Раздел 2. История России с древнейших времен до конца XV века
Ведение(2 часа)
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Моя малая родина – Ставрополь. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Тема 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Славяне и русы на Северном Кавказе Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Тема 12. Русь в IX – первой половине XII в. (9 часов)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 13. Русь в середине XII – начале XIII в. (4 часа)
Начало раздробленности Древнерусского государства. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Тема 14. Русские земли в середине XIII-XIV в. (13 часов)
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.Народы Северного Кавказа после нашествия монголо-татар.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Северный Кавказ в составе Золотой Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема. Формирование единого Русского государства (9 часов)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Взаимоотношения народов Кавказа с Россией. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».
Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – конце XV в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература.
Резерв (2 часа).
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Требования к условиям | Виды контроля | Домашнее задание |
Раздел 1. История средних веков (26 часов) | |||||||
Введение (1 час) | |||||||
1. | Вводная тема. Живое Средневековье | 1 час | Вводная лекция с элементами беседы | Демонстрационный материал: лента времени, схемы, карта «Римская империя и Великое переселение народов» | Устный опрос | Прочитать с.7-12 | |
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (4 часа) | |||||||
2. | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: схемы, презентация, атлас по средневековой истории, карта «Образование Франкского королевства» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §1. Вопросы к параграфу, основные понятия и даты | |
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, схема | Устный опрос, индивидуальный опрос. Задания с кратким ответом | §2. Вопросы к параграфу, основные даты и определения | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 час | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Завоевания Карла Великого», карта «Раздел Франкской империи», атлас по средневековой истории | Устный, фронтальный опрос. Задания с развернутым ответом | §3-4. Вопросы к параграфу, основные определения. Задания в рабочей тетради | |
5. | Англия в раннее Средневековье | 1 час | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: карта, ЦОР по истории средних веков | Устный опрос по тексту параграфа | §5. Вопросы к параграфу | |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2 часа) | |||||||
6. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Культура Византии | 1час | Комбинированный урок с элементами контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал: карта, ЦОР по истории средних веков | Устный и письменный опрос. Задания с кратким ответом | §6-7. Вопросы к параграфу, основные понятия. | |
7. | Образование славянских государств | 1 час | Комбинированный урок с элементами проблемной беседы | Демонстрационный материал: Учебник, карта «Болгарское царство в VII-X вв.», «Образование славянских государств в IX-XI вв.», презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §8. Вопросы к параграфу. | |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа) | |||||||
8. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: карта «Завоевания арабов в VII-IX вв.», ЦОР по истории средних веков | Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом. | §9-10. Вопросы к параграфу. | |
9. | Обобщение и контроль по разделу «Раннее средневековье» | 1 час | Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний | Демонстрационный материал | Письменный опрос. Тестирование | Повторение изученного материала | |
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (1 час) | |||||||
10. | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: схема, презентация | Устный опрос по тексту учебника. Задания с развернутым ответом. | §11-12. Вопросы к параграфу. | |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа) | |||||||
11. | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Развитие ремесла и торговли в Европе XIV в.» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §13-14. Основные даты и понятия. | |
12. | Горожане и их образ жизни | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §15. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (1 час) | |||||||
13. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Первый крестовый поход», карта «Четвертый крестовый поход» | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом | §16-17. Основные даты и понятия | |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов) | |||||||
14. | Как началось и происходило объединение Франции | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Франция в XI-XII вв.». | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом | §18. Вопросы к параграфу | |
15. | Что англичане считают началом своих свобод | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом | §19. Вопросы к параграфу | |
16. | Столетняя война | 1 час | Урок-лекция с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Англия и Франция во время Столетней войны (1337-1453 гг.) | Устный опрос по карте и тексту. Задания с кратким ответом | §20. Вопросы к параграфу. Составить сравнительную таблицу восстаний во Франции и Англии | |
17. | Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV века | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: схемы, презентация | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом | §21. Вопросы к параграфу | |
18. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове» | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом | §22. Вопросы к параграфу | |
19. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом | §23. Вопросы к параграфу | |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа) | |||||||
20. | Гуситское движение в Чехии | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Гуситские войны (1419-1434 гг.)» | Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом | §24. Основные понятия. Вопросы к параграфу | |
21. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Османская империя в XIV-XV вв.», карта «Османская империя в XVI-XVII вв.» | Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом | §25. Вопросы к параграфу | |
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (2 часа) | |||||||
22. | Средневековая культура и наука | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §26-28, 30. Вопросы к параграфу | |
23. | Культура раннего Возрождения Италии | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §29. Вопросы к параграфу | |
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 часа) | |||||||
24. | Средневековая Азия. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Индия и Китай в XI-XVI вв.», карта «Государства доколумбовой Америки» | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §31-32. Вопросы к параграфу | |
25. | Наследие Средних веков в истории человечества | 1 час | Обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний | Демонстрационный материал | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | Прочитать с.277-280 | |
26. | Обобщение и контроль по разделу «Позднее средневековье» | 1 час | Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний | Демонстрационный материал | Письменный опрос. Тестирование | Повторение изученного материала | |
Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XV века (44 часа) | |||||||
Введение (1 час) | |||||||
27-28. | Вводный урок. Наша Родина – Россия. Р/К Моя малая родина - Ставрополь | 1 час | Вводная лекция с элементами беседы. | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос | Прочитать с.6-9 | |
Тема 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов) | |||||||
29-30. | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Р/К Народы Северного Кавказа | 2 часа | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §1. Вопросы к параграфу. | |
31. | Образование первых государств | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.» | Устный опрос по карте и параграфу. Задания с кратким ответом | §2. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
32-33. | Восточные славяне и их соседи. Р/К Славяне и русы на Северном Кавказе | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.» | Устный опрос по тексту параграфа. Задания с развернутым ответом | §3. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
34. | Обобщение по разделу: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Устный и письменный опрос | Повторение | |
Тема 12. Русь в IX – первой половине XII в. (9 часов) | |||||||
35. | Первые известия о Руси | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.» | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §4. Основные понятия. | |
36. | Становление Древнерусского государства | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §5. Вопросы к параграфу | |
37. | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.» | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §6. Вопросы к параграфу | |
38. | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в X – начале XII века» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §7. Вопросы к параграфу | |
39. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в X – начале XII века» | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §8. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
40. | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: схема, презентация | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §9. Вопросы к параграфу | |
41. | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §10. Основные понятия. Вопросы к параграфу | |
42. | Повседневная жизнь населения | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §11. Основные понятия. Вопросы к параграфу | |
43. | Обобщение по разделу: «Русь в IX – первой половине XII в.» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Письменный опрос. Тестирование | Повторение | |
Тема 13. Русь в середине XII – начале XIII в. (4 часа) | |||||||
44. | Политическая раздробленность на Руси | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.» | Устный опрос | §12. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
45. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.» | Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом | §13. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
46. | Новгородская республика | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.» | Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом | §14. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
47. | Обобщение по разделу: «Русь в IX – первой половине XII в.» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Устный и письменный опрос | Повторение | |
Тема 14. Русские земли в середине XIII-XIV в. (13 часов) | |||||||
48. | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Русь в середине XIII века» | Устный опрос по тексту учебника. Задания с развернутым ответом | §15. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
49-50. | Батыево нашествие на Русь. Р/К Народы Северного Кавказа после нашествия монголо-татар | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Русь в середине XIII века» | Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом | §16. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
51-52. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Невская битва» | Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом | §17. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
53. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Р/К Северный Кавказ в составе Золотой Орды | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §18. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
54. | Литовское государство и Русь | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Великое княжество Литовское в XIII-XV веках» | Устный опрос по тексту учебника | §19. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
55-56. | Усиление Московского княжества | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, презентация | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §20. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
57. | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XIV – первой половине XV века» | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §21. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта | |
58. | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §22. Основные понятия. Вопросы к параграфу | |
59. | Обобщение по разделу: «Русские земли в середине XIII-XIV в.» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Устный и письменный опрос | Повторение | |
Тема. Формирование единого Русского государства (9 часов) | |||||||
60. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 час | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Демонстрационный материал: презентация, карта | Устный опрос. Задания с кратким ответом | §23. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
61-62. | Московское княжество в первой половине XV в. | 2 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §24. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
63. | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Устный опрос. Задания с развернутым ответом | §25. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу | |
64. | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Р/К Взаимоотношения народов Кавказа с Россией | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация, карта | Устный опрос. Задания с развернутым ответом. | §26. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Карта | |
65. | Русская православная церковь в XV – начале XVI в. | 1 час | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Тестирование. Письменная работа | Прочитать с.96-100 | |
66. | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 часа | Комбинированный урок с элементами беседы | Демонстрационный материал: презентация | Работа с раздаточным материалом (устно и письменно) | §27. Основные понятия. Вопросы к параграфу | |
67. | Обобщение по разделу: «Формирование единого Русского государства» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Письменный опрос. Тестирование | Повторение | |
68. | Повторительно-обобщающий урок по курсу: «История России с древнейших времен до конца XV века» | 1 час | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрационный материал | Письменный и устный опрос | Повторение | |
69-70. | Резерв | 2 часа |
Учитель: Кондрашова А.А.
«___» ______________ 2016 г.