Мероприятия в крестьянском вопросе
1) Николай I о крепостном праве — это зло, но его отмена несвоевременна и более губительна;
2) курс на облегчение положения крестьян и регулирование отношений крестьян с помещиками;
3) запрет на перевод безземельных крестьян в дворовые люди;
4) ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению;
5) запрет на продажу крестьян поодиночке и без земли (1841);
6) безземельных дворян лишили права приобретать крестьян (1843);
7) указ «Об обязанных крестьянах» (1842): помещики могли освободить крестьян и дать им землю в пользование; за земельный надел крестьянин нес определенные повинности, т.е. оставались прикрепленными к земле. (в категорию «обязанных крестьян» перешло всего лишь 27,2 тыс. душ мужского пола);
8) крестьянам разрешено выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);
9) Инвентарная реформа (1847-1848): инвентари определяли размеры крестьянских наделов и крестьянские повинности; Инвентарная реформа ослабляла влияние помещиков польского происхождения в западных губерниях, а также препятствовала обезземеливанию крестьян.
Реформа государственных крестьян (1837-1841)
1) цель реформы — поднять благосостояние государственных крестьян, показать помещикам пример отношения к крестьянам;
2) руководитель реформы — глава Министерством государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселев (1788—1872);
3) программа реформы государственных крестьян:
а) крестьянское местное самоуправление;
б) равномерное наделение крестьян землей;
в) общественная запашка, семенной фонд и продовольственные склады на случай неурожая;
г) справедливая раскладка налогов и перевод крестьян на денежный оброк;
д) деревенские начальные школы;
е) открытие больниц и ветеринарных пунктов;
Ж) распространение агротехнических знаний.
3. Политика в области просвещения и образования
1) Принципы политики в области образования:
а) сословность и замкнутость (изолированность) образования: право обучения в гимназиях только дворянским детям;
б) ограничение доступа низших сословий к получению образования: запрещалось обучение крепостных в средних и высших учебных заведениях;
в) преимущественное положение государственных учебных заведений над частными.
2) Университетский устав (1835): фактическая ликвидация автономии университетов:
а) надзор за преподавателями и студентами;
б) управление университетами перешло к попечителям учебных округов;
в) Совет профессоров лишился самостоятельности;
г) университетской полиция для поддержания порядка.
3) высшие учебные заведения:
а) закрыты Варшавский и Виленский университеты (1831-1832);
б) открыты Киевский университет (1834), Военная и Морская академии, Технологический институт (Петербург), Училище архитектуры (Петербург), Межевой институт (Москва), училище правоведения.
4) цензурная политика:
а) Цензурный устав (1826) и Цензурные правила (1828): запрет на сочинения, критикующие монархию, церковь, государственные органы и должностных лиц; административный контроль за журналами, издателями и писателями.
б) Бутурлинский комитет (1848) для надзор за цензорами.
Экономическая политика Николая I
Правительственный курс
1) Николай I понимал необходимость ускорения промышленного развития страны;
2) часть сановников, включая министра финансов Е.Ф. Канкрина, опасались форсированного создания промышленности и увеличения численности пролетариата;
3) создание Мануфактурного совета (1828) для контроля за развитием промышленности;
4) политика протекционизма: высокие таможенные пошлины на ввозимые заграничные товары;
5) Тарифная система (1850) о стимулировала повышение конкурентоспособности русских товаров;
6) строительство железных дорог;
7) организация крупных промышленных выставок.