Конт был
278Глава 19.Проблемы государства и права в социологии...
секретарем А. де Сен-Симона, оказавшего на его взгляды большое влияние. В 1824 г. Конт продает свою работу «Система позитивной политики» (ч. 1, т. 1) Сен-Симону, который публикует ее без подписи автора. Между ними происходит разрыв.
В 1826 г. Конт начинает читать лекции по курсу позитивной философии.
В 1839 г. Конт впервые употребил термин «социология» (47-я лекция из «Курса позитивной философии»). Он по праву считается основателем социологии как науки. В 1847 г. провозгласил Религию Человечества, а в 1848 г. создал позитивистское общество.
Логическое основание политико-правового учения:
• метод философского позитивизма (социология как на
ука должна ограничиться наблюдением за социальными
фактами в статике и динамике);
• метод проектирования будущего окончательного строя
человечества с учетом закономерностей, открытых социо
логией. Конт считал, «что новая дисциплина будет напря
мую способствовать благоденствию человечества».
Основные работы: «Курс позитивной философии» в б т. (1830-1842); «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (1851-1854); «Общий обзор позитивизма» (1848).
Содержание политического и правового учения. Концепция эволюции форм государственного правления. О. Конт считал, что в первой половине XIX в. во Франции длительный процесс разрушения старой политической системы феодального общества закончился. Формой государственного правления этого общества, по мнению Конта, продолжительное время была «ретроградная аристократия». На смену ей на какое-то время пришла «анархическая республика», которую Конт так же не приемлет, как и «ретроградную аристократию».
«Анархическая республика» для Конта — это результат осуществления в обществе метафизических, т.е. ненаучных, идей, которые овладели умами людей во времена Французской революции. В число этих идей Конт включал:
• идею неограниченной свободы суждения
-> ст. 11 Декларации прав человека и гражданина (1789): «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека».
_____ 19.1. Политико-правовое учение ОгюстаКонта 279
Эта идея, по мнению Конта, ведет к установлению лишь умственной анархии в обществе и мешает его научной реорганизации, так как препятствует установлению какой-либо системы общих идей, без которой не может существовать устойчивое общество;
Конт, имея естественно-научное образование, полагал, что раз нет свободы суждения в физике, не должно быть ее и государственной политике.
• идею абсолютного равенства
-»■ ст. 1 Декларации прав человека и гражданина: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»;
• идею народного суверенитета
-> ст. 3 Декларации прав человека и гражданина: «Источник суверенитета зиждется в нации»;
• идею разделения властей на законодательную, испол
нительную и судебную
-> ст. 16 Декларации прав человека и гражданина: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не произведено разделение властей не имеет конституции».
Конт считал, что «все метафизические системы ограничиваются регулированием объема каждой власти», не делая самого главного, т.е. ничего не говорят о нравственном характере их осуществления. Напротив, только при соци-ократии произойдет следующее: «Каковы бы ни были органы практической власти, ее осуществление приобретает неизменный нравственный характер».
Анархическая республика, по мнению Конта, не может стать окончательной формой государственного правления на Западе. Ей на смену неизбежно придет окончательная форма государственного правления — социократия, которая только и может соответствовать западноевропейскому индустриальному обществу XIX в.
Этой политической реформе должна предшествовать теоретическая «реформа»: создание новой науки — позитивной философии. Эта наука есть «систематизация всего человеческого мышления», «система позитивных теорий по всем отраслям наших реальных знаний». Позитивная философия позволит государственным деятелям установить окончательный, правильный и прочный порядок: «Политика должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении».
Глава 19. Проблемы государства и права в социологии.
280^__________________________________________________
Итак, эволюция форм государственного правления, по Конту, выглядит следующим образом:
«ретроградная аристократия» -> «анархическая республика» -> «социократия».
Критика законодательной политики государства. Конт полагал, что законодательство должно не рождаться из каких-либо априорных понятий представителей законодательной власти, а исходить из общественного опыта, законов развития общества: «...Только угнетения и унижения можно ожидать от всех метафизических утопий, которые представляют общества законодательным прихотям, не принимают в расчет врожденных свойств и добиваются солидарности только путем подавления независимости, как это было в древности».
Конт критиковал Кодекс Наполеона 1804 г., проникнутого духом абстрактного индивидуализма («атомизма»), который противоречит «инстинкту солидарности».
Концепция позитивной философии как науки. Конт считал, что умственный мир человечества в его время находится в критическом состоянии умственной анархии. Поэтому необходимо его объединить на твердой основе позитивных наук, исключив всякие спорные теологические и метафизические вопросы.
Позитивная философия, по мнению Конта, — это иерархия шести позитивных наук, расположенных в направлении все возрастающей сложности: социология; биология; химия; физика; астрономия; математика.
Социологию (науку об обществе) Конт включил в ряд наук о фактах. Социология имеет собственный объект — социальные факты, которые подобны астрономическим или физическим явлениям. Если последние подчиняются неизменным законам, то аналогичные законы, по мнению Конта, должны быть открыты социологией для социальных явлений. Для того чтобы открыть эти законы существования и развития общества, полагал он, необходимо наблюдать за социальными явлениями, исследуя постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми социальными явлениями. Социолог должен пытаться найти ответы на вопрос «как?» и исключить вопрос «почему?» Последний вопрос требует поиска конечной причины, а это уже метафизика: «Признав недоступным всякое исследова-