Международные отношения на балканах и в эгейском архипелаге в крито-микенский период
ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА
Институт истории, международных отношений и социально-политических наук
Кафедра всемирной истории и международных отношений
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям для студентов 1-го курса специальностей "Международные отношения" и "Страноведение"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Древняя история международных отношений стран Европы и Америки" является одной из базовых учебных дисциплин подготовки специалистов по направлению "Международные отношения" и "Страноведение". Хронологически данная дисциплина охватывает большой временной отрезок с II тыс. до н.э. до V в. н. э. – с момента возникновения первых государственных образований на территории Европы и до падения Западной Римской империи. Именно в это время были сформированы фундаментальные основы межгосударственных взаимоотношений, институты реализации внешней политики, которые получат своё дальнейшее развитие в последующие периоды мировой истории.
При этом основное внимание в курсе уделяется изучению моделей и методов международных отношений и внешней политики греко-римской античности, поскольку их традиции повлияли на характер и формы внешней политики европейских государств в эпоху средневековья и Нового времени.
Учебный курс "Древняя история международных отношений стран Европы и Америки" имеет своей целью дать студентам представления о международных отношениях античного периода. Исходя их поставленной цели, в процессе изучения дисциплины, решаются следующие задачи:
· сформировать представление об истории международных отношений как непрерывном процессе, сопровождающем развитие европейской цивилизации;
· проследить формирование и трансформацию международных отношений в средиземноморском регионе в античный период;
· определить общие и особые черты внешней политики Древней Греции и Рима;
· выявить основные факторы, способствовавших формированию структур и методов международных отношений при переходе от племенной организации к государству;
· обозначить институты, формы и средства реализации внешней политики античных государств.
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
историю международных отношений в античную эпоху; хронологию основных событий того периода; специфику внешнеполитических контактов античных государств; причины, обуславливавшие возникновение войн и конфликтов в то время и способы их решения; основные внешнеполитические доктрины Древней Греции и Рима.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
ориентироваться на политической карте античности; работать с научной литературой и источниками, искать необходимую информацию, вычленять главное, делать соответствующие выводы; выявлять специфические и общие черты, присущие внешней политике государств той эпохи.
Важное место в освоение настоящей учебной дисциплины занимают практические занятия. Они представляют собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студенты должны:
· приобрести умение получать новые знания, их систематизировать и концептуализировать;
· оперировать базовыми понятиями учебной дисциплины;
· решать познавательные и учебные задачи;
· логически выстраивать устные и письменные ответы на поставленные задания и вопросы.
Темы практических занятий посвящены вопросам, которые не нашли своего отражения в лекционном курсе или требуют более детального рассмотрения.
Практические занятия по древней истории международных отношений стран Европы и Америки строятся на основе анализа источников по ряду важнейших проблем того периода. Большая часть доступных источников, представленных как в печатной, так и в электронной форме – это сочинения античных авторов. Необходимо научиться определять политические предпочтения автора, время создания источника, степень его полноты и достоверности. Ответы на вопросы, поставленные в плане занятий непременно должны даваться исходя из той информации, которая балы почерпнута при работе с источником. Чтение источников, их комментирование и анализ – обязательные составляющие подготовки к практическому занятию про истории международных отношений в период античности.
Подготовка к практическим занятиям, кроме детального ознакомления с источниками и их анализа, включает в себя также изучение учебных пособий, специальной научной и научно-популярной литературы по той или иной теме. Вначале надо ознакомиться с планами занятий и списком рекомендуемой литературы, в которой можно найти информацию для устного или письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логически выстроить ответ на вопрос информацию необходимо систематизировать. Каждое практическое занятие помимо планов и списка рекомендованных источников и литературы включает в себя также методические рекомендации, которые представляют собой тезисное изложение основных вопросов, на которые следует обратить особое внимание при подготовке к ответу на поставленные вопросы.
При подготовке к занятиям также следует пользоваться географическими картами, атласами, схемами, иллюстрированными материалами. С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путём их формализации необходимо выполнять задания, связанных с построением таблиц тематического содержания.
Общее количество часов практических занятий по дисциплине "Древняя история международных отношений государств Европы и Америки" – 24 часа (12 занятий), из них 10 часов (5 занятий) отводится на рассмотрение международных отношений и внешней политики Древней Греции и 14 часов (7 занятий) – Древнего Рима.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БАЛКАНАХ И В ЭГЕЙСКОМ АРХИПЕЛАГЕ В КРИТО-МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД
План:
1. Цивилизация минойского Крита и её характерные особенности.
2. Ахейское вторжение и образование микенской цивилизации.
3. Дорийское нашествие и гибель микенской цивилизации.
Источники и литература:
Источники:
1. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. д-ра ист. наук Д.Н. Калистова. – М.: Мысль, 1964. – 695 с.
2. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. академика В.В. Струве. – М.: Учпедгиз, 1951. – Т. 2. Греция и эллинизм. – 340 с.
3. Хрестоматия по истории международных отношений. В 5-ти книгах / Сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. – Книга. 1. Древний мир. – 476 с.
4. Гомер Илиада / Гомер; перевод А.А. Жуковского. – Спб.: Наука, 2008. – 574 с.
Литература:
Общие работы:
5. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузишина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 339 с. – (Классический вузовский учебник).
6. Лурье С.Я. История Греции. Курс лекций / С.Я. Лурье; сост., авт. вступ. стат. Э.Д. Фролов. – Спб.: Издательство С-Петербургского ун-та, 1993. – 680 с.
7. Сергеев В.С. История Древней Греции / В.С. Сергеев. – Спб.: Полигон, 2002. – 704 с.
Специальные исследования:
8. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н.э.) / Ю.В. Андреев. – СПБ.: "Дмитрий Буланин", 2002. – 870 с.
9. Бокщанин А.Г. История международных отношений и дипломатии в древнем мире / А.Г. Бокщанин. – М., 1945. – 66 с.
10. Вуд М. Троя. В поисках Троянской войны / Майкл Вуд; пер. с англ. В. Шарапова. – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. – 400с.
11. Кравчук А. Троянская война. Миф и история / А. Кравчук. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1991. – 218 с. – (По следам исчезнувших культур Востока).
12. Тейлор У. Микенцы. Подданные царя Миноса / У. Тейлор. – М.: ЗАО "Центрполиграф", ООО "Внешторгпресс", 2003. – 236 с.
Методические рекомендации:
Зарождение минойской цивилизации на Крите и её характер. Основные этапы развития минойской цивилизации. Подчинение критянами Эгеиды и южных Балкан в эпоху минойской талассократии. Связи минойцев с Египтом и государствами ближневосточного региона. Причины упадка минойской цивилизации. Покорение Крита ахейцами.
Вторжение ахейцев на Пелопоннес, характер и структура микенской цивилизации. Внутриплеменные взаимоотношения и связи ахейцев с внешним миром. Троянская война. Участие ахейцев в коалиции "народов моря".
Дорийское нашествие и гибель микенской цивилизации. Формирование этнической структуры греческого мира. Колонизация Ионии как результат миграции греческих племён.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 часа)