Во все времена пропаганда являлась одной из неотъемлемых частей политики государства, особенно тогда, когда государство переживало не лучшие свои времена. Не стала исключением и современная Россия.
У самих россиян слово «пропаганда» вызывает, кроме негативных эмоций, еще и следующие ассоциации: «навязывание, внушение, воздействие на сознание» (12%), «ложь, дезинформация, пустословие» (6%), «информирование», «реклама», «агитация» (по 4%). Наименее популярные — это ассоциации, как ни странно, с политикой, антироссийской деятельностью, деятельностью СМИ, продвижением чьих-то интересов и отдельными странами (США, СССР).
Получается, что население способно распознать и увидеть в большинстве своем лишь наиболее примитивную и явную форму пропаганды, не замечая ее в деятельности СМИ, политике и не связывая с продвижением интересов. Тем не менее, примитивные и явные формы пропаганды постепенно уходят в прошлое, уступая место более изящным приемам. Современные информационные технологии, развивающиеся опережающими темпами, дают беспрецедентные возможности, но основная часть пропаганды идет все равно с помощью телевидения.
Основная часть телепередач, в рамках которой проводится пропаганда — это либо новости, либо ожесточенные ток-шоу с приглашенными экспертами и достаточно известными людьми. Периодически, когда подходит очередная годовщина некого важного события, либо непосредственно после этого события, выходят и специальные фильмы, претендующие на документальность, с интервью первых лиц и участников.
Новости, по данным социологических опросов — наиболее популярная форма получения информации у населения. Новости по телевидению смотрят 58% российских граждан. [15] Поэтому именно новости, особенно новости с претензией на аналитику, являются основным инструментом пропаганды.
Ток-шоу, особенно под видом общественно-политических передач, имеют свои средства влияния на зрителя.
Во-первых, это, конечно же, реакция зала на того или иного выступающего. Ни для кого не секрет, что массовкам на телепередачах время оплачивается — соответственно, деньги необходимо отрабатывать. Не нравится участник, не ту позицию он выбрал — застучать, загудеть, освистать. А если позиция правильная — зааплодировать, даже встать, выкрикнуть пару фраз одобрения. И уже как-то неудобно зрителю у экрана поддерживать неугодного, если столько людей его освистывают.
Во-вторых, если в новостях могут обрезать, то или иное интервью, то в режиме реального времени это становится слишком заметно. Тогда действует базарный прием — кто кого перекричит, тот и прав. У неугодных можно еще отнять микрофон, дать меньше времени. Или, как это часто делает В. Соловьев, перебить выступающего и начать давить на него, отвечать за него и додумывать, тем самым мешая аргументированно высказаться. По существу, ведущий программы перестает быть координатором дискуссии, а активно становится на сторону того или иного выступающего.
В-третьих, это и подбор самих приглашенных, хотя и не всегда. Приглашенные подбираются таким образом, чтобы оппонент про-властному участнику ток-шоу не смог настолько же уверенно, ясно и четко изложить свою позицию. Или хотя бы обладал менее привлекательным имиджем для зрителя (например, говорит с английским акцентом) или менее выразительной харизмой. Под видом общения «на равных» сталкивают сильного оппонента и слабого.
В-четвертых — это тактика «все на одного»: из дискуссии устраивается свора, когда на одного выступающего начинаются нападки со всех сторон. Отбиться при таком давлении практически невозможно, а любые аргументы выглядят как оправдание своей позиции. А позиция оправдывающегося — это слабая, невыгодная позиция.
В-пятых, это, конечно же, использование авторитета самого ведущего либо участника. Так, сам факт достаточно плодотворной работы с первым лицом государства для населения, которое поддерживает лидера, является одним из важных факторов в вопросе принятия решения, на чью сторону встать. Используется «эффект ореола», дающий кредит доверия ведущему либо одному из участников.
С 2014 года в российской пропаганде активно стал использоваться еще один жанр — это претендующий на документальность фильм, в котором для пущей популярности даются интервью с видными и известными политиками. Нельзя не отметить, что подобный инструмент требует значительно большей подготовки и продуманности, чем новостные сюжеты и ток-шоу, но и имеет значительно больший эффект. Если от уровня шума в ток-шоу большинство людей очень быстро устает, а новости можно получить в значительно более спокойной обстановке с помощью Интернета, то фильм, во-первых, вызывает меньше подозрений, а во-вторых, интереснее своей формой, прямым и спокойным диалогом, разговором на одну конкретную тему.
За последнюю пару лет можно назвать три главных представителя данного жанра пропаганды — это фильмы «Миропорядок», «Президент» и «Крым: путь на Родину».
Все эти фильмы построены вокруг одной фигуры — Президента, и формируют именно его имидж. Привлекательность создается за счет переклички с традиционно положительными русскими образами: в фильме о Крыме его представляют, как «собирателя земли Русской», что перекликается со временами Ивана Третьего, во время правления которого, что символично, Русь освободилась от власти Орды. К слову сказать, ярко выраженный антиамериканский настрой фильма, и создание впечатления сильной независимой политики тоже имеет некую перекличку, вроде как освободились от мирового гегемона. В фильме «Президент» главное лицо предстает в образе сильного и самостоятельного правителя, но что интересно — советский период осуждается. Хотя у сторонников идеи строительства СССР-2 под руководством В. Путина в преддверии выхода фильма были весьма большие надежды. Видимо, позиция осуждения СССР выбрана, чтобы не возникло непредвиденных и нежелательных ассоциаций. Вдруг сравнивать начнут результаты индустриализации советских времен и состояние промышленности сегодня, и окажется какая-то уж совсем неудобная картина.
По результатам 2015–2016 гг. самую большую долю аудитории имели «1-ый канал» – 19,4%, «Россия 1» – 17,4%, «НТВ» – 15,5%. Доля аудитории прочих каналов составляет меньше 10%: «Россия 2» – 1,8%, «Россия Культура» – 2,0%, «5-ый канал» – 2,0%, «Россия 24» – 0,8%, «TV Центр» – 3,3%. [19, c.28] При всем этом на финансирование государственных СМИ (а к государственным СМИ относятся телеканалы Russia Today, «НТВ», 1 и 5-ый каналы, а еще холдинг ВГТРК и информационное агентство РИА «Новости») отличаются веские суммы из бюджета. Главный инвестор на телевизионном медиарынке РФ – Газпроммедиа. Совокупная аудитория 2 телевизионных каналов данной медиагруппы – «НТВ» и «ТНТ» – выше аудиторию других медиагрупп и составляет 23,6%. Федеральный канал общественной тенденции «ОТР» – самый юной из представленных в первом мультиплексе. Официально он начал вещание 19 мая 2013 г., хотя его аудитория покуда считается лишь потенциальной, но не реальной.
Любой канал в виде визитной карточки имеет собственную новостную передачу, которая выходит в эфир с особым промежутком. Выпуски новостных программ на ключевых обязательных даровых каналах РФ (кроме «ОТР», где новости выходят круглые сутки каждый час и продолжаются от 5 до 20 минут) практически не закрывают друг друга в масштабах сетки вещания, дозволяя аудитории не выбирать между каналами, а по желанию посмотреть новости на различных каналах поочередно.
Информационно-аналитический аспект телевизионного вещания в РФ смотрится беднее. Из 8 каналов первого мультиплекса систематические информационно-аналитические передачи с политической темой (по достоверным сведениям, на август–сентябрь 2013 г.) имели лишь 4 канала: «1», «Россия 1», «НТВ», «Россия 24».
Аналитические передачи «Первого канала», затрагивающие политическую тему, идут в основном в ночном эфире с периодичностью 1 раз еженедельно: «Политика», «Человек и закон» (общественно-политическая программа с 35-летним стажем), «В контексте» с Максимом Шевченко. Авторская аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым выходила в эфир с 1999 г. Программа «Время» выходит с 2011г. в масштабах вечернего выпуска новостей. Представляет из себя телеиллюстрации к актуальным темам.
Ночной эфир телеканала «Россия 1» предполагает недельные политические шоу Владимира Соловьева «Поединок» (в эфире с 2010 г.) и «Воскресенье вечером» (в эфире с 2012 г.). Жанровое своеобразие «Воскресного вечера» содержится в чередовании разных форм: интервью, дебатов, круглых столов.
Эфир телеканала «НТВ» слишком мало заполнен информационно-аналитическими передачами с политической темой. Тут возможно отметить «Сегодня. Итоговая программа» (в эфире с 2005 г.), а еще нерегулярно выходящие в эфир передачи «Без купюр» и «Профессия репортер».
На обновленном «5-ом канале» по воскресеньям в 18.00 выходит информационно-аналитическая передача «Главное», поднимающая социально-политические темы через призму частных историй. Из сохранившихся до ребрендинга канала, передача «Момент истины» А. Караулова. Строго говоря, политическая тема поднимается в ней ситуативно.
Канал «Россия 24» более нацелен на новостное вещание. В рамках информационных передач выходит блок «Вести. Реплика», в каком политологи Максим Соколов и Александр Привалов подвергают анализу основное событие дня.
Политическая тема поднимается в утреннем эфире на канале «TV Центр» по субботам в передаче «Городское собрание» (11.50) (в эфире с 1999 г.). По повседневности на канале раскрывается место для политических дискуссий. Право высказаться всем жаждущим предоставляется в масштабах ток-шоу «Право голоса».
В начале апреля 2013 г. увидел свет телевизионный канал Совета Федерации «Вместе-РФ». Вначале вещание исполнялось в режиме интернет, с сентября канал стал доступен для подписчиков «Триколор ТВ». Представлены прямые трансляции заседаний палаты, комитетов, парламентских слушаний, новости о событиях в регионах РФ, иностранные политические новости, интервью с ньюс-мейкерами.
Таким образом, телесетка Соединенных Штатов, слабо насыщена выпусками новостей в традиционном их понимании. На трёх из пяти государственных каналах выпуски новостей в прайм-тайм выходят в одинаковое время, исключение составляют новинки публичного вещания. Политическая информация распространяется в масштабах информационных передач «нежного намерения», нацеленных на отдых и сопутствующее информирование людей о текущих событиях. Политические передачи информационно-аналитического порядка представлены в эфире южноамериканских каналов наиболее объемно, по большей части носят ярко воплощенный авторский характер и имеют увеселительный уклон.
Что касается российского телевизионного раздела, то тут представлены частные и муниципальные каналы, хотя в числе обязательных к распространению в основном относят муниципальные СМИ и социальное вещание.
Зачаточное состояние социального вещания пока не позволяет разговаривать о его роли в распространении политической информации. Телевизионный эфир характеризуется высочайшей интенсивностью новостных выпусков в прайм-тайм, они идут в различное время, не перекрывая друг друга на различных каналах. А ниша общественно-политических телепередач переполнена слабо. Четыре из восьми каналов первого мультиплекса, не дают политические передачи. Наибольшее средоточие передач политической тематики на прочих двух каналах – максимум две в неделю.
Глава 2.Политическая тележурналистика на примере каналов «ГТРК Ставрополье» и «Своё-ТВ»