Становление советской государственности(1917-1918)

После прихода к власти первоочередными задачами большевиков стали ликвидация существующих общественных структур, оформление пролетарской государственности, утверждение собственной власти.

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления - городские думы и земства). Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Реализация диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), провозглашенной большевиками, и укрепления их власти требовали создания новой государственной машины.

Деятельность новой власти разворачивалась в неспокойное время. Возникла оппозиция однопартийному правительству. В декабре 17 г. большевики создали коалицию с левыми эсерами - эсеры согласились проводить советскую политику, получили места в правительстве. Это первая и единственная правительственная коалиция сыграла огромную роль в укреплении Советской власти и позиций большевиков - без союза с левыми эсерами было трудно утвердиться в крестьянской России. В январе 1918 г был созван 3 Всероссийский съезд Советов, как заменитель Учредительного собрания. Этот съезд одобрил разгон Учредительного собрания. Съезд принял решение о слиянии Советов рабочих и солдатских и Советов крестьянских депутатов (что поставило крестьянские Советы под контроль рабочих, а фактически - большевиков).

Для защиты революционных завоеваний осенью 1918 г декретами СНК были созданы рабоче-крестьянская милиция, уголовный розыск, образованы суды и революционные трибуналы, создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). В январе была создана Рабоче-крестьянская армия.

Провозглашение Съезда Советов высшим законодательным органом страны не получило полного воплощения на практике. Была ограничена роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Местное управление сосредоточивалось в губернских и уездных Советах. Для контроля за их деятельностью создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие исключительно из сторонников большевиков.10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и провозглашала пролетарский характер Советского государства. Конституция закрепила систему центральных и местных органов советской власти.

Она декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов и шествий). Исходя из своей политической доктрины, в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности. Планировалось постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия были поставлены под государственный контроль. Ими руководил Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), образованный 2 декабря 1917 г Переход предприятий под контроль государства закладывал основы "государственного социализма". В феврале ВЦИК принял "Основной закон о социализации земли", по которому весной 1918 г началась реализация Декрета о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить землю. В мае 1918 г была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изъятие запасов продовольствия у зажиточных крестьян - создавали продотряды, Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Была провозглашена свобода совести. Церковь была отделена от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.

Национальная политика определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г, - Польши, в декабре - Латвии, Литвы и Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. Первоочередной задачей внешней политики был выход из войны. Это диктовалось, как общим стремлением народа к миру, так и неспособностью Советской России продолжать военные действия в силу сложнейшего внутреннего положения. В апреле 1918 г. В И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Германией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей технической интеллигенции (''Очередные задачи Советской власти"). Однако план политики "государственного капитализма" не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков в марте 1918 г. осуществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных политических мер.

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 - в начале 1921 г. получила название "военный коммунизм". Политика "военного коммунизма" включала комплекс мероприятий, затронувший экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Политика "военного коммунизма" привела к уничтожению товарно-денежных отношении. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. В период "военного коммунизма" в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП (б), Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Они перестали быть защитниками интересов рабочих.

Первая задача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе.

Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского – Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционные выступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проекта Временного правительства, исчерпавшего свой потенциал.

Но со всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировой империалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что после разрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяв власть под лозунгом «мира без аннексий и контрибуций», Советы начали переговоры о мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями и контрибуциями).

На фоне непрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахом срочных проблем началось становление нового государства.

Аппарат государства царской России в основном был сломан Февралем. Новый порядок еще не сложился, его заменяли «временные конструкции», т. к. вожди либерально-буржуазной революции заняли позицию «непредрешенчества». Временному правительству пришлось, однако, нарушить этот принцип, объявив 1 сентября 1917 г. Россию республикой, то есть присвоив себе функции законодательного собрания.

Согласно любой теории революции, это «непредрешенчество» было принципиальной ошибкой. Отсутствие у революционеров воли к государственному строительству немедленно ведет к распаду страны и утрате власти. С точки зрения государственного порядка, Советы взяли на себя власть, когда в России во многих системах царил хаос, а другие находились на грани хаоса. Это создавало для новой власти огромные срочные трудности в жизнеобеспечении страны, но в то же время облегчало государственное строительство, поскольку сопротивление старых структур было ослаблено.

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Проявившееся в эпоху становления советского строя «чувство государственности» (иногда даже говорят об «инстинкте»), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а также сложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктрина государственности – особая глава истории русской культуры.

Для самого первого периода (между Октябрем и гражданской войной) отметим следующие характерные моменты:

– Невероятный по обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедур государства и права.

– Высокая динамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.

– Системное видение задач государственного строительства, верное различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевых решений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти и авторитета.

Учитывая материальные и кадровые возможности Советского государства в первый период, историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов.

В качестве аналога для сравнения берется обычно государственное строительство во время Великой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия, финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечив ее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. Во Франции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики, так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системы жизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайней разрухи, с необходимостью остановить катастрофу.

Наши рекомендации