Международно-правовое признание. Признание – односторонний акт государства или иного субъекта МП, посредством которого этот субъект соглашается с изменениями международном правопорядке.

Признание – односторонний акт государства или иного субъекта МП, посредством которого этот субъект соглашается с изменениями международном правопорядке.

Противоположным актом является протест, может быть в виде заявлений.

Основными видами международно-правового признания являются:

1.признание государства;

2.признание правительства;

3.признание восставшей (воюющей) стороны;

4.признание национально-освободительных организаций;

5.признание организаций сопротивления и др.

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новоегосударственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства какого-либо государства, пришедшего к власти неконституционным путём (в результате революции, переворота и/или гражданской войны), означает, что прежнее правительство более не считается представляющим данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение прежнего субъекта международного права.

Признание государств и признание правительств именуется в доктрине международного права традиционными видами международно-правового признания; основными критериями признания в данном случае являются независимость признаваемого государства и самостоятельность нового правительства в осуществлении государственной власти. Предварительные или промежуточные виды признания (национально-освободительной организации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в эмиграции) применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании национально-освободительной организации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Объекты признания: границы, международные организации, правопреемство, государства (при появлении нового), воюющие стороны, правительства (при смене правительства неконституционным путем) и т.д.

Формы признания государства:

а) признание де-юре (de jure) – полное официальное признание, влекущее установление дипломатических отношений, может выражаться в издании актов;

б) признание де-факто (de facto) – неполное официальное признание, носит временный харкетр, либо переходи в полное, либо прекращается, его достаточно для установления торговых, консульских отношений;

в) признание разовое (ad hoc) – на данный конкретный случай.

Теории признания государства:

= декларативная – правосубъектность не зависит от факта признания;

= конститутивная – только после признания государство приобретает международную правосубъектность.

Правопреемство в международном праве. Распад СССР и вопросы правопреемства.

Правопреемство – переход прав и обязанностей от одного субъекта МП (правопредшественника) к другому (правопреемнику).

Объекты правопреемства: международные догвооры, границы, имущество, гражданство и т.д.

Нормы, регулирующие правопреемство, образуют институт правопреемства. Его источники международные обычаи, международные договоры участников правопреемства. На уровне ООН были приняты, но не вступили в силу конвенции, закрепившие общепризнанные нормы в сфере правопреемства: Конвенция 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров, Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.

Правила, установленные этими конвенциями:

1) В отношении международных договоров – принцип «чистой доски»: государство-преемник само решает, участвовать ли ему в договорах государства-предшественника.

Исключения:

- если объект договора не имеет никакого отношения к территории государства преемника;

- для участия в закрытых международных договорах нужно согласие участников;

- ограничена свобода решения в отношении договоров, устаналвивающих государственные границы, они нерушимы.

2) Регулируется только собственность государства, решение вопроса о правопреемстве зависит от а) категории имущества (движимое /недвижимое); б) его места нахождения (на территории участников правопреемства или в третьих странах). Имущество, находящееся в третьих странах распределяется на справедливой основе, так же как иное движимое имущество. Недвижимость, находящаяся на территории участников правопреемства, переходит к государству по месту нахождения.

3) Государственные долги – это долги государства перед другими государствами, международными лорганизациями. Делятся на справедливой основе.

4) Государственные архивы отходят тому государству, чьей территории касаются содержащиеся в архивах сведения. Если касаются нескольких государств, то отходят государству по месту нахождения, но оно предоставляет возможность делать копии.

Специфику имело правопреемство после распада СССР (декабрь 1991 г.)

а) все вопросы решались на основе договоров, заключенных в рамках СНГ, хотя и базирующихся на общепризнанных нормах;

б) по ряду вопросов в отношении России выдвинута концепция континуитета, т.е. Россия – государство-продолжатель международной личности СССР: дипломатические связи (МИД разослал письма во все страны, в которых он предложил считать посольства СССР российскими посольствами, а посольства этих стран в СССР посольствами в России); статус постоянного члена Совета Безопасности ООН; международные договоры и членство в международных организациях системы ООН; статус ядерной державы (ядерное оружие из Казахстана, Украины было перевезено в Россию);

в) в качестве критерия «справедливой основы» деления имущества, долгов была выбрана доля каждой республики в ВНП СССР.

Наши рекомендации