Власть и реформы при петре великой 4 страница
Податная реформа Петра I сильно подстегнула распад служилых корпораций. Но социальные последствия преобразований были опосредованными: реформатор не ставил прямой задачи изменить социальный статус человека или социальной группы, однако это происходило само собой вследствие перемен в характере службы, зависимости или порядке несения тягла. В других случаях власть сознательно шла на изменения статуса различных категорий населения, проводила реформы, которые иначе как социальными не назовешь. Податная реформа включала в себя все виды социального реформирования. В 1717 г. неэффективность подворного обложения и потребность, в связи с приближающимся окончанием Северной войны, разместить армию на мирных квартирах привели к массовой переписи мужского податного населения. Начатая как сугубо финансово-фискальная мера, подушная перепись сразу же потребовала проверки-ревизии ее материалов — так много душ мужского пола оказалось утаено от учета. Когда же силами армейских команд началась ревизия, ставшая впоследствии известной как Первая ревизия из тех пяти, которые пришлись на XVIII век, выяснилось, что нужно — по ходу проверки наличного числа душ — решать массу проблем социального свойства. Так, резко обострилась проблема беглых крестьян, которые были обнаружены на новых местах жительства. Вывоз крестьян на прежние места к прежним помещикам обернулся грандиозной по масштабам карательной операцией, которой еще на знала Россия. Десятки тысяч крестьян одновременно были сняты с насиженных мест и переброшены в другие, резко возросло бегство их за границу, на Дон. Правительству пришлось вплотную заняться законодательством о беглых, и его общее направление можно назвать последовательно репрессивным. Значительно ужесточились все известные до этого правовые нормы и процедуры по вывозу беглых.
Податная реформа поставила точку в истории служилых корпораций. В ходе проведения ревизии на Юге большая часть однодворцев — южных служилых по отечеству — была положена в подушный оклад наряду со своими крестьянами. Явки на традиционные смотры служилых людей для однодворцев отныне отменялись. Главная причина включения их в тягло состояла в том, что они вели крестьянский образ жизни, работали на земле.
Включение служилых людей по отечеству Юга в подушную подать означало, что отныне эта служилая корпорация распадается на две части: податную и неподатную. В последнюю попали царедворцы, московские дворяне. Неподатное состояние их стало привилегией дворянства России, но освобождение от тягла не означало свободы новой группы от массы других обязанностей. Более того, условия существования дворянства петровского времени стали более суровыми, чем условия, в которых жили служилые люди по
отечеству в XVII в. Вся их жизнь с ранней юности, когда им полагалось учиться, являться на смотры, была подчинена государству. До самой старости они были обязаны бессрочно, постоянно, дисциплинированно служить в офицерских, солдатских чинах, на посылках, комиссарствах и на других государевых службах, лишенные права не только покидать службу по истечении ряда лет, но и хотя бы на время возвращаться в свои деревни. Жесткая петровская политика вымела подчистую из дворянских вотчин и поместий молодежь и даже стариков, суровы были наказания за попытки избежать службы или смягчить ее бремя. Отписание земли и крестьян, лишение дворянства, телесные наказания, тюрьма и каторга — таков был удел представителей дворян, которые, применительно к петровским временам, исключительно по недоразумению в советской науке называются «господствующим классом». Права дворян в земле- и душевладении, которые служат основанием для такой характеристики «господства», были резко ограничены. Главную роль в этом ограничении сыграл петровский указ 23 марта 1714 г. о единонаследии, навеянный европейским законодательством о майорате, обеспечивавшим преемственность дворянского землевладения. Петровский указ ставил точку в процессе слияния вотчины и поместья, которые отныне становились единым «недвижимым имением». Но одновременно он лишал всех дворянских сыновей, кроме одного из них, права на долю отцовского наследства, обрекая остальных на поиски службы как источника пропитания. Позже был принят закон, который препятствовал попыткам родителей обеспечить других сыновей наследством с помощью продажи части имения и передачи им денег. Тем самым во имя своих целей государство сохранило традиционное ограничение свободы купли-продажи владений. Власть по-прежнему вмешивалась в имущественную сферу, как и в частную жизнь подданных царя. Были и другие существенные ограничения (вроде запрещения дворянину жениться до окончания учебы), которые делают характеристику дворянства как «господствующего класса» сильным преувеличением.
Отделенные от дворян служилые люди Юга, получившие название «однодворцы», не превратились в самостоятельную социальную группу. Они попали в новую категорию, которую Петр I создал в 1723 г. одним росчерком пера: на заседании Сената царь предписал объединить черносошных крестьян русского Севера, инородцев Поволжья, пашенных крестьян Сибири, однодворцев Юга в единую группу, получившую название «государственные крестьяне». Этим самым подчеркивалось, что невладельческие, негородские группы населения, составлявшие одну пятую населения страны, не остаются в неопределенном состоянии, объявляются принадлежащими государству, которое с них взимает подушную подать в увеличенном размере. Этот размер надбавки определялся приблизительно величиной денежного эквивалента помещичьих повинностей крепостных крестьян. Создание социальной группы государственных крестьян привело к ужесточению государственного контроля, ограничению юридических прав и возможностей свободных людей, шире — народа. Привязанные к тяг-
лу, фактически лишенные права пространственного и социального перемещения, государственные крестьяне становились своеобразными крепостными государства, резервуаром, из которого русские самодержцы черпали людей для подарков своим сановникам и фаворитам.
Осуществляя податную реформу в деревне, петровские ревизоры столкнулись с проблемой податного статуса дворовых, состоявших в значительной степени из холопов, многие из которых имели право выхода из холопства по завещанию господина. После некоторых колебаний было решено включить всех дворовых в подушный оклад, «дабы вечно с крестьянами» быть в тягле и зависимости от помещика.24 Петр I, принимая это решение, исходил из фискальных соображений, перекрывая недобросовестным владельцам путь к утайке крестьян под видом холопов. Но фактически этим решением 1723 г. Петр I ликвидировал тысячелетний институт холопства, существование которого коренилось не только в идущих с древности традициях домашнего рабства, организации русской армии, но и в экономической потребности иметь категорию зависимого населения, обслуживающего помещика на барской пашне и в домашнем хозяйстве. С уничтожением института холопства был сломан довольно тонкий социальный механизм регулирования и специализации подневольного труда. Значительное усиление барщины в структуре повинностей помещичьих крестьян после Петра I, отмеченное в литературе 25, было обусловлено не только естественным процессом товаризации помещичьих хозяйств, но и тем, что после ликвидации института холопства бремя барщины и обслуживания дома помещика всей тяжестью легло на плечи крестьян, способствуя усилению крепостничества.
Городским категориям населения пришлось не легче сельских. В 1721 —1722 гг. Петр I задумал грандиозную городскую реформу, «дабы всероссийское купечество, яко рассыпанную храмину, паки собрать». «Собирание» понималось как насильственное возвращение всех городских тяглецов в посады, откуда они вышли, что и было осуществлено в ходе ревизии. 25 мая 1722 г. решили вообще запретить купцам переезжать из города в город, что вызвало протест купечества. Угроза парализовать в результате этой полицейской меры торговлю в стране вынудила Петра I отступить. Но он стремился к другой цели: коренным образом изменить, унифицировать социальную структуру города путем переноса в русский город европейских магистратов, цехов, гильдий. Эти выросшие на Западе в течение столетий институты были разом внедрены в русскую почву. 16 января 1721 г. жители русских городов проснулись членами гильдий и цехов. Осуществлялось это в силу регламента Главного магистрата, а ревизоры подушной переписи приступили к «расписыванию» городского населения по гильдиям и цехам. Делалось это грубо, непродуманно. Главной целью образования цехов и гильдий бы-
24 РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 53. Л. 534—536.
25 См.: Тихонов Ю. А. Помещичьи крестьяне в России: Феодальная рента в
XVII—начале XVIII в. М., 1974.
до вовсе не развитие торговли и ремесла, а решение сугубо фискальных проблем. Власти стремились к тому, чтобы все жители городов были поголовно положены в оклад подушной подати. В некоторых городах до 45% гильдейского купечества занималось «черной работой» и не имело никакого отношения к коммерции.26 В погоне за выполнением своеобразного «плана» по сколачиванию «податного числа» ревизоры включали в гильдии и цехи нищих, крепостных работников и пр. Так благое дело, заложенное в идею развития в России столь плодотворных в Европе городских порядков, сразу же превратилось в фикцию, вылилось в искусственное расширение чиста городских плательщиков. Причем власти не отменили архаичную круговую поруку при платежах налогов, и увеличение числа «гильдейских купцов», «мастеров и подмастерьев» означало только одно — на состоятельных членов посадской общины ложились новые налоги. Чтобы предотвратить переход крестьян в города, было разработано целое законодательство о «торгующих крестьянах», согласно которому крестьянин сохранялся за владельцем, а тот позволял ему торговать, брал с него налоги, но не давал закрепиться в городе. Таким образом, воздух города не делал крепостного свободным. Процесс развития русского города по европейскому пути был существенно затруднен петровской городской реформой. Этому же благоприятствовала и структура управления городами. Образованные в них магистраты сразу же стали бюрократическими учреждениями, подчиненными Главному магистрату — коллегии по управлению городами. Представители купечества привлекались, как и раньше, для исполнения административных обязанностей и несли материальную ответственность за успех порученного им дела. Ни о каком подлинном самоуправлении не шло и речи.
Трудно назвать социальную группу русского населения, которой бы не коснулись реформы Петра I. Особое внимание Петр I уделил духовенству. Рационалистическое мышление, презрение к духовенству и монашеству, постоянно порождавшим в своей среде врагов реформ, — все это сделало Петра I ярым противником церкви как автономной в государстве организации. Он встал на путь секуляризации церковных имений, а самое главное — полностью подчинил управление церкви государству. Нет сомнений, что, осуществляя церковную реформу, Петр I исходил из многих положений англиканства, делавшего государя главой церкви. Так это и произошло в России: ликвидация патриаршества сопровождалась установлением коллегиальной формы управления духовными делами, а государь был объявлен главой Русской православной церкви. Создание жестких штатов церковников выбросило значительную часть их из духовного сословия и означало приписку их к подушному тяглу в местах проживания, что в большинстве случаев вело к распространению на них крепостного права. Царь активно вмешивался в обрядовую сторону православия, поставив цер-
Волков М. Я. Города Тверской провинции в первой четверти XVIII в. // Историческая география России XII—начала XX в. М., 1975. С. 150—160.
ковь на службу своему государству, во многом лишив прихожан духовного убежища от всепроникающей власти и идеологии государства. Под страхом смерти священникам предписывалось нарушать тайну исповеди и доносить на своих духовных детей при первом же подозрении в государственном преступлении. В конце своего царствования Петр I пошел на фактическую ликвидацию монастырей, в которых видел только притоны развратников и бездельников и которые хотел превратить в госпитали для инвалидов и больных.
Все эти и многие другие реформы Петра I преследовали цель коренной реконструкции социального строя России после распада системы служилых чинов. Сам Петр I называл свое социальное реформирование «произведением подданного всероссийского народа». Структура общества по-прежнему оставалась служилой, чиновной, но возводилась не на традиционных ценностях, а на новой, европеизированной, «регулярной основе». «Регулярство», «регул», «правило» становятся важнейшим элементом государственного, политического, правового сознания, критерием и гарантией действенности структур власти (бюрократия, в сущности, тоже «регулярство»). Но важно и то, что «регулярство» — не просто характеристика принципа управления, это важнейший элемент социальной политики, социального реформирования. Только в режиме «регулярства» могли функционировать правительственный аппарат и новая служилая структура общества, поделенная на новые социальные группы.
В основе режима «регулярства» лежала доктрина этатизма, согласно которой власть государства становилась тотальной, всепроникающей. Петровская эпоха не просто сохранила систему контроля, характерную для русского средневекового общества, она внесла такие важные изменения в социальную политику, отношения в обществе, просто — в обыденную жизнь людей, которые позволяют исследователям говорить о строительстве Петром I полицейского государства. Это не была особенно свежая, абсолютно новая идея. Доктрины многих европейских государств включали положения, в той или иной степени предусматривавшие активное вмешательство государства во все сферы жизни общества, в личную жизнь подданных, экономику (например, протекционизм и меркантилизм, характерные для торгово-промышленной политики многих европейских государств, были ярким проявлением этатизма). Полиция понималась не только как учреждение, но и как система отношений, образ универсального мышления, предусматривающий жизнь общества под доброжелательной, но пристальной и всепроникающей опекой государства. В ходе петровских реформ эти идеи были усвоены, воспроизведены и усилены, придав европейской доктрине этатизма черты, характерные именно для России. В регламенте Главного магистрата 1724 г. предписывается, что полиция не только следит за порядком, архитектурой, санитарией, призрением, регулирует цены, но и «запрещает излишество в домовых расходах..., воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и
всех добрых порядков и фундаментальной подпор человеческой безопасности и удобности».27
Господство полицейского начала не было самоцелью петровского государства. С помощью внедрения «регулярства» достигалась победа над «стариной», ассоциируемой с «неправильностью», отсталостью, дикостью. Полицейский режим обеспечивал контроль за обществом, эффективность работы аппарата и всей служилой структуры. Одним из важнейших элементов полицейского режима стало признание того, что среди подданных императора не может быть людей, находящихся вне трех отчасти дублирующих друг друга систем: крепостной, податной и служилой. В случае утраты трудоспособности предусматривалась также система государственного призрения. Иначе говоря, петровское государство не допускало существования свободных людей. Понятие «вольный человек», присутствующее в праве XVII в. и характеризующее положение человека, свободного от крепости, тягла и службы, при Петре было полностью искоренено, оно прочно ассоциировалось с понятиями «беглый», «преступник», «человек, преследуемый по закону».
Понятие «тотальное государство» применять к петровской эпохе можно только с большой оглядкой. Но без этого понятия трудно охарактеризовать массовые акции с применением военных по проверке населения, вывозу или сгону беглых с мест их проживания во время поголовной ревизии. Тотальный характер приобрела и борьба с вольными, гулящими и нищими. 3 июля 1724 г. был подготовлен указ о грандиозной полицейской акции, намеченной на один день по всей стране. Для этого местные администраторы должны были 1 октября 1724 г. вскрыть пакет с указом, предписывавшим им начать задержание и перепись всех нищих, инвалидов, больных, сирот — всех, кто «ни к кому не приписаны и в подушный оклад не положены», и определить их судьбу: либо в богадельню, либо — по деревням, к владельцам, либо в службу, либо в тюрьму.28 Этот и другие петровские указы были проникнуты одним духом: «От таковых, которые шатаются без служеб, государственной пользы надеятися немочно, но токмо умножается воровство».
В системе полицейского контроля за населением с успехом использовались и новые, и старые институты. С 1724 г. в России были введены паспорта, без которых ни один крестьянин не имел права покидать свою деревню. Крепостное право, уже изначально содержавшее в себе ограничение в перемещении крепостных, вошло естественным элементом в систему контроля и фиска: помещик нес ответственность за платежи своих крестьян, обязан был контролировать их поведение, выдавать им паспорта на выход для заработков. В новой системе нашли место и крестьянской общине, которая искусственно поддерживалась властью, ибо с помощью традиционной круговой поруки позволяла гарантировать выплату податей, отправление повинностей, удержание крестьян от побе-
" ПС31. Т. 6. № 3708. 28 Там же. Т. 7. № 4522.
гов. Новым элементом в системе полицейского контроля стала армия. Размещенные в деревнях среди крестьян полки получали деньги непосредственно со своих дистриктов, и офицеры были обязаны не только взимать с крестьян подушную подать, но и препятствовать крестьянским побегам и волнениям, контролировать перемещение посторонних через дистрикт размещения полка. Ту же цель преследовала установленная в 1724 г. система паспортов для крестьян. Отныне человек, обнаруженный без паспорта или с просроченным паспортом, подлежал преследованию как беглый. Прежняя практика найма людей без паспортов на предприятия и промыслы была запрещена, а владельцам держать «беспашпорт-ных» стало опасно. Впоследствии это сильнейшим образом повлияло на структуру рабочей силы на мануфактурах, негативно сказалось на развитии капитализма в русской промышленности, на становлении сословия предпринимателей, формировании рынка наемного труда. Если отметить также жесткий контроль за одеждой, внешним видом подданных, строительством жилья, обязательность исповеди и обязательность нарушения священником ее тайны, то картина полицейского государства предстанет во всей полноте. Ее можно дополнить упоминанием о разветвленной системе доносительства, материально вознаграждаемого государством, и о жестоком наказании недоносителей. Так с помощью разнообразных средств создавалось «регулярное» государство, основанное на неограниченной власти самодержца, бюрократии, крепостном праве и полицейском надзоре.
Победы армии были бы невозможны без преобразований в экономике, промышленности. С началом Северной войны потребности в железе были огромны, внешние источники его поступления пресеклись, а внутренние были недостаточны. К тому же армии нужно было не только оружие, но и снаряжение, одежда, обувь.
Главным строителем многих новых заводов выступило государство. Оно с максимальной полнотой использовало все свои преимущества. Централизованное управление позволяло оперативно и рационально определить район размещения, масштабы производства, способы обеспечения его всем необходимым. Местные власти по указу сверху всемерно содействовали промышленному строительству на их территории. Многообразна была помощь государства частным предпринимателям — тем, конечно, кто обещал быстро начать лить пушки, производить сукна и другие нужные армии и флоту товары. В итоге за несколько лет в России произошел настоящий экономический скачок, а помогло его совершить освоение богатейших месторождений ископаемых Урала. Успехи русских металлургов были так значительны, что уже с 1705 г. артиллерия больше не нуждалась ни в новых орудиях, ни в снарядах к ним. В конце XVII—начале XVIII в. быстро строились и фабрики легкой промышленности, преимущественно в Москве.
Петр I помогал мелким и крупным фабрикантам и заводчикам, которые строили новые заводы или хотели получить в свое распоряжение государственные предприятия. Петровская эпоха позволила даже в рамках полицейского контроля развернуться, обогатиться и принести пользу стране многим инициативным людям из разных слоев общества. Без различия происхождения царь помогал предпринимателям деньгами, присылал к ним иностранных инженеров, металлургов, предоставлял заводам большие льготы. Он подчинял — «приписывал» к заводам — обширные земли с десятками населенных деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта. Однако возможности свободного предпринимательства преувеличивать не следует.
В экономической политике Петра I заметны два основных этапа, во многом связанные с ходом Северной войны. На первом (это приблизительно два первых десятилетия XVIII в.) власть шла по пути жесткого протекционизма, активного и всестороннего вмешательства государства в экономику. Максимум денег от торговли, максимум товаров от промышленности — таковы были конечные цели экономической политики Петра I. Никакие препятствия на этом пути Петру I помешать не могли. В итоге насилие стало основным орудием экономической политики. Государство насильственно переселяло купцов разных городов в Петербург, насильственно сколачивало торговые и промышленные компании, не считаясь при этом с экономической целесообразностью и доходностью таких компаний. Власти устанавливали твердые закупочные (как правило, заниженные) цены на товары, поставляемые купцами и промышленниками в казну. Эти товары реализовывались самим государством уже по резко завышенным ценам внутри и вне страны.
Второй этап экономической политики совпадает с осуществлением начатых в 1718 г. государственных преобразований. Образование Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегий, Главного магистрата означало, что эти новые бюрократические ведомства становятся институтами государственного регулирования национальной экономики, органами, через которые осуществляется торгово-промышленная политика самодержавия на основах меркантилизма и протекционизма. Это был важный рубеж, перелом в экономической политике. От непродуманных, поспешных мер, продиктованных острейшей потребностью государства в деньгах и припасах для войны, Петр I переходит к такой экономической политике, которая отличается большей сбалансированностью интересов, стабилизирует экономическую ситуацию и четко обозначает место и способы государственного регулирования в экономической сфере. Именно в этот период на основании популярных теорий меркантилизма и протекционизма, опыта промышленной и торговой политики военного времени вырабатывается такая модель экономической политики самодержавия, которая существует весь XVIII и даже переходит в XIX век. С 1719 г. фактически уничтожаются все казенные монополии и торговля становится свободной. Коммерц-коллегия должна была защищать интересы купцов в стране и за ее пределами.
Произошел резкий поворот и в промышленной политике. В 1719 г. была принята «Берг-привилегия» — документ, разрешавший любому подданному отыскивать руды, получать привилегии на разработку месторождения и основывать заводы. Этот закон благоприятствовал промышленному предпринимательству, как и практика передачи казенных (в особенности убыточных) предприятий частным владельцам. При этом владельцы получали право торговли своими товарами, различные льготы, в том числе беспроцентные ссуды.
Вместе с тем меры поощрения торговли, промышленности и частного предпринимательства осуществлялись со значительными оговорками, которые во многом ограничивали предоставленные свободы и льготы. Владельцы частных мануфактур находились под тщательным контролем Берг- и Мануфактур-коллегий. Государство отказалось от насильственных мер экономической политики через системы запретов, установления пошлин, налогов, прямого участия казны в торгах и промыслах и перенесло всю тяжесть на создание административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью регламентов, уставов, отчетности, проверок направляла экономическую жизнь в нужное ему русло. Ни торгово-промышленные компании, ни отдельные владельцы не обладали свободой предпринимательства и даже незыблемым правом собственности. Главной обязанностью промышленника оставалось выполнение заказов казны, и завод находился в руках владельца до тех пор, пока он вовремя и в срок поставлял товары в казну, точнее — в армию и на флот. Промышленные коллегии обладали огромной властью над частным предпринимателем: осуществляли контроль над выпуском продукции, ее ассортиментом и качеством, устанавливали покупные цены, ведали всей судебной властью над предпринимателями и рабочими. Опека над промышленностью была столь значительна, что главной фигурой в ней оказывался бюрократ, чиновник специализированного ведомства.
В 1724 г. был принят ярко выраженный протекционистский тариф, который охранял интересы купечества и предпринимателей от конкуренции более дешевых товаров иностранного происхождения. Но вместе с тем тариф жестко регулировал грузопотоки и оговаривал конкретные виды товаров, предназначенные для экспорта в конкретных гаванях.
Влияние государства на экономику сказывалось и опосредованно, через всю систему регулируемых им же общественных отношений. Речь идет прежде всего о системе использования рабочей силы. Мануфактуры при Петре обеспечивались рабочими руками по-разному. Часть владельцев пользовалась наемной силой, часть — приписными крестьянами. В конце XVII—начале XVIII в. уже возник и окреп рынок вольнонаемной рабочей силы и прослойка «вольных и гулящих людей», из которых вербовались рабочие, была значительна. Однако постепенно, по мере усиления полицейского режима в стране и социальных преобразований, ситуация с рабочими руками стала меняться — вольных рабочих нанять стало невозможно. И 18 января 1721 г. Петр I подписал указ, разрешающий предпринимателям приписывать к своим заводам крепо-
стных. В сущности, это было узакононение принятой практики, но оно юридически оформляло новый вид крепостнической собственности — «деревни при заводах».
Все это пагубным образом сказалось на развитии промышленности в будущем. Экономика, построенная на подневольном труде, могла развиваться только в рамках примитивного мануфактурного производства и элементарного разделения труда. Как только в Европе началась промышленная революция, отставание России от развитых европейских стран стало все более заметным. В то же время государственное поощрение промышленности с помощью приписки к заводам государственных крепостных крестьян, регулирование конкуренции, контроль за производством и сбытом, прочие меры резко замедлили становление буржуазии и наемных рабочих, задержали становление их отличающегося от прочих групп традиционного общества сознания.
Напряжения войны и реформ не выдержала не только система управления, которую пришлось перестраивать. С большими сбоями работала и налоговая система, и к окончанию Северной войны стало ясно, что ее нужно также менять, как приказы и канцелярии.
Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», как раньше, а «душу мужского пола». Решено было провести эту реформу одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200-тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было разместить и содержать. И Петр I опять-таки прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно — деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.
26 ноября 1718 г. был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Дело это оказалось сложным, работа затянулась до 1724 г. Возникало много проблем. Ревизорам предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.
Как бы то ни было, к 1724 г. стало известно о 5 млн. 656 тыс. душ мужского пола (без дворян и некоторых других категорий населения). К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 г., расходы на кавалериста составляли 40 руб., на пехотинца — 28, 5 руб., а в целом расходы на всю армию достигали 4 млн. руб. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн.рублей на 5, 6 млн. душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки с одной души мужского пола.
Так начала свою долгую (свыше 150 лет) историю подушная система налогообложения. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной Для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных: следующая ревизия была органи-