Предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих и органов местного самоуправления
Рассмотрев формы поддержки и взаимодействия некоммерческих организаций, мы поняли, что существуют некоторые проблемы во взаимодействии НКО с органами местного самоуправления. В данной части мы опишем проблемы, которые существуют на данный момент в сфере взаимодействия НКО и местной власти, а так же изложим свои предложения, которые на наш взгляд могли бы усовершенствовать такое взаимодействие.
Для того чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться, для усовершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, необходимо понять какие проблемы существуют в деятельности НКО, а так же чего не хватает органам местного самоуправления для более продуктивного взаимодействия с НКО.
Государство делает достаточно много для того, чтобы наладить отношения с некоммерческим сектором. Так, например, муниципальным образованиям разрешено финансировать социально ориентированные некоммерческие организации. ()Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 5.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Тем не менее, в сотрудничестве местного самоуправления и НКО еще остались некоторые проблемы.
Проблемы взаимодействия, существующие, на муниципальном уровне рассмотрены Р.В. Бабуном:
− «Неготовность чиновников к партнерским отношениям с НКО. Органы муниципального управления часто рассматривают НКО как объект управления, который нужно организовывать и контролировать, что является проявлением командно-административного стиля управления советских времен. НКО, в свою очередь, считают независимость самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть какой-то намек на руководящую роль и контроль со стороны органов власти.
Неопределенность в том, кто в администрации должен взаимодействовать с НКО — специальный отдел или отраслевые структурные подразделения. На процесс взаимодействия органов муниципального управления с организациями третьего сектора влияют также внутренние факторы в среде НКО, такие как наличие или отсутствие лидера, готовность или неготовность к объединению с другими НКО и прочие.
− НКО — поставщики социальных услуг (за исключением образовательных и медицинских услуг) по прежнему поставлены в ситуацию необходимости уплаты НДС. Не смотря на то, что есть отдельные возможности для освобождения от уплаты данного налога, в целом создаются неравные налоговые условия поставщиков услуг разных организационно-правовых форм. К примеру, при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми освобождение предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям. Данное обстоятельство к тому же серьезно ограничивает стимулы для региональных и местных органов исполнительной власти отказываться от сметного финансирования поставщиков социальных услуг. Помимо этого НКО поставлены в неравные условия с иными поставщиками социальных услуг. В отличие от них муниципальные учреждения получают льготы по оплате коммунальных услуг. Государственные и муниципальные учреждения имеют более льготные ставки аренды государственного и муниципального имущества, существует практика предоставления беспроцентных кредитов от муниципальной администрации муниципальным учреждениям ит.д.» [6]
Что касается города Самара, то здесь необходимо говорить о том, что в городе существует орган местного самоуправления, основной задачей которого является взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями.
Анализируя деятельность Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о.Самара, а конкретно его управления по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями, можно выявить следующие проблемы:
1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.
2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.
3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.
4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.
5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.
6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.
7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.
8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.
9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.
10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.
Для того чтобы нагляднее отобразить данные проблемы, а так же предложить их решения, необходимо обратиться в таблице (табл.5).
Таблица 5 -
Проблемы взаимодействия Администрации г.о. Самара и их предполагаемые решения.
Проблемы | Предлагаемые решения | Обоснования необходимости принятия данного решения |
1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе. | Регулярное информирование НКО о возможных мероприятиях, конкурсах, акциях. Постоянное отслеживание количества НКО в городе. Информирование о возможных льготах для СО НКО. | Данные решения помогут увеличить количество НКО, которые будут осуществлять свою деятельность постоянно, а это значит, повысится их привлекательность и популяризируется участие в деятельности НКО у граждан |
2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов | Активное включение НКО Администрацией г.о.Самара в участие в крупных городских мероприятиях. | Привлечение НКО к участию в городских мероприятиях позволит расширить сферу деятельности НКО и привлечь их к решению социально важных вопросов |
3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий. | Привлечение НКО к проектам, реализуемым различными подразделениями Администрации г.о.Самара. Развитие взаимодействия НКО с районными администрациями. | Данные решения позволят привлечь НКО к общегородским и внутрирайонным мероприятиям, расширить сферу деятельности для НКО. |
4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО. | Создание органа, контролирующего качество расходов средств, выделяемых средств НКО. | Понимание того, как и на что тратятся средства, выделяемые НКО, поможет фильтровать социально полезные НКО и создавать резерв таких организаций |
5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО. | Популяризировать деятельность СО НКО и НКО, привлекать добровольцев для развития организации и повышения информированности жителей города. | Количество жителей вовлеченных в НКО может говорить о развитом гражданском обществе, а так же положительно отразиться на всех сферах общественной жизни. Может решить проблемы малой занятости всех групп населения. |
6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО. | Проводить обучающие программы, семинары для обучения руководителей НКО, учитывать зарубежный опыт, участвовать в международных обменах опытом | Квалифицированные и заинтересованные в своем деле кадры смогут продвинуть НКО, займутся привлечением инвестиций и популяризацией деятельности НКО. |
7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах. | Привлечение к деятельности НКО СМИ всех видов, распространение Администрацией города информации о деятельности НКО. Выпуск брошюр и других раздаточных материалов. | Высокая информированность населения позволит вовлечь в деятельность НКО большее количество жителей города, развить гражданское общество |
8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО. | Выпуск методических материалов для работы руководителей НКО | Подкованные специалисты смогут эффективнее руководить организацией и самостоятельно проводить консультации по вопросам субсидирования проектов и получении грантов. |
9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО. | Привлекать СМИ к мероприятиям, проводимым НКО, использовать городские интернет порталы и сайт Администрации города | Информирование населения о проводимых социальных мероприятиях повысит спрос на данные мероприятия и решит важные социальные проблемы. |
10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами. | Привлечение к деятельности НКО интернет СМИ, представителей фондов и спонсоров. Информирование предполагаемых спонсоров о мероприятиях и приглашение к сотрудничеству. | Привлечение спонсоров к деятельности НКО позволит снять нагрузку с бюджета города и развивать взаимодействие НКО не только с властью, но и с бизнесом. |
Решение данных проблем позволит сделать сектор НКО привлекательным для жителей города, а так же для власти. Некоммерческие организации могут предоставлять качественные услуги населению, что выгодно, прежде всего, органам местного самоуправления. Высококвалифицированные кадры способны повысить популярность НКО, вовлекут в их деятельность жителей города, а самое главное спонсоров, готовых выделять средства на реализацию каких-либо программ и проектов, что снизит нагрузку на бюджет города Самара.
В целом, помимо данных рекомендаций, стоит отметить, что все эти предложения не будут эффективными без пересмотра законодательства, которое регулирует сферу отношений между государством, муниципальным образованием и некоммерческими организациями. Если обратиться к Зарубежному опыту, который был описан ранее, можно отметить полезность вовлечения НКО в решение социальных вопросов.
Необходимо на государственном уровне изменить подход к деятельности НКО, давать им больше свободы и вовлекать в деятельность органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, привлекающие к своей деятельности некоммерческие организации, могут за счет НКО реализовывать многие свои функции, особенно в социальной и общественной сферах.
Выстраивание эффективного взаимодействия с НКО позволяет создавать и усовершенствовать эффективные отношения в гражданском обществе, решать многие социальные проблемы и удовлетворять потребность граждан в самореализации. Необходимо учитывать успешный опыт других регионов и стран, чтобы понимать, в каком направлении выстраивать отношения между властью и некоммерческим сектором.
Как только органы местного самоуправления начнут учитывать наши предложения по совершенствованию взаимодействия с некоммерческими организациями, мы увидим положительные изменения в гражданском обществе, а так же удовлетворенность жителей от происходящих в городе изменений.
Заключение
Некоммерческие организации являются важнейшей составляющей гражданского общества. Они выполняют очень важные социально значимые функции, позволяя, благодаря своей деятельности, снять социальную нагрузку с государства. Помимо этого, некоммерческие организации являются связующим звеном между обществом и властью.
От того, как налажено взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления зависит общее состояние гражданского общества и жителей города. Именно некоммерческий сектор способен регулировать социальные процессы в обществе.
В ходе написания нашей работы нами был произведен анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления в г.о. Самара, на примере Управления по вопросам взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями Департамента общественных и внешних связей г.о. Самара. Мы выявили следующие проблемы:
1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.
2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.
3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.
4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.
5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.
6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.
7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.
8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.
9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.
10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.
Нами были сформулированы предложения по устранению данных проблем. В целом, предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих организаций можно сформулировать так: органам местного самоуправления необходимо чаще привлекать НКО к решению своих вопросов, активнее информировать жителей города о том, кто и при поддержке чего проводит мероприятия на площадках г. Самары. Так же, органам местного самоуправления необходимо заняться обучением, переобучением, повышением квалификации руководителей и членов НКО, выходить на открытый диалог между властью и некоммерческим сектором, создавать методические материалы, способные помочь НКО.
В ходе выполнения работы мы так же решили все поставленные нами задачи, а именно:
− Изучили теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций;
− Изучили формы взаимодействия, существующие между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями;
− Рассмотрели опыт по взаимодействию власти с некоммерческим сектором в зарубежных странах;
− Узнали, какие органы местного самоуправления в г. Самара взаимодействуют с некоммерческими организациями;
− Узнали, какие формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления существуют на данный момент;
− Выявили проблемы во взаимодействии с некоммерческими организациями и предложили их решение.
Для лучшего понимания того, каким образом в г. Самара происходит взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, мы рассмотрели две муниципальные программы, которые проводились Департаментом общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара, а именно, программа «Самара многонациональная» и «Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». В реализации данных программ Департамент являлся ответственным исполнителем, осуществлял консультирование, непосредственную работу с руководителями некоммерческих организаций, осуществлял финансовую поддержку, привлекал к взаимодействию другие муниципальные органы.
Необходимо так же уточнить, что взаимодействуют с некоммерческими организациями не только Департамент общественных и внешних связей, но и Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара, Департамент образование Администрации городского округа, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара. Все они осуществляю взаимодействие с НКО в рамках реализации своих полномочий: привлекают НКО к проведению мероприятий, решению некоторых вопросов, участвуют в финансировании проектов и программ, осуществляемых некоммерческими организациями.
Помимо этого, в ходе написания выпускной квалификационной работы, мы изучили такие формы поддержки некоммерческих организаций, как гранты и субсидии. Узнали виды субсидирования организаций: авансирование и возмещение. А так же условия предоставления грантов и субсидий некоммерческим организациям в г. Самара.
В заключение, необходимо сказать о важности развития и совершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, ведь как только такое взаимодействие будет налажено, и НКО станут помощником муниципальных образований. Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Благодаря такому сотрудничеству снижается социальная напряженность в муниципальном образовании, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные источники финансирования путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности. Перекладывая на НКО часть своих полномочий, государство подчеркивает важность развития гражданского общества в России. От эффективного взаимодействия власти с некоммерческим сектором зависит благосостояние всего общества.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) ГК РФ // СПС «КонсультантПлюс»;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс»;
4. "О некоммерческих организациях": Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
5. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
6. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»: Закон Самарской области от 5 марта 2005 года №77-ГД // СПС «КонсультантПлюс»;
7. "Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара": Постановление Администрации городского округа Самара от 14.04.2014 № 454 // СПС «КонсультантПлюс»;
8. «О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара»: Постановление Главы городского округа Самара от 04 февраля 2009 года № 95 (с изменениями на 11 марта 2014 года) // СПС «КонсультантПлюс»;
9. "Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций": Муниципальная программа городского округа Самара, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.04.2014 № 507 // СПС «КонсультантПлюс»;
Литература
10. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: Учебное пособие / Стандарт третьего поколения. – СПб,2012. – 128 с.;
11. Блинова Н.В. О природе взаимодействия власти, бизнеса и общества. //Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. - № 20. – С. 54-56;
12. Володин А.Г. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. - М., 2015. – 215 с.;
13. Носаненко Г. Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2014, – № 23. С. 12-15;
14. Гукова И.Н. взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2013, – № 3. С. 8-9;
15. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. / Общественная палата Российской Федерации, – М., 2016. – 15 с.;
16. Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах // Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 2013г. – 80 с.;
17. Кулькова В.Ю. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. – С. 7-20;
18. Лычак К.Д. НКО-участники рынка социальных услуг / Ресурсный центр, Ростов-на-Дону, 2016. – 56 с.;
19. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики, 2014. № 7.– С. 13-22;
20. Макаренко О.В., Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М, 2014. – 274 с.
21. Мерсиянова И.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора // Сборник научных статей ко Второму семинару Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Новосибирск, 2015. – С. 9-10;
22. Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества. – М., 2013. – 59 с.
23. Методические рекомендации по составлению заявок на получение гранта в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию социально значимых проектов (программ). - Самара, 2015. - 23 с.
24. Методические рекомендации по оформлению финансовых документов для получения субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара национально-культурными объединениями. - Самара, 2015. - 12 с.
25. Лапина Г., Леонова И. О взаимодействии организации третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики //Сборник статей памяти А. Крыштановского. - М., 2014. – С. 114-120;
26. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. Международный опыт государственной поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014, № 16. – С. 73-85;
27. Решетников С.В. Политология. Минск: ТетраСистемс, 2014. – 448 с.;
28. Рудник Б.Л. Негосударственные некоммерческие структуры и их взаимодействие с государством // Экономика общественного сектора: учебное пособие под ред. Е.Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея, М: ТЕИС-2012, - С. 126-128;
29. Рудник Б.Л. Поддержка Третьего сектора в регионах России. М.: Институт некоммерческого сектора, 2013. – 125 с.
30. Социальное партнерство: взаимные обязательства сторон. М.: КСОРР, 2012. – 74 с.
Интернет-ресурсы
31. «Третий сектор» возвращают людям: СМИ об исследованиях – URL: http://flb.ru/info /54173.html (дата обращения: 08.05.2017);
32. Государственная политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций. – URL: http://www.demokratia.ru (дата обращения: 22.05.2017);
33. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области за 2015 год. - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);
34. Ежегодный доклад Общественной палаты Самарской области «Состояние гражданского общества в Самарской области в 2015 году». - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);
35. Официальный сайт Администрации г.о. Самара. -URL:http://samadm.ru/ authority/the_department_of_public_and_external_relations_/about-managing/ (дата обращения: 29.05.2017);
36. Политика: Фонд Костина призывает НКО сменить ориентацию. – URL: http://civilfund.ru/article/1077 (дата обращения 12.05.2017).
37. Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития. – URL: http://civilfund.ru/mat/view/20 (дата обращения 08.05.2017);
38. Электронная энциклопедия «Академик». – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ru wiki/228326 (дата обращения: 17.05.2017);
39. Электронный ресурс Новаинфо. -URL:http://novainfo.ru/article/12334 (дата обращения: 05.06.2017).