З. прохождение государственной службы
Важным направлением реформирования государственной службы является создание условий для должностного (служебного) роста государственных служащих. 3а период службы у многих служащик, замещающих государственные должности, происходит неоднократная последовательная смена должностей с момента поступления на службу и кончая увольнением с нее.
Прохождение государственной службы представляет собой важнейгиий элемент института государственной службы, так как на этом временном отрезке и реализуется правовой статус государственного служапдего. Прохожденйе государственной службы - деятельность по комплектованию политических и административных государственных должностей - включает в себя последовательную смену государственными служащими должностей в государственной администрации (ее структурных подразделениях), изменение многих фактических данных, характеризующик государственно-служебное правовое положение служащих (персональные классные чины, воинские и специальные звания, почетные звания, ученые степени и звания, конкретные особенности выполнения служебнык обязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.). Каждый государственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный) путь (карьеру). Поэтому прохождение службь~ на практике всегда также индивидуально.
Таким образом, прохождение госслужбы по своей сути является процессом реализации служащими нормативно-правовых требований, в соответствии с которыми осуществляются их права и обязанности.
Профессор Б.В. Лытов рассматривает различные аспекты прохождения государственной службы: общественный, организационный, правовой, личностный, технологический. Каждый аспект имеет свою специфику.
Общественный аспект отражает социальный смысл и назначение прохождения госслужбы в плане осуществления государственными служащими функций государства и конституционных установлений по защите прав и свобод граждан.
Организационный аспект заключает в себе начала организации прохождения государственной службы.
Правовой аспект имеет своим содержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы.
Личностный аспект выражается в возможности реализации служащими в процессе службы своих способностей и получения их адекватной оценки.
Технологический аспект представляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы15.
Прохождение государственной службы с юридической точки зрения объединяет правовые нормы, устанавливающие следующие вопросы:
- замещение государственных должностей,
- специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, - совместительство,
- реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализации прав,
- порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий,
- поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), - аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе, условия службы,
- социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих,
- основания и способы прекращения государственной службы.
Период прохождения службы подразделяется на ряд этапов, каждый из которых соответствует уровню квалификации работника opгaнa управления, опыту его служебной деятельности, способностям профессионально решать стоящие перед ним задачи. Выделяют следующие этапы прохождения госслужбы:
Адаптационный этап - он носит ярко выраженный приспособительный характер и свойствен служащим, вновь принятым на службу, или в период освоения ими новой должности, что требует от руководителей государственных органов, кадровых служб, опытных служащих оказания всемерной помощи новичкам в их профессиональном становлении, применения по отношению к ним различных форм наставничества, не сковывая, впрочем, их инициативу, способность самостоятельно решать возникающие служебные задачи.
Этап высокопрофессионального исполнения государственной должности. Для этого этапа характерно глубокое знание служащим особенностей своей должности, ее функций, технологий исполнения, высокий уровень профессионализма в выполнении служебных обязанностей. Применительно к этой категории государственных служащих, составляющих основу кадрового состава госслужбы, необходимо применять различные формы стимулирования их служебной деятельности, своевременно перемещать по горизонтали и вертикали, обеспечивать им возможность переподготовки и повышения квалификации, именно прежде всего из них формировать кадровый резерв, помогать расти в профессиональном отношении, что и позволит получить максимальную отдачу от честного и добросовестного выполнения ими служебного долга.
Инновационный этап прохождения службы присущ служащим, которые обладают повышенным уровнем интеллектуального развития, нестандартным подходом к решению служебных задач, поиском и внедрением различного рода новшеств в управленческую деятельность, процесс принятия и реализации решений, что способствует коренным, качественным изменениям в объекте управления, значительно повышает коэффициент его полезного действия.
Этап завершения прохождения государственной службы.
Процессы прохождения государственной службы регулируются федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами. Ими определяются порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий службы, порядок проведения аттестации служащих, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
3аконом «Об основах государственной службы РФ» определено, что право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям.
Согласно статье 32 Конституции, наши граждане имеют равный доступ к государственной службе. Поэтому при поступлении на службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации; отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Эти общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве
собственности. Порядок представления таких сведений определен 3аконом, который предусматривает, что лица, претендующие на выполнение, государственных функций, добровольно принимают на себя установленные 3аконом ограничения. Принятие ограничений, как уже отмечалось, отражается в письменном обязательстве. Лица, претендующие на выполнение государственных или приравненных к ним функций, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем совместном с супругой (супругом) имуществе, о вкладах в банках и о ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков и номеров счетов в них; о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционеров или акционера или совладельца офшорных, других компаний, фондов с указанием процента собственности, о получении в пользование и по доверенности имущества и его стоимости.
Завершение процедуры приема на службу зависит от категории должности, на которую принимается гражданин, от того, кому представлено право решать вопрос по существу, т.е. о приеме на государственную службу и в какой форме.
Закон при этом исходил из категории государственной должности государственной службы и способа ее замещения. О приеме на должность категории «Б» решение принимается руководителем государственного органа по представлению лиц, замещающих государственные должности категории «А», либо уполномоченными ими лицами государственных органов. Например, Положением об Администрации Президента Российской Федерации от 29 января 1996 г. установлено, что Президентом назначаются на должность и освобождаются от должности: Руководитель Администрации, помощники Президента, Секретарь Совета Безопасности, руководители входящих в Администрацию государственных органов, руководимых непосредственно Президентом (ст. 7). Кандидатуры для назначения на должность и предложения об освобождении от должности первого заместителя и заместителей Руководителя Администрации - начальников главных управлений Президента вносятся ему Руководителем Администрации (ст. 10). На государственные должности государственной службы категории «В» 2, 3, 4 и 5-й групп решение принимается по результатам конкурса, а по 1-й группе этой категории, которая (должность) замещается по зачислению (назначению), - соответствующим должностным лицом.
Во всех случаях прием на службу по окончании всей процедуры оформляется приказом по государственному органу о зачислении (назначении) лица на государственную должность государственной службы.
Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» предусматривает, что при поступлении на государственную службу гражданин представляет следующие документы: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование, справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если предусмотрено федеральным законом. Сведения, которые нужно представлять гражданину при поступлении на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.
Специальные федеральные законы могут устанавливать в отдельных государственных органах дополнительные требования к проверке сведений, которые сообщаются гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы (например, при поступлении в Федеральную службу безопасности России).
3аконом «Об основах государственной службы РФ» (ст. 22) предусмотрено замещение вакантной государственной должности государственной службы на конкурсной основе. Правила проведения конкурса определены в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы».
На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс объявляется, если граждане, подавшие заявление на участие в конкурсе, полностью соблюдают условия относительно их поступления на службу (наличие требуемого возраста, отсутствие обстоятельств отказа в приеме на государственную службу, наличие всех требуемых документов). Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
Конкурс проводится в двух формах:
- конкурс документов, если замещаются вакантные государственные должности государственной службы 2-й группы;
- конкурс-испытание, если замещаются вакантные государственные должности государственной службы 3, 4 и 5-й групп;
Для проведения конкурса документов создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
Для проведения конкурса-испытания создается также государственная конкурсная комиссия. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.
Соответствующий орган по вопросам государственной службы публикует в официальных изданиях информацию о дате, месте и об условиях проведения конкурса. Каждый участник конкурса должен быть уведомлен о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной(государственной конкурсной)комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.
Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением или иным актом) государственного органа или его руководителя.
Между актом поступления на службу и увольнением с нее возможны различные перемещения государственного служащего по службе. Они могут быть связаны с различными обстоятельствами - должностной (служебный) или профессиональный рост, обновление или ротация кадров, перемещение на равнозначную должность, при необходимости замещения другой должности, по состоянию здоровья, в связи с возрастом, семейными обстоятельствами, при поступлении на учебу, понижение в должности и т.д.
Каждое перемещение оформляется приказом соответствующего руководителя (должностного лица) с указанием основания перемещения.
В системе государственного управления в России сложился и действует определенный порядок продвижения по службе, основанный на способностях работника, полученной им подготовке, стаже и других факторах. Порядок продвижения и критерии весьма различаются в зависимости от условий найма, вида работы, занимаемой должности. Главные критерии - стаж и качество работы, способность выполнять более ответственную работу, а также состояние здоровья.
Чаще всего продвижение основано на стаже работы. Однако в последние годы наблюдается сдвиг в подходе от стажа к качеству труда. В этой связи все больше распространяются методы оценки качества на основе экзаменов, рейтингов, эффективности и отчетов о прошлой деятельности служащего.
В период прохождения государственной службы в деятельности государственных органов управления и требованиях к руководителям организаций и специалистам происходят существенные изменения. Поэтому предусматривается периодическая аттестация служащих - проверка и оценка их профессиональных, деловых и личных качеств, установление их служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к занимаемым ими государственным должностям государственной службы. Аттестация проводится также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.
В соответствии с Российским законодательством госслужащий подлежит аттестации не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года.
Порядок проведения аттестации устанавливается Положением о проведении аттестации. Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего»17 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления руководствоваться нормами вышеназванного Положения при проведении аттестации государственных служащих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Аттестации не подлежат служащие:
- замещающие должность соответствующей группы менее года;
- достигшие предельного возраста, установленного для замещения должности;
- беременные женщины;
- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
- в течение года с момента присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.
Для подготовки и проведения аттестации руководителем формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации (график доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации); составляются списки лиц, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии (отзыв на аттестуемого, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем).
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин она может провести аттестацию в отсутствие служащего.
Порядок проведения аттестации определяется положением.
По результатам аттестации комиссия может принять одно из следующих решений:
- о повышении государственного служащего в должности;
- о присвоении ему в установленном порядке очередного квалификационного разряда;
- об изменении служащему надбавки за особые условия службы (сложность, надежность, специальный режим работы);
- о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.
В случае признания служащего не соответствующим замещаемой должности он направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую государственную должность, или увольняется при условии отказа от обоих вариантов.
Прекращение государственной службы связано с увольнением служащего, в том числе и в связи с выходом на пенсию.
Прекращение государственной службы может быть осуществлено в соответствии с личным заявлением служащего по основаниям, предусмотренным законодательством:
- призыв или (поступление) на военную службу;
- поступление в учебное заведение;
- истечение срока договора;
- по договоренности между сторонами, заключившими трудовой договор и т.д.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим законом;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) возникновение других обстоятельств, ограничивающих нахождение на государственной службе и др.
Предусмотренное 3аконом увольнение с государственной службы по достижению предельного возраста для нахождения на госслужбе - 60 лет - требует особого рассмотрения. К этому возрасту многие служащие, как правило, еще сохраняют силы, здоровье, энергию, накапливают большой багаж знаний и опыта, который может быть востребован государством и обществом. Не использовать такой потенциал расточительно. В ряде стран (Англия, Германия, США и др.) госслужащие после выхода в отставку используются в качестве консультантов, экспертов, советников, наставников, членов комиссий и т.п. При таком подходе, находясь в отставке, бывший служащий не замыкается в своем домашнем мирке, а сохраняет определенную систему отношений с сослуживцами, со службой. В этом случае реализуется интерес не только бывшего служащего, но и государственного органа, использующего знания и опыт служащего, находящегося в отставке.
В процессе прохождения госслужбы происходит формирование необходимых профессиональных качеств чиновников. На этот процесс оказывают непосредственное воздействие социально-политическая обстановка в стране, система образования и воспитания, практика служебной деятельности, система стимулирования профессионализма, атмосфера служебных отношений и многое другое. Использование руководством органов власти и кадровыми службами этих факторов будет способствовать повышению эффективности процессов прохождения государственной службы.
Создание отлаженного механизма карьерного роста, основанного на совокупности таких факторов, как опыт работы, профессиональные навыки и соответствие занимаемой должности, создает мощный стимул для улучшения работы госслужащих.
Кроме того, перспективы продвижения по службе повысят конкурентоспособность государственных организаций в борьбе с частным сектором, что в свою очередь поднимет авторитет госслужбы в целом.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы отличительные особенности государственной должности Российской Федерации и государственной должности государственной службы?
2. Каково содержание статуса государственной должности государственной службы?
3. В чем суть и значение Реестра государственных должностей?
4. Каково значение классных чинов и квалификацыонных разрядов для повышения профессионализма государственных служащих?
5. Каковы элементы прохождения государственной службы в Российской Федерации и факторы, влияющие на характер ее прохождения?