Тема 4.3. Европейское средневековое общество.
Порядок проведения.
«Мозговой штурм» на тему: «Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феодализм»?
Вопросы для обсуждения:
1. Европейское средневековое общество: структура, особенности развития.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- положение средневекового крестьянина, его быт и повседневная жизнь;
- положение населения средневекового города, корпоративные организации города, статус горожанина, быт и повседневная жизнь средневекового горожанина;
- рыцарство и духовенство средневековой Европы;
- социально-нравственные качества человека средневековья.
2. Культура средневековой Западной Европы: ценности и идеалы.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- христианство как главный фактор формирования средневековой культуры; христианское сознание как основа средневекового менталитета; представления о мире и человеке в Средние века, природа, бог, космос, и чудо в средневековой картине мира средневековья, идея двух Градов, представления об аде, рае, идея чистилища;
- формирование светской культуры: рыцарская культура, городская культура, развитие образования, науки.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
История / П.С. Самыгин [и др.]. Ростов н/Д., 2016.
Хейзинга И. Осень средневековья. М., 2013.
Тема 4.5. Духовная жизнь Византии.
Порядок проведения.
Заслушивание сообщения: Развитие права в Византийской империи.
Вопросы для обсуждения:
1. Место и роль религии в Византийской империи.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- роль язычества в жизни Византии, борьба язычества с зарождающимся христианством;
- пути и этапы распространения восточного христианства, борьба с ересями, иконоборчество;
- положение церкви в государстве, система ценностей православной паствы.
2. Особенности Византийской культуры.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на:
- роль античных традиций, на развитие культуры восточнохристианской цивилизации;
- развитие образования, архитектуры, литературы в Византии;
- влияние Византии на народы разных стран в сфере культурной деятельности.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
Чубарьян А.О. Религии мира. История, культура, вероучение. М., 2006.
История / П.С. Самыгин [и др.]. Ростов н/Д., 2016.
Тема 4.7. Роль ислама в становлении и развитии арабо-мусульманской цивилизации.
Порядок проведения.
Заслушивание сообщения по темам: Мухаммед и его роль в становлении исламской цивилизации.
Вопросы для обсуждения:
1. Арабская культура в развитии мировой цивилизации.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие вопросы:
- памятники арабской культуры;
- влияние арабо-мусульманской цивилизации на европейскую культуру.
2. Отличия развития арабо-мусульманской цивилизации VII-XV веков от европейского средневековья.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- формы землепользования;
- быт разных народов;
- религиозные основы.
Рекомендуемая литература:
Аляутдинов Ш. Ислам в вопросах и ответах. М., 2005.
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
История / П.С. Самыгин [и др.]. Ростов н/Д., 2016.
Матвеев К.П. История ислама. М., 2007.