Государственная служба в системе государственного управления
Государственная служба находится в ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственный аппарат, государственное управление, взаимосвязана с ними и, следовательно, только через влияние на них может проявлять себя, реализовываться, анализироваться и оцениваться. Как государство нельзя изучить, не связывая его с обществом, человеком, с теми изменениями, которые происходят в экономической, социальной, духовной и политической сферах, так и государственную службу нельзя оценивать вне включенности ее во все процессы реализации государственной власти. Главной с этой точки зрения видится взаимосвязь с государственным управлением, ибо государственная служба ориентирована на его осуществление и совершенствование.
Любой вид управления возникает и объективно обусловлен объединением людей и их взаимодействием в рамках такого объединения. Народ, объединенный в государство и взаимодействующий через него со всем мировым сообществом, создает самую важную для его исторического развития систему управленческих отношений и нуждается в очень высоком по качеству управлении. К сожалению, в обществе еще не наступило понимание сущности управления и его огромных возможностей в развитии производительных сил и повышении благосостояния людей.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает; его субъект — государство6. Государство — структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения.
Государственное воздействие — регулирование, это, прежде всего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила и нормы поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономическими, ценностными, нормативными, нравственными), постоянно расширяя сферу их применения.
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобретает определяющее значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, целеустремленности, субординации, а следовательно, рациональности и эффективности в управлении.
Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них является качество социальной связи общества и государства. Обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личностная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным, правовым и демократическим государством. Однако достаточно часто государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы, преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан, и тогда бессмысленно говорить об его усилении.
Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сущность государственного управления. Сегодня, чтобы выполнить свой долг перед обществом — обеспечить национальную и личную безопасность своих граждан, использовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочить распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовые функции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порождены тремя революциями: научно-технической, информационной и управленческой. Как показывают исследования многих ученых, без коренного качественного изменения в области информационно-аналитической концептуальной деятельности государство не может разработать и принять выверенную стратегию развития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики (экономическую, социальную, экологическую, культурную, образовательную и др.), предложить обществу понятный и приемлемый для него курс.
Обществу необходима такая система государственного управления, которая служит его интересам и продвигает развитие общества. В ней должна широко и с пользой применяться современная научная мысль, должны быть созданы условия для свободного творческого поиска оптимальных управленческих решений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по различным областям управления.
Подобный уровень государственного управления должен отличаться следующими характерными чертами:
— глубоким учетом в управленческих решениях и действиях реальных возможностей, конкретных объективных условий и субъективных факторов, динамики и тенденций их изменений;
— ориентацией государственной политики на использование наиболее прогрессивных, проверенных мировой практикой и применимых в российской ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей;
— тесным взаимодействием научной мысли и управленческой практики, развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержанием подготовленности и динамики персонала управления на уровне научного общественного знания;
-— открытостью и восприимчивостью к новым источникам и ресурсам управления, способностью своевременно создавать и осваивать новые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем.
К сожалению, многие преобразования, которые периодически предпринимаются в государственном аппарате, не влияют сколько-нибудь ощутимо на производственную деятельность и бытие народа. Власть приспосабливает аппарат к своим интересам, в том числе и путем создания соответствующей государственной службы.
Россия имеет достаточные ресурсы и резервы для коренного изменения своей жизни в лучшую сторону. Но все упирается в уровень управления, особенно государственного, который продолжает оставаться очень низким. К сожалению, эффективность государственного регулирования часто зависит не от должной ориентации государственных органов, а от динамики действий отдельных руководителей, обеспокоенных судьбой и состоянием страны или подлежащих их ведению управляемых процессов.
Задача повышения уровня управления является комплексной, и определяющее место здесь принадлежит политической системе общества, которая призвана найти, воспитать, возродить, обучить, испытать и привести в политические государственные должности людей действительно высоких общекультурных, профессиональных и личностных качеств.
В России государственной власти всегда принадлежала исключительно большая роль в преобразовании и развитии общества. И в обозримом будущем, по мнению профессора Г.В. Атаманчука, многое будет сохраняться, реформироваться, закрепляться в новом качестве именно благодаря государственной власти. Поэтому нашей стране на всю просматриваемую перспективу исторического развития необходимо сильное, в лучших его параметрах государство. Требуется восстановить достоинство и действенность всего «государственного»: государства, государственной власти, государственного аппарата, государственного управления, государственной службы. Восстановить не только с точки зрения качества кадрового наполнения, но и главным образом в аспекте институциональном.
При решении этой сложной задачи необходимо придать формам и процессам властеотношений и государственного управления демократический, публичный, творческий, интеллектуальный характер, делая их полезными, сознательными и гуманистическими. Государственная власть должна быть рациональной и эффективной, ориентированной на потребности и интересы общества в целом, а в нем — каждого человека.
Современное и будущее российское общество настоятельно требует опережающего государственного управления, т.е. управления интеллектуального, насыщенного, динамичного, творящего новое и активно соединяющего науку с практикой, несущего в общество нравственные ценности. Надо не только сформулировать, но и получить общественное одобрение тех требований, которые общество вправе предъявлять к государственному управлению как общественному явлению и к тем людям, которые ответственны за него и определяют его состояние. Государство должно избавляться от ставших во многом рутинных функций управления или наполнить их новым содержанием, создать условия для решения сложных, наукоемких, творческих и ресурсоемких информационно-аналитических и стратегических задач.
В государственном управлении, связанном исторической судьбой, объединенных в государство миллионов людей, спонтанность недопустима.
Здесь должен действовать разум, основанный на достоверных знаниях, опыте и информации. Современный рационализм в государственном управлении предполагает использование комплексного подхода в анализе и оценке управленческих ситуаций, в исследовании и выборе управленческих решений, в поиске и применении форм, методов и ресурсов их практического использования;
постоянное и упорное стремление к оптимизации всех элементов и взаимосвязей как в субъекте государственного управления (государственном аппарате — системе его органов и их должностных лиц), так и в управляемых объектах — в воспроизводстве общественной системы. Важно понимание того, что общество вступило в эпоху дефицита всех ресурсов и только их оптимальное использование способно поддержать благосостоял ние и надежный социально-экономический и духовный рост;
смещение акцента с материальных, природных и создаваемых людьми ресурсов на ресурсы, заложенные в человеческом потенциале, — в способностях и талантах людей, в их образовании и состоянии здоровья, умении качественно и продуктивно трудиться, в экономичности их потребления, в развитии и полном использовании их творческих, созидательных способностей;
соединение таланта с высокими технологиями, ибо создавать эти технологии и их сполна использовать могут только профессионально подготовленные и высоконравственные люди;
повышение требовательности и ответственности персонала государственных органов за результаты, последствия и эффективность их управленческих решений и действий. О рационализме государственного управления не может быть и речи, если чиновники не знают, зачем они занимают те или иные государственные должности, что и как должны на них делать, к каким состояниям обязаны приводить управляемые объекты или подчиненные им управляемые структуры.
Государственная служба является подсистемой в рамках системы государственного управления. Из этого вытекает, во-первых, невзирая на многообразие и комплексность средств, источников и ресурсов обеспечения рациональности и эффективности государственного управления, решающий вклад в этот процесс вносит государственная служба. Во-вторых, государственная служба должна анализироваться, оцениваться и совершенствоваться под влиянием обратных связей, идущих из состояния, содержания и запросов государственного управления. С точки зрения практических интересов государственного управления должны рассматриваться все проблемы становления современной высокоэффективной государственной службы.
Как институт государственного управления государственная служба должна привнести в него программно-целевой подход, управленческий профессионализм, правовую компетентность, организованность и дисциплину, законность, рациональность и многое другое, в чем нуждается российское общество и государство.
Государственная служба может быть эффективным средством совершенствования государственного управления при условии, если сама хорошо организована. По мнению ученых Российской академии государственной службы, имеется пять блоков проблем, требующих решения:
— законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы Российской Федерации как целостного социально-правового института со своими целями, функциями, организацией и технологией реализации, согласованного по уровням и видам;
— определение контрольных параметров и комплексное социологическое исследование с их помощью состояния государственного аппарата и его кадрового обеспечения, постоянный мониторинг влияния на него процессов развития государственной службы Российской Федерации;
— создание системы профессионального развития всех категорий государственных служащих с охватом всех сторон данной проблемы в рамках страны и международного сообщества;
- отработка структур и технологий управления государственной службы Российской Федерации в целом, по уровням и видам;
— обоснование и введение в практику критериев и процедур оценки социальной эффективности государственной службы Российской Федерации в целом, каждого его уровня и вида, использование их для обратной связи с обществом в целях совершенствования государственного аппарата.
Если общество хочет, чтобы государственная служба стала действенным средством совершенствования государственного управления, оно обязано поставить перед ней достаточно обоснованные, реальные и напряженные цели.
В силу многоаспектности целей государственного управления «дерево целей» государственной службы также должно быть комплексным и включать целевые показатели по следующим направлениям:
— формирование общественно-политических и правовых предпосылок, обеспечивающих продуктивную взаимосвязь органов государственного и местного управления с гражданами и поддержку последними их действий;
— рационализация форм и методов исполнения государственных должностей на базе научной организации соответствующих видов деятельности, использования достижений науки и мирового опыта, применения современных информационных средств;
— обоснование и контроль финансовых и иных материальных затрат по различным уровням и видам государственной службы, определение численности и нормативов издержек по различным государственным должностям;
— разработка проектов и практическая реализация нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих рациональное функционирование государственной службы;
— работа с кадровым потенциалом государственной службы, организация системы профессионального развития государственных служащих;
— организация и координация научных исследований в области государственной службы, формирование и использование информационной сети, разработка и использование критериев рациональности и эффективности государственной службы.
Основное, определяющее, что способствует превращению государственной службы в действенный институт государственного управления, заключается в расширении и укреплении взаимосвязей государственного аппарата с обществом и гражданами на всех уровнях и по всем аспектам. Это взаимодействие должно идти как по линии восприятия и отражения в государственном управлении потребностей, интересов и целей жизнедеятельности общества, так и по линии обратных процессов влияния государства и его органов на сознание, поведение и деятельность людей, а также создаваемые ими структуры.
Во многих странах стабильность государства и преемственность его руководства справедливо связывают с государственной службой. Для этого государственная служба должна быть нейтральной по отношению к любым политическим, философским и религиозным взглядам, социальным слоям и группам, а также должна быть ориентирована только на конституцию и законы и направлять свои усилия на их реализацию.
Государственная служба может быть связана только с государственной политикой, находящей отражение в правовых ситуациях, решениях, практике применения законодательной, исполнительной и судебной властей как формы подчинения государства общенациональным интересам. Только при этих условиях функционирование государственной службы создает известную устойчивость и преемственность механизма законного осуществления целей и функций государства в лице его органов власти.
Фактором укрепления связи между государством и обществом является открытость и ответственность государственной службы перед обществом, гражданами. Для этого необходимо постоянно информировать их об управленческих решениях и действиях, объяснять их смысл и целенаправленность, преодолевать бюрократизм, коррупцию и иные негативные явления.
Важным аспектом развития государственной службы как института государственного управления является деятельностное и социально-психологическое состояние в коллективах государственных органов, нравственность поведения и деятельности государственных служащих. Опасна безнравственность любого человека, ибо она несет непременно беду другим людям, но безнравственность, помноженная на силу власти, ущемляет интересы многих, ведет к трагедии всего общества. Существует несколько правил социально-психологического и этического свойства, которые должны быть приняты государственной службой и строго соблюдаться ею.
Во-первых, правовые нормы и процедуры, традиции и обычаи, нравственные требования и нормы этикета не могут иметь каких-либо исключений или послаблений для кого бы то ни было в иерархии государственных служащих.
Во-вторых, должностные лица каждого вышестоящего уровня должны отличаться набором более высоких качеств, выделяться своим интеллектуальным и нравственным развитием.
В третьих, подлинная служба Отечеству требует от человека полной отдачи. Поэтому в государственной службе признание достоинств и старание человека, определение оснований для продвижения по служебной лестнице должны обязательно ориентироваться на определенный круг заслуг, выступающий критерием оценки и основанием стимулирования.
В четвертых, направленность государственной службы на стабильность государства, на общенациональные интересы, на обслуживание общества предполагает для лиц, ее несущих, определенные самоограничения.
Важно их придерживаться, причем не только по юридическому принуждению (формальное соблюдение закона), но и по внутренним моральным императивам.
Следует отметить, что от государственных служащих требуется новое, современное понимание государственного управления. Имеется в виду инновационное управление, создающее в конечном итоге новое качество управляемых объектов, системы воспроизводства потребительских ценностей, обеспечивающих потребности благосостояния и развития общества. Это предполагает существенное изменение позиции, атмосферы и поведения государственных органов, преодоление бюрократической опеки и становление духа предпринимательства, переход к функциям обновления, развития, инициирования новых форм и методов общественной жизнедеятельности.
Обоснованная государственная-служба возможна только при условии разработки новой философии и новой методологии государственного управления, направленных в будущее и учитывающих его парадигмы. Мировое сообщество разработало на XXI век концепцию устойчивого развития, которая предполагает достижение равновесного взаимодействия человека, общества и природы. Научная мысль достаточно убедительно обосновала биосферную и ресурсную модели мировой системы, предложила параметры изменения происходящих процессов.