Общественно-политическая жизнь России в первой половине 19 в.

Внутренняя политика Александра I

Предпосылки реформ Александра I

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни.

Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1801-1825), вступившего на престол после убийства Павла I. Он унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. На ее территории проживало около 40 млн. человек. Страна представляла собой конгломерат народов, религий, укладов в промышленности и сельском хозяйстве. Часть правящих слоев общества подумывала об отмене крепостного права, о демократизации власти и на этой основе — бурном развитии промышленности и сельского хозяйства. Россия отставала от ведущих стран Европы в социально-экономическом и политическом отношениях. Присоединение новых территорий также породило ряд проблем, требовавших коренных изменений в государстве. Россия превратилась в качественно новое государственное образование, которое требовало решения назревших проблем. Все это — внутренние факторы, подталкивающие Россию к преобразованиям. Наряду с ними имелись и внешние факторы, которые все сильнее довлели над общественной жизнью государства.

Во-первых, Россия, отставая от Европы, в то же время представляла собой грозную военную силу, часто влиявшую на судьбы стран и регионов. Во-вторых, идеи происходивших на Западе революций все глубже овладевали умами определенной части россиян. Они видели перемены в Западной Европе, шаг за шагом удалявшейся от России. Наиболее влиятельным внешним фактором, определившим начало реформаторства в России в XIX в., стала Великая Французская революция.

Незавидное положение дел России внутри страны и за рубежом, влияние западных идей, проникавших в умы передовых людей, настроения самого императора к либеральным идеям подвели Александра I к мысли о реформах.

Преобразование государственного аппарата

Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, упразднил Тайную экспедицию, запретил применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам. Он разрешил свободный выезд за границу, ввоз книг, открытие частных типографий. Александр объявил широкую амнистию людям, которые пострадали при Павле I, отменил ограничения на торговлю с Англией и регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Во всех этих его шагах сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Вместо Совета при Высочайшем дворе Александр учредил 30 марта 1801 г. Непременный совет — высший совещательный орган из 12 представителей высшей знати. Однако основным центром, в котором появлялись идеи преобразования страны, стал Негласный комитет. Он просуществовал с июня 1801 по сентябрь 1805 гг. В него входили так называемые «молодые друзья» царя графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и князь А. Чарторыйский. Будучи в доверительных отношениях с императором, они обсуждали с ним планы преобразований, высказывали пожелания и советы, нашедшие воплощение в тех реформах, которые проводил Александр I.

Последующие внутриполитические мероприятия Александра I были направлены на упорядочение системы центрального управления, углубление централизации административного аппарата, на создание образованных, профессионально грамотных чиновников. С этой целью с 1802 по 1811 гг. проводилась реформа высших органов управления. В 1802 г. царским указом учреждены 8 первых министерств вместо петровских коллегий: военно-сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Министерства были построены на началах коллегиальности, но при единоличной власти и ответственности министра. Для совместного обсуждения министрами дел государственного управления был учрежден Комитет министров. Первоначально в нем председательствовал император, передоверивший позже эту роль А.А. Аракчееву.

В 1802 г. был реформирован Сенат. Он стал высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Но вся его деятельность находилась в полной зависимости от государя. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он до 1803 г. мог высказывать замечания о соответствии царских указов существовавшим законам. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью. Расширены были права светского обер-прокурора Святейшего Синода. Высшее духовенство уже не собиралось на заседания, а вызывалось на них по усмотрению обер-прокурора.

Определенный вклад в реформирование системы государственного управления внес товарищ (заместитель) министра юстиции М.М. Сперанский, который в 1809 г. представил свое «Введение к уложению государственных законов». В проекте намечался принцип разделения властей: законодательная власть должна принадлежать Государственной думе (планировалось ее избрание в ходе многоступенчатых выборов); исполнительная — министерствам; судебная — Сенату, во главе государства должен был стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. Предлагалось также создать Государственный совет для предварительного рассмотрения законопроектов. Предусматривалось предоставление прав наряду с дворянами купцам, мещанам и государственным крестьянам. Не говоря об освобождении крестьян, он намеревался посредством бюрократических указов ограничить их повинности в пользу помещиков. В рамках сословных прав никто не мог быть наказан без суда, привлечен к произвольным отработкам и лишен собственности.

Проект Сперанского встретил решительную оппозицию консерваторов. Из предложений М.М. Сперанского 1 января 1810 г. начал действовать только Государственный совет. Он состоял из министров и других высших сановников (всего 35 человек), назначаемых царем. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с проводимыми реформами, указывали, какие кадры необходимы для новых правительственных учреждений. Указ от 3 апреля 1809 г. определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Другой указ, от 6 августа 1809 г., устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Например, чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу (до 1810 г. более 31% чиновников имели домашнее образование). Оба указа вызвали резко отрицательную реакцию в среде чиновников.

Активным противником Сперанского, открыто выступавшим против его реформ и выражавшим взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, был известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В 1811 г. он подготовил записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими «Духу народа» и исторической традиции. Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть». По его мнению, «дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных», которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал, вопреки Сперанскому, быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более о людях, нежели о формах».

В 1809 г. Александр I учредил сейм и конституцию в Финляндии, а в 1815 г. даровал конституцию присоединенному к России Царству Польскому, считая это шагом к введению Российской конституции. В 1818 г. последовал конституционный «Устав образования Бессарабской области». В 1818-1820 гг. Н.Н. Новосильцев по поручению царя подготовил «Уставную грамоту Российской империи». Она предусматривала устройство России на федеративных началах с представительными органами власти при разделении властей и равенстве всех перед законом. Однако все эти предложения так к остались проектом. Александр был уверен, что конституция уместна там, где есть гражданственность, порядок, грамотность, добрые нравы. В России он этого не находил, считая, что русский народ не достиг еще «надлежащей зрелости» для учреждения конституционных порядков. С другой стороны, он хорошо знал настроение господствующего класса.

Таким образом, реформы государственного управления, проведенные Александром I, не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.

Крестьянский вопрос

При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьшении своих привилегий. Поэтому правительство в начале XIX в. попыталось уничтожить хотя бы самые уродливые явления крепостничества. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Указом 1801 г. государственным крестьянам, наряду с купцами и мещанами, было разрешено покупать незаселенные земли в собственность и вести на них хозяйство с привлечением наемного труда. Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил монополию дворянства на приобретение земли.

В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки. В 1809 г. отменялось право помещика ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Крестьяне получали право вести различные торговые операции и хозяйственную предпринимательскую деятельность с разрешения помещика.

В 1804—1805 гг. был проведен начальный этап аграрной реформы в Остзейском крае. Крестьяне-дворохозяева становились наследственными и пожизненными держателями своих земель, за которые они должны были нести фиксированные повинности в пользу помещика — барщину и оброк. Был ослаблен произвол помещиков в отношении землевладельцев. Однако этот документ ничего не давал батракам, не имевшим земли. Продолжением реформы явились изменения на протяжении 1816-1819 гг., когда прибалтийские крестьяне получили личную свободу, но без земли. Они вынуждены были арендовать землю у помещика за определенные повинности. Казалось, Прибалтика была пробным камнем для будущей крестьянской реформы в России. Однако, испытывая постоянное сопротивление землевладельцев, император не мог рассчитывать на ее успешное проведение во всей стране. В целом крестьянский вопрос решался так, чтобы не ущемить интересы дворян и одновременно облегчить участь крепостных.

Развитие образования

В первые годы правления Александра I происходили изменения в области образования. Новое правительство приняло решение о единой системе образования. По новой структуре образования все школы делились на четыре ступени: приходские училища для низших слоев населения, уездные двухклассные училища, губернские четырехклассные гимназии, университеты. Предполагалась преемственность в программах между этими учебными заведениями, что давало бы возможность получения полного образования. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. Прогрессивным было введение Университетского устава 1804 г., предоставившего широкую автономию вузам. Были открыты пять новых университетов: Казанский, Харьковский (1804), Виленский (1803), Дерптский (1802), и несколько позднее — Петербургский (1819). На правах университетов были открыты учебные заведения исключительно для дворян: известный Царскосельский лицей, Демидовский лицей в Ярославле, лицей Безбородко в Нежине. К 1805 г. в России было 42 гимназии (не считая Польши и Прибалтики) и 405 уездных училищ.

Несмотря наперечисленные мероприятия, единая система просвещения на практике не осуществлялась. В действительности одна гимназия приходилась на две губернии, одно уездное училище — на 8-10 уездных городов. Приходские школы полностью зависели от благополучия прихода. К тому же денежные субсидии на школы резко сократились с началом войны 1805 г.

Внутренняя политика Александра I в первые годы царствования являлась продолжением «просвещенного абсолютизма» в России, общество уловило либеральные тенденции царствования и ждало более радикальных действий. Но развитие этих тенденций прервалось с нашествием Наполеона. Постепенно стали меняться пристрастия царя. Либеральная политика правительства постепенно сменилась консервативной и даже реакционной. По имени ее проводника — А.А. Аракчеева — она получила название «аракчеевщина». В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 г. в университетах было введено преподавание богословия, начались увольнения политически неблагонадежных профессоров. В 1821 г. в армии создается тайная полиция. В 1822 г. были запрещены масонские и любые тайные общества. В этом же году Александр I утвердил решение Госсовета «Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь».

Наиболее яркими проявлениями «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель их создания — облегчить для бюджета страны тяжесть содержания армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1809 г., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В 1825 г. в военных поселениях находилась 1/3 армии. Военные поселения не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они бунтовали и создавали для самодержавия немало проблем. Таким образом, особенность внутренней политики самодержавия после войны состояла в неспособности осуществить ни одну серьезную реформу, имевшую важное административное значение.

Итоги царствования Александра I

Итогом внутренней политики Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) явилось качественно новое развитие политики «просвещенного абсолютизма». Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но всеже процесс ограничения распространения и даже частичной отмены крепостного права. Александр в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения. Господствующие слои в подавляющем большинстве отвергли шедшие сверху либеральные реформы и новации, что, в итоге, предопределило поворот к реакции. Последнее десятилетие царствования Александра — это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который окончательно утвердился к началу 1820-х годов. Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к ужесточению позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность.

Понятия:

— Автономия — самостоятельность в решении некоторых вопросов, самоуправление.

— Военные поселения — попытка властей совместить военную службу и занять ее сельским хозяйством в русской армии, тем самым сократить военные расходы. Тяжелые условия жизни в поселениях неоднократно приводили к вооруженным бунтам.

— Вольные хлебопашцы — крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей по взаимной договоренности с помещиком на основании указа 1803 г. Условием освобождения могли быть единовременный выкуп, выкуп с рассрочкой платежа, отработка барщины.

— Конституция — основной закон государства, определяющий общественное, государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему и обязанности.

— Лицей — в России XIX в. привилегированное учебное заведение, сопоставимое по уровню подготовки с университетами. Наиболее известен Царскосельский (Александровский) лицей (1811-1917).

— Непременный совет — совещание представителей высшей знати при Александре I «для рассуждения о делах государственных». Учрежден 30.03.1801 года. Совет не имел никакой силы, «кроме силы соображения». Упразднен после образования Государственного совета в 1810 г.

Наши рекомендации