Предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих и органов местного самоуправления

Рассмотрев формы поддержки и взаимодействия некоммерческих организаций, мы поняли, что существуют некоторые проблемы во взаимодействии НКО с органами местного самоуправления. В данной части мы опишем проблемы, которые существуют на данный момент в сфере взаимодействия НКО и местной власти, а так же изложим свои предложения, которые на наш взгляд могли бы усовершенствовать такое взаимодействие.

Для того чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться, для усовершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, необходимо понять какие проблемы существуют в деятельности НКО, а так же чего не хватает органам местного самоуправления для более продуктивного взаимодействия с НКО.

Государство делает достаточно много для того, чтобы наладить отношения с некоммерческим сектором. Так, например, муниципальным образованиям разрешено финансировать социально ориентированные некоммерческие организации. ()Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 5.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Тем не менее, в сотрудничестве местного самоуправления и НКО еще остались некоторые проблемы.

Проблемы взаимодействия, существующие, на муниципальном уровне рассмотрены Р.В. Бабуном:

− «Неготовность чиновников к партнерским отношениям с НКО. Органы муниципального управления часто рассматривают НКО как объект управления, который нужно организовывать и контролировать, что является проявлением командно-административного стиля управления советских времен. НКО, в свою очередь, считают независимость самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть какой-то намек на руководящую роль и контроль со стороны органов власти.

Неопределенность в том, кто в администрации должен взаимодействовать с НКО — специальный отдел или отраслевые структурные подразделения. На процесс взаимодействия органов муниципального управления с организациями третьего сектора влияют также внутренние факторы в среде НКО, такие как наличие или отсутствие лидера, готовность или неготовность к объединению с другими НКО и прочие.

− НКО — поставщики социальных услуг (за исключением образовательных и медицинских услуг) по прежнему поставлены в ситуацию необходимости уплаты НДС. Не смотря на то, что есть отдельные возможности для освобождения от уплаты данного налога, в целом создаются неравные налоговые условия поставщиков услуг разных организационно-правовых форм. К примеру, при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми освобождение предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям. Данное обстоятельство к тому же серьезно ограничивает стимулы для региональных и местных органов исполнительной власти отказываться от сметного финансирования поставщиков социальных услуг. Помимо этого НКО поставлены в неравные условия с иными поставщиками социальных услуг. В отличие от них муниципальные учреждения получают льготы по оплате коммунальных услуг. Государственные и муниципальные учреждения имеют более льготные ставки аренды государственного и муниципального имущества, существует практика предоставления беспроцентных кредитов от муниципальной администрации муниципальным учреждениям ит.д.» [6]

Что касается города Самара, то здесь необходимо говорить о том, что в городе существует орган местного самоуправления, основной задачей которого является взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Анализируя деятельность Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о.Самара, а конкретно его управления по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями, можно выявить следующие проблемы:

1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.

2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.

3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.

4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.

5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.

6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.

7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.

8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.

9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.

10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.

Для того чтобы нагляднее отобразить данные проблемы, а так же предложить их решения, необходимо обратиться в таблице (табл.5).

Таблица 5 -

Проблемы взаимодействия Администрации г.о. Самара и их предполагаемые решения.

  Проблемы     Предлагаемые решения Обоснования необходимости принятия данного решения
1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе. Регулярное информирование НКО о возможных мероприятиях, конкурсах, акциях. Постоянное отслеживание количества НКО в городе. Информирование о возможных льготах для СО НКО. Данные решения помогут увеличить количество НКО, которые будут осуществлять свою деятельность постоянно, а это значит, повысится их привлекательность и популяризируется участие в деятельности НКО у граждан
2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов Активное включение НКО Администрацией г.о.Самара в участие в крупных городских мероприятиях.   Привлечение НКО к участию в городских мероприятиях позволит расширить сферу деятельности НКО и привлечь их к решению социально важных вопросов  
3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.   Привлечение НКО к проектам, реализуемым различными подразделениями Администрации г.о.Самара. Развитие взаимодействия НКО с районными администрациями. Данные решения позволят привлечь НКО к общегородским и внутрирайонным мероприятиям, расширить сферу деятельности для НКО.
4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.   Создание органа, контролирующего качество расходов средств, выделяемых средств НКО. Понимание того, как и на что тратятся средства, выделяемые НКО, поможет фильтровать социально полезные НКО и создавать резерв таких организаций
5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.   Популяризировать деятельность СО НКО и НКО, привлекать добровольцев для развития организации и повышения информированности жителей города. Количество жителей вовлеченных в НКО может говорить о развитом гражданском обществе, а так же положительно отразиться на всех сферах общественной жизни. Может решить проблемы малой занятости всех групп населения.
6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.   Проводить обучающие программы, семинары для обучения руководителей НКО, учитывать зарубежный опыт, участвовать в международных обменах опытом Квалифицированные и заинтересованные в своем деле кадры смогут продвинуть НКО, займутся привлечением инвестиций и популяризацией деятельности НКО.
7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах. Привлечение к деятельности НКО СМИ всех видов, распространение Администрацией города информации о деятельности НКО. Выпуск брошюр и других раздаточных материалов. Высокая информированность населения позволит вовлечь в деятельность НКО большее количество жителей города, развить гражданское общество
8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО. Выпуск методических материалов для работы руководителей НКО Подкованные специалисты смогут эффективнее руководить организацией и самостоятельно проводить консультации по вопросам субсидирования проектов и получении грантов.
9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО. Привлекать СМИ к мероприятиям, проводимым НКО, использовать городские интернет порталы и сайт Администрации города Информирование населения о проводимых социальных мероприятиях повысит спрос на данные мероприятия и решит важные социальные проблемы.
10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами. Привлечение к деятельности НКО интернет СМИ, представителей фондов и спонсоров. Информирование предполагаемых спонсоров о мероприятиях и приглашение к сотрудничеству. Привлечение спонсоров к деятельности НКО позволит снять нагрузку с бюджета города и развивать взаимодействие НКО не только с властью, но и с бизнесом.

Решение данных проблем позволит сделать сектор НКО привлекательным для жителей города, а так же для власти. Некоммерческие организации могут предоставлять качественные услуги населению, что выгодно, прежде всего, органам местного самоуправления. Высококвалифицированные кадры способны повысить популярность НКО, вовлекут в их деятельность жителей города, а самое главное спонсоров, готовых выделять средства на реализацию каких-либо программ и проектов, что снизит нагрузку на бюджет города Самара.

В целом, помимо данных рекомендаций, стоит отметить, что все эти предложения не будут эффективными без пересмотра законодательства, которое регулирует сферу отношений между государством, муниципальным образованием и некоммерческими организациями. Если обратиться к Зарубежному опыту, который был описан ранее, можно отметить полезность вовлечения НКО в решение социальных вопросов.

Необходимо на государственном уровне изменить подход к деятельности НКО, давать им больше свободы и вовлекать в деятельность органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, привлекающие к своей деятельности некоммерческие организации, могут за счет НКО реализовывать многие свои функции, особенно в социальной и общественной сферах.

Выстраивание эффективного взаимодействия с НКО позволяет создавать и усовершенствовать эффективные отношения в гражданском обществе, решать многие социальные проблемы и удовлетворять потребность граждан в самореализации. Необходимо учитывать успешный опыт других регионов и стран, чтобы понимать, в каком направлении выстраивать отношения между властью и некоммерческим сектором.

Как только органы местного самоуправления начнут учитывать наши предложения по совершенствованию взаимодействия с некоммерческими организациями, мы увидим положительные изменения в гражданском обществе, а так же удовлетворенность жителей от происходящих в городе изменений.

Заключение

Некоммерческие организации являются важнейшей составляющей гражданского общества. Они выполняют очень важные социально значимые функции, позволяя, благодаря своей деятельности, снять социальную нагрузку с государства. Помимо этого, некоммерческие организации являются связующим звеном между обществом и властью.

От того, как налажено взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления зависит общее состояние гражданского общества и жителей города. Именно некоммерческий сектор способен регулировать социальные процессы в обществе.

В ходе написания нашей работы нами был произведен анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления в г.о. Самара, на примере Управления по вопросам взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями Департамента общественных и внешних связей г.о. Самара. Мы выявили следующие проблемы:

1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.

2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.

3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.

4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.

5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.

6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.

7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.

8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.

9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.

10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.

Нами были сформулированы предложения по устранению данных проблем. В целом, предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих организаций можно сформулировать так: органам местного самоуправления необходимо чаще привлекать НКО к решению своих вопросов, активнее информировать жителей города о том, кто и при поддержке чего проводит мероприятия на площадках г. Самары. Так же, органам местного самоуправления необходимо заняться обучением, переобучением, повышением квалификации руководителей и членов НКО, выходить на открытый диалог между властью и некоммерческим сектором, создавать методические материалы, способные помочь НКО.

В ходе выполнения работы мы так же решили все поставленные нами задачи, а именно:

− Изучили теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций;

− Изучили формы взаимодействия, существующие между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями;

− Рассмотрели опыт по взаимодействию власти с некоммерческим сектором в зарубежных странах;

− Узнали, какие органы местного самоуправления в г. Самара взаимодействуют с некоммерческими организациями;

− Узнали, какие формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления существуют на данный момент;

− Выявили проблемы во взаимодействии с некоммерческими организациями и предложили их решение.

Для лучшего понимания того, каким образом в г. Самара происходит взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, мы рассмотрели две муниципальные программы, которые проводились Департаментом общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара, а именно, программа «Самара многонациональная» и «Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». В реализации данных программ Департамент являлся ответственным исполнителем, осуществлял консультирование, непосредственную работу с руководителями некоммерческих организаций, осуществлял финансовую поддержку, привлекал к взаимодействию другие муниципальные органы.

Необходимо так же уточнить, что взаимодействуют с некоммерческими организациями не только Департамент общественных и внешних связей, но и Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара, Департамент образование Администрации городского округа, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара. Все они осуществляю взаимодействие с НКО в рамках реализации своих полномочий: привлекают НКО к проведению мероприятий, решению некоторых вопросов, участвуют в финансировании проектов и программ, осуществляемых некоммерческими организациями.

Помимо этого, в ходе написания выпускной квалификационной работы, мы изучили такие формы поддержки некоммерческих организаций, как гранты и субсидии. Узнали виды субсидирования организаций: авансирование и возмещение. А так же условия предоставления грантов и субсидий некоммерческим организациям в г. Самара.

В заключение, необходимо сказать о важности развития и совершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, ведь как только такое взаимодействие будет налажено, и НКО станут помощником муниципальных образований. Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Благодаря такому сотрудничеству снижается социальная напряженность в муниципальном образовании, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные источники финансирования путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности. Перекладывая на НКО часть своих полномочий, государство подчеркивает важность развития гражданского общества в России. От эффективного взаимодействия власти с некоммерческим сектором зависит благосостояние всего общества.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) ГК РФ // СПС «КонсультантПлюс»;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс»;

4. "О некоммерческих организациях": Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;

5. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;

6. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»: Закон Самарской области от 5 марта 2005 года №77-ГД // СПС «КонсультантПлюс»;

7. "Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара": Постановление Администрации городского округа Самара от 14.04.2014 № 454 // СПС «КонсультантПлюс»;

8. «О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара»: Постановление Главы городского округа Самара от 04 февраля 2009 года № 95 (с изменениями на 11 марта 2014 года) // СПС «КонсультантПлюс»;

9. "Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций": Муниципальная программа городского округа Самара, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.04.2014 № 507 // СПС «КонсультантПлюс»;

Литература

10. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: Учебное пособие / Стандарт третьего поколения. – СПб,2012. – 128 с.;

11. Блинова Н.В. О природе взаимодействия власти, бизнеса и общества. //Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. - № 20. – С. 54-56;

12. Володин А.Г. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. - М., 2015. – 215 с.;

13. Носаненко Г. Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2014, – № 23. С. 12-15;

14. Гукова И.Н. взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2013, – № 3. С. 8-9;

15. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. / Общественная палата Российской Федерации, – М., 2016. – 15 с.;

16. Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах // Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 2013г. – 80 с.;

17. Кулькова В.Ю. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. – С. 7-20;

18. Лычак К.Д. НКО-участники рынка социальных услуг / Ресурсный центр, Ростов-на-Дону, 2016. – 56 с.;

19. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики, 2014. № 7.– С. 13-22;

20. Макаренко О.В., Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М, 2014. – 274 с.

21. Мерсиянова И.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора // Сборник научных статей ко Второму семинару Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Новосибирск, 2015. – С. 9-10;

22. Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества. – М., 2013. – 59 с.

23. Методические рекомендации по составлению заявок на получение гранта в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию социально значимых проектов (программ). - Самара, 2015. - 23 с.

24. Методические рекомендации по оформлению финансовых документов для получения субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара национально-культурными объединениями. - Самара, 2015. - 12 с.

25. Лапина Г., Леонова И. О взаимодействии организации третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики //Сборник статей памяти А. Крыштановского. - М., 2014. – С. 114-120;

26. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. Международный опыт государственной поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014, № 16. – С. 73-85;

27. Решетников С.В. Политология. Минск: ТетраСистемс, 2014. – 448 с.;

28. Рудник Б.Л. Негосударственные некоммерческие структуры и их взаимодействие с государством // Экономика общественного сектора: учебное пособие под ред. Е.Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея, М: ТЕИС-2012, - С. 126-128;

29. Рудник Б.Л. Поддержка Третьего сектора в регионах России. М.: Институт некоммерческого сектора, 2013. – 125 с.

30. Социальное партнерство: взаимные обязательства сторон. М.: КСОРР, 2012. – 74 с.

Интернет-ресурсы

31. «Третий сектор» возвращают людям: СМИ об исследованиях – URL: http://flb.ru/info /54173.html (дата обращения: 08.05.2017);

32. Государственная политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций. – URL: http://www.demokratia.ru (дата обращения: 22.05.2017);

33. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области за 2015 год. - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);

34. Ежегодный доклад Общественной палаты Самарской области «Состояние гражданского общества в Самарской области в 2015 году». - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);

35. Официальный сайт Администрации г.о. Самара. -URL:http://samadm.ru/ authority/the_department_of_public_and_external_relations_/about-managing/ (дата обращения: 29.05.2017);

36. Политика: Фонд Костина призывает НКО сменить ориентацию. – URL: http://civilfund.ru/article/1077 (дата обращения 12.05.2017).

37. Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития. – URL: http://civilfund.ru/mat/view/20 (дата обращения 08.05.2017);

38. Электронная энциклопедия «Академик». – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ru wiki/228326 (дата обращения: 17.05.2017);

39. Электронный ресурс Новаинфо. -URL:http://novainfo.ru/article/12334 (дата обращения: 05.06.2017).

Наши рекомендации