Природа и сущность государственной службы
Содержание
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. ГОСУДАРСТОЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 1
ТЕМА 2. государственная СЛУЖБА КАК СИСТЕМА, ЕЕ правовое Регулирование, Основные принципы И виды... 16
ТЕМА 3. должность в структуре государственной службы. прохождение ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.. 32
ТЕМА 4. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА, КАДРОВЬЕ ТЕХНОЛОГИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 54
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.. 68
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. ГОСУДАРСТОЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА, КАДРОВЬЕ ТЕХНОЛОГИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1. Государственная кадровая политика в системе государственного управления.
2. Государственная кадровая политика и государственная служба.
3. Кадровая политика и кадровая работа. Кадровые технологии как средства реализации кадровой работы и управления персоналом госслужбы.
Последний период российской истории характеризуется противоречивостью развития и высоким динамизмом перемен. Изменениями охвачены все сферы: политика, экономика, социальные отношения, духовные ценности и культура. Анализируя все эти перемены, можно констатировать несоответствие декларируемых целей и политических программ реальным результатам. Невольно возникает мысль о недостаточной эффективности государственной управленческой деятельности, низком качестве исполнения решений. В свое время вождь Советского государства выдвинул лозунг: "Кадры решают все!» Лозунг был обусловлен большим дефицитом подготовленных, высокопрофессиональных руководителей. Но, как оказалось, имелись в виду еще и морально‑волевые качества кадров - их дисциплинированность, исполнительность, ответственность, целеустремленность, готовность к самопожертвованию ради выдвинутых целей и ценностей, которые они полностью разделяли.
Содержание
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. ГОСУДАРСТОЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 1
ТЕМА 2. государственная СЛУЖБА КАК СИСТЕМА, ЕЕ правовое Регулирование, Основные принципы И виды... 16
ТЕМА 3. должность в структуре государственной службы. прохождение ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.. 32
ТЕМА 4. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА, КАДРОВЬЕ ТЕХНОЛОГИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 54
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.. 68
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. ГОСУДАРСТОЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Государственная служба не есть вещь в себе и для себя. Она представляет собой институт или подсистему государства, которые призваны обеспечить рациональность и эффективность последнего. Значит, процесс становления государственной службы РФ должен позитивно влиять на социально-экономическое и духовно-культурное развитие страны.
Как известно, российская демократия родилась и овладела властью на отрицании авторитарной бюрократии, возглавляемой партноменклатурой. На 1 декабря 1992 года, когда продолжали действовать советские структуры, численность работников государственного управления составляла 826,5 тыс. человек, или 1,14% от общей численности работающих в народном хозяйстве. На конец 2000 года общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления составила 1163,3 тыс. человек, 1,9% занятого населения Российской Федерации. Управленческий аппарат вырос на 336,8 тыс. человек и продолжает расти.
Вместе с тем в течение всего прошедшего времени этот аппарат государственного управления не сумел овладеть искусством управления рыночной экономикой, не навел элементарного порядка в социальной сфере, где подавляющее большинство людей оказалось за чертой бедности, упустил духовно-культурные и информационные процессы, не обеспечил общественной безопасности, не справился с терроризмом и криминалом, ослабил внешнеполитические позиции страны.
Аппарат законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления стал крайне подвижным, зависящим от персон руководящего звена. Каждый приходит со своей «командой», и происходит это, увы, в рамках законодательства и идеологии государственной службы. Совершенно понятно, как ведет себя в этой ситуации государственный или муниципальный служащий. Он обеспокоен своим благополучием и поиском своей «защиты».
Структуризация и институализация государственных органов власти имеет большое значение, поскольку они должны функционировать постоянно, активно и системно.
В отличие от общественного, в котором многое зависит от позиции личности, от ее желания использовать свою свободу, в государственной службе действуют долг, обязанности, реализация компетентности государственного органа в полном объеме и эффективно.
Государственный аппарат, состоящий из профессионалов-управленцев, призван обеспечить эффективность всего государственного, закрепленного в институтах и изменяемого посредством их. Для этого он должен быть един, целостен, субординирован по вертикали и координирован по горизонтали. При этом одна из ключевых задач состоит в том, чтобы посредством всех возможных ресурсов и действий заложить в государственном аппарате, затем развить и укрепить интеллектуальное ядро, отвечающее уже известным парадигмам XXI века. Для этого необходимо: создание открытой, демократической конкурентной системы, основанной на привлечении в государственный аппарат талантливых людей, осознающих всю меру ответственности за свои действия; обеспечение в самом аппарате творческой атмосферы для раскрытия потенциала каждого государственного служащего; внедрение нормативно-регулируемой служебной карьеры; установление взаимосвязей и взаимной ответственности государственного аппарата и структур подготовки и повышения квалификации государственных служащих; упорядочение изучения и использования зарубежного опыта; ведение персонального стимулирования специалистов, высокопрофессиональных, развивающихся в области государственного управления; популяризация государственной службы.
Аксиомой государственного строительства является обязательное формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам государства, его целям, политическому устройству и функциям. Государство не может существовать без специально созданного аппарата, без эффективной системы государственной службы. Серьезные трудности, возникающие на современном этапе, во многом объясняются игнорированием безотлагательности и сложности задачи формирования качественно новой системы государственной службы.
Актуальность научно-методического осмысливания становления современной эффективной государственной службы обусловлена целым рядом причин.
Во-первых, эффективность деятельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления во всех ветвях государственной власти, состоянием государственного аппарата и, в первую очередь, его кадрового потенциала. Это требует проведения эффективной, основывающейся на необходимой правовой базе кадровой политики, которая должна позволить формировать качественно работающий состав профессиональных чиновников.
Во-вторых, государственная служба представляет весьма сложный комплексный социально-политический и организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей.
В-третъих, необходимо превратить государственную службу в средство формирования правового государства, обеспечивающего необходимые условия его взаимодействия с обществом и отдельным гражданином, а в конкретном плане определяющего масштаб, пределы и задачи регламентации государственно-служебных отношений, правового статуса государственного служащего.
В-четвертых, сложный и комплексный характер государственно-служебных и общественных отношений, возникающих в связи с организацией и функционированием государственных органов власти.
В настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия государственной службы. В Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба — это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти».
Такой подход позволяет изучить цели и функции государственной службы, технологии сбора и обработки информации, выработки и организации исполнения решений и т.д. Однако его недостаточно для установления сущности государственной службы и такая формулировка подвергается справедливой критике.
Служение государству при таком подходе низводится до служения государственному органу. Вследствие этого в стороне остаются проблемы использования государственными службами прерогатив государственной власти, реализации законов государства, а также социальные задачи государственной службы.
Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнять дело, оказывать услугу, защищать интересы.
Предполагалось, что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либо произведенных продуктов. Она заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому служат, и того, кто служит. Более того, — в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу.
В настоящее время многие ученые смотрят на государственную службу шире и предлагают ее понимание как государственно-правового и социального института. Такое понимание требует комплексного подхода, широкого использования знаний философии, политологии, социологии, экономической теории, макро- и микроэкономики, социального менеджмента, государственного и муниципального управления, корпоративной культуры и др.
Только на такой базе можно сосредоточить внимание на освоении практических умений и навыков, конкретных технологиях управленческой деятельности, методах анализа и решения конкретных проблем государственных органов власти.
При изучении государственной службы нужно учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека и др.
В полной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной службы: «государственная служба — это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу» .
Однако громоздкость такого определения позволяет отдать предпочтение понятию, предложенному профессором Г.В. Атаманчуком: «государственная служба — это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах». Исполнение государственных должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов в области общественного управления. Не случайно почти во всех странах говорят об актуальности использования опыта и технологий менеджмента в государственном управлении. Вместе с тем исполнение государственных должностей коренным образом отличается по целому ряду параметров.
Исполнение государственной должности представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.
Таким образом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание, формы и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы, обусловливающие ее значение для государства, общества и граждан.
Во-вторых, исполнение государственной должности предполагает, что лицо, ее замещающее, является носителем определенного мировоззрения, идеологии целостности общенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности в государственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорирование идеалов, ценностей и целей государства быстро обнаруживалось бы и пресекалось.
В-третьих, исполнение государственной должности всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей как непосредственно, так и через принимаемые правовые акты, управленческие решения и организационные действия. Государственная должность требует при ее исполнении высокой профессиональной специальной подготовки, применения обширной информации, разнообразных проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.
В четвертых, исполнение государственной должности — это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат, управление с его стороны должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и, следовательно, любые должности должны таким же образом исполняться. Государственнве управленческое мышление по исполнению государственной должности не может протекать от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянного напряжения.
В-пятых, исполнение государственной должности всегда происходит в установленном правовом режиме, в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм. В этом отношении исполнение государственной должности предопределено.
Государственная служба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы оно было адекватным и эффективным, системно связанным с другими явлениями. Нельзя ни недооценивать, ни переоценивать государственную службу. С ее помощью нельзя решить все проблемы, поскольку это всего лишь один из социально-правовых институтов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиления его влияния на общество. Для того чтобы государственная служба Российской Федерации достигла своих целей, она должна ориентироваться на следующие предъявляемые к ней требования:
— демократический и федеративный характер построения и функционирования;
—целостность государственной службы на всей территории и ориентация всех ее элементов на государственное единство Российской Федерации;
— согласованность концептуальных подходов в правовом регулировании и организации многообразных проявлений государственной службы в различных ее уровнях и видах;
— целенаправленность всех элементов и взаимосвязей государственной службы на обеспечение рациональности и эффективности процессов взаимоотношений в обществе и государственного управления;
— придание государственной службе Российской Федерации общественного авторитета, обеспечение доверия граждан, способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силы страны.
Большой методологический смысл имеет четкое установление верхней и нижней границ государственной службы и в их пределах — ее структуры. Очевидно, что не все формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства могут быть отнесены к государственной службе. В демократическом государстве государственный аппарат должен быть широко и тесно связан с обществом, воспринимать его интересы, настроения, взгляды, получать доверие от общества. Поэтому в нем существует значительное число государственных должностей, имеющих политический характер. Суть таких должностей двояка.
С одной стороны, посредством их исполнения формируется государственная политика, осуществляется нормотворчество и иное нормоустановление. С другой, для них устанавливается особый порядок замещения — выборы обществом или по его поручению представительными органами государственной власти. Перечень государственных должностей политического характера обычно устанавливается в конституциях или иных приравненных к ним государственных актах. Как правило, он очень узок и касается только тех государственных должностей, которые напрямую связывают соответствующие государственные органы с обществом.
В государственном аппарате в целом, в различных государственных органах в силу их большого информационно-технического обеспечения осуществляется широкий круг видов профессиональной деятельности, которые носят вспомогательный, обслуживающий, организационно-технический характер. Для исполнения обязанностей по таким рабочим местам необходима профессиональная подготовка, но она существенно отличается от профессиональной подготовки по государственной службе. Их статус вполне может регулироваться трудовым законодательством.
Таким образом, можно считать, что верхней границей государственной службы являются государственные должности, обладающие политическим характером, а нижней — рабочие места в государственных органах, связанные с организационно-техническим обслуживанием их функционирования.
Как показывает зарубежный опыт, сущностные качества, возможности государственной службы в современных демократических странах сводятся к следующим:
— в государственном аппарате большинство персонала имеет непосредственное отношение к государственной службе, что позволяет видеть в ней огромный созидательный потенциал;
— статус государственных служащих получают лица, профессионально подготовленные для этого, избравшие службу и получившие гарантии ее пожизненности в случае соблюдения принятых на себя публичных обязательств;
— пожизненный профессиональный статус лиц, несущих государственную службу, создает у них заинтересованность в крепком государстве, рациональном и эффективном осуществлении государственной власти, в результативности государственного управления;
— стабильность персонала государственного аппарата обеспечивает предпосылки для становления правового государства, режима законности, должной реализации правовых нормативных актов;
— государственная служба расширяет возможности общества осуществлять контроль законности, рациональности и эффективности реализации государственной власти, организации и функционирования государственного аппарата.
Сегодня речь идет о государственной службе Российской федерации как о качественно новом общественном явлении. Необходимо в конечном счете сформировать государственную службу, соответствующую, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой — условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, плюралистической духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.
Современная государственная служба связана с целями и функциями государства и должна быть ориентирована на исполнение Конституции и законов, на реализацию государственной политики. Для любого общества, самого сложного и разнополярного по социально-культурной ориентации, государство как форма объединения всех граждан всегда едино и единственно, и в нем может осуществляться только одна государственная политика. Она формулируется всем обществом через демократические институты и закрепляется в Конституции, законодательстве и других государственных актах. Если необходимо менять политику, то делать это можно и нужно посредством правовой и организационной основы государственной и общественной жизни.
Вместе с тем существует большая опасность, что под политикой будут пониматься лишь субъективные идеалы, ценности, интересы, цели и поступки различных политиков. Каждый имеет и проводит свою политику и стремится превратить государственную службу в аппарат обслуживания соответствующих политических замыслов и амбиций. К чему подобное ведет, понятно без доказательств.
В настоящее время взаимосвязи между государством и обществом, между государственными органами и гражданами очень сложны, многообразны и динамичны. Поэтому необходима их дифференциация, конкретизация и систематизация, четкий анализ различных видов деятельности, осуществляемой государственными органами или по их поручению другими структурами, и необходимо определиться с тем, что действительно относится к проявлениям государственной власти.
Могут меняться идеалы, интересы, цели, но суть службы остается прежней: обеспечить формирование, поддержание и развитие отношений, важных для определенной совокупности людей — социальных слоев, профессиональных групп, организационных структур, идеологических течений.