Идейные течения и общественно-политические движения в 30-50- гг. XIX в.
В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народы, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Либеральное направление.На рубеже 30 – 40 гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А. Хомяков, Ю. Самарин и др. Идеологами западников – историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Грановский, К. Кавелин, С. Соловьев, В. Боткин, П. Анненков, Панаев, Корш и др. Представители этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав.
Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России.Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Радикальное направление.Тайные организации первой половины 30-х гг. XIX имели в основном просветительский характер. Вокруг Станкевича, Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось «Сунгуровское общество», названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Петрашевцы.Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечал программу широких демократических преобразований. В 1848 г. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем Герцена. В 30 – 40 гг. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола