Формы и предмет взаимодействия социальных

Партнеров в сфере труда

В практике взаимодействия социальных партнеров используются различные формы. К ним относятся:

· консультации сторон по актуальным проблемам социально-трудовой политики;

· проведение переговоров по вопросам, представляющим взаимный интерес;

· совместное участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов в сфере труда;

· информирование сторон о намерениях или предпринимаемых мерах в области трудовых отношений;

· заключение коллективных договоров, соглашений.

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от уровня социального партнерства выделяют: генеральное соглашение (на республиканском уровне); тарифные соглашения (на отраслевых уровнях); местные соглашения (на уровне области, города, района).

Сторонами соглашения выступают: на республиканском уровне – республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, правительство республики; на отраслевом уровне – соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие отраслевые органы государственного управления (министерства, государственные комитеты, иные органы управления, уполномоченные правительством); на местном уровне – соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

Договорно-регулятивные нормы соглашений между социальными партнерами условно разделяют на две группы: нормы, конкретизирующие и дополняющие законы и подзаконные акта о труде и социальной защите работников; нормы, затрагивающие трудовые отношения, не урегулированные действующим законодательством.

С точки зрения реального воздействия на трудовые отношения в соглашениях выделяют: 1) нормы, выполняющие четко выраженную договорно-регулятивную функцию; 2) положения рекомендательного характера, адресуемые субъектам социального партнерства нижестоящих уровней.

В генеральное соглашение включаются нормы и положения, которые распространяются на все категории работников и слои населения республики. Генеральное соглашение может содержать положения:

· о развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждению трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

· основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

· заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях в зависимости от роста цен;

· обеспечении занятости;

· охране труда и окружающей среды;

· иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные соглашения охватывают своим нормативным воздействием нанимателей и наемных работников той или иной отрасли или группы ведомственно связанных между собой отраслей.

Местные соглашения распространяются на нанимателей и группы профессионально однородных наемных работников, чья деятельность осуществляется в пределах определенной местности.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-экономические гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам:

· организации, условий, оплаты и охраны труда;

· заключения и расторжения трудовых договоров при проведении приватизации и др.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Стороны коллективного договора – работники организации в лице их представительного органа (профессионального союза и иного представительного органа, действующего на основании актов законодательства) и наниматель или уполномоченный им представитель (руководитель организации или лицо, уполномоченное учредительными документами организации или локальным нормативным актом этой организации).

Предметом коллективного договора могут выступать положения:

· об организации труда и повышении эффективности деятельности трудового коллектива;

· нормировании труда, системах оплаты труда;

· размерах тарифных ставок, доплат;

· продолжительности рабочего времени;

· создании здоровых и безопасных условий труда;

· заключении и расторжении трудовых договоров;

· обеспечении занятости, профессиональной подготовке и переподготовке;

· регулировании внутреннего трудового распорядка;

· строительстве и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

· предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

· улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

· создании условий для культурного досуга;

· минимуме необходимых работ, обеспечиваемых при проведении забастовки;

· ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

· гарантиях работникам при разгосударствлении и приватизации;

· ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

· других трудовых и социально-экономических условиях.

В целях повышения роли коллективных договоров, усиления их внутреннего содержания Федерацией профсоюзов Беларуси регулярно разрабатываются в помощь профактиву методические рекомендации по подготовке, принятию и контролю за исполнением коллективного договора.

Важная задача коллективно-договорных отношений – оказание социальной поддержки той части населения, которая в силу объективных причин не всегда может трудоустроиться или обеспечить самостоятельную занятость. К наиболее уязвимым слоям населения на рынке труда объективно относят безработных, молодежь, женщин, инвалидов, работников предпенсионного возраста и др.

Практика использования соглашений для поддержки на рынке труда наиболее уязвимых категорий населения могла бы стать более эффективной при условиях:

· более широкого и заинтересованного участия в разрешении проблем трудоустройства молодежи, инвалидов, женщин и других категорий незащищенного населения объединений нанимателей;

· выделения в содержании соглашений (отдельным разделом) вопросов социальной поддержки конкретных уязвимых слоев трудоспособного населения;

· учета при заключении соглашений отраслевых и региональных особенностей рынка труда и качества трудовых ресурсов;

· повышения роли в данных вопросах генерального соглашения.

Важной формой расширения взаимодействия социальных партнеров в Беларуси выступает включение представителей профсоюзов в состав коллегиальных местных исполнительных и распорядительных органов, а также руководителей ряда членских организаций ФПБ и иных профсоюзных представителей в состав коллегий министерств и государственных комитетов.

Наши рекомендации